Как правильно проводить развивающие занятия с детьми 3-4 лет.

Не секрет, что игры помогают ребенку расти умным, любознательным, сообразительным. В возрасте три года начинается дошкольный период развития малыша. В этот период ребенок стремится узнать ещё больше, он уже многое умеет.

Большую роль в умственном развитии ребенка играет знакомство с окружающим миром: его привлекают форма предметов, их цвет, размер, расположение в пространстве, возможность передвижения.

Игры-занятия с ребенком должны быть направлены на развитие таких важных познавательных способностей, как память, внимание и мышление. Занимаясь с ребенком, родители должны помнить, что действия малыша ещё только становятся целенаправленными. Малышу ещё очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается, не задерживая своё внимание надолго. Интерес у ребенка возникает особенно тогда, когда он видит новые и яркие предметы, но так же быстро пропадает.

Родителям важно помнить три основных правила организации занятий с ребенком 3-6 лет:

1) не давайте малышу для повседневной игры те игрушки, с которыми вы будете проводить занятия, чтобы у ребенка не пропал к ним интерес;

2) во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы (всё лишнее необходимо убрать из поля его зрения);

3) игры должны быть простыми и короткими (примерно на 5 минут), но важно, чтобы в каждой игре ребенок доводил начатое до конца.

Знакомство с формой предметов.

Для этой цели подойдет игра-соревнование "Что катится". Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот? Фигурки, которые нужно докатить до ворот, являются мячик (шарик) и кубик. Ребенок выбирает фигурку. Вначале ему будет всё равно, какую взять фигурку, но потом он поймёт, что в этой игре выигрывает тот, у кого мячик. После игры обязательно сделайте с ребенком вывод: "Круглое (шарик) катится, а кубик не катится". далее рассматривайте вместе в ребенком кубик, обращая внимание на острые углы (грани), которые мешают кубику катиться и на отсутствие таких уголков у шара. В завершении игры можно научить ребенка рисовать круг, символизирующий шар и квадрат, символизирующий куб.

Знакомство с величиной предметов.

Для этой цели подойдёт игра "Одень куклу". Ребенку предлагается одеть двух кукол (одну большую и другую - поменьше). Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат вещи (платья). Ребенок должен самостоятельно определить, какая одежда какой кукле принадлежит. Родителю важно обратить внимание малыша, что для большой куклы одежда мала, а для маленькой куклы - велика, после чего ребенку дается возможность подумать самостоятельно и определить, для какой куклы какая одежда. Если нет в наличии двух кукол, то можно их вырезать из бумаги, и одежду к ним.

Развитие внимания.

Игра для развития внимания называется "Сравни предметы". Перед ребенком ставят две игрушки и просят рассказать, чем они похожи и чем отличаются. Можно называть признаки сходства и различия с ребенком по очереди. Самое простое - предложить ребенку для начала, к примеру, плюшевого медведя и плюшевого зайчика, а затем, когда ребенок справится с первым заданием, в другой день можно задание усложнить, предложив ему,к примеру, две машинки, два кубика с разными картинками и т.п.).

Развитие памяти.

Для этой цели подойдёт игра под названием "Магазин". Сначала выбираете, в какой магазин ребенок "пойдет". К примеру, это может быть магазин "Молочные продукты", "Хлебный", "Продукты", "Игрушки" и т.п. (название можете придумать сами). Родитель просит ребенка купить в магазине 2-3 предмета (например, молоко, сыр, творог). Ребёнок запоминает список продуктов и "идет" за ними в игрушечный магазин. Родитель исполняет роль продавца. Затем список продуктов можно увеличить до 4-5 и так далее.

Развитие ориентации в пространстве.

Для этой цели подойдёт игра "Угадай, кого загадали". Игра проводится с использованием любимых игрушек малыша. Важно, чтобы их можно было посадить или поставить без опоры. Ребенок стоит или сидит, игрушки размещаются вокруг него: перед ребенком, сбоку и сзади. Родитель загадывает одну из игрушек, а ребенок должен угадать, какую игрушку загадал родитель, который называет "адрес" игрушки. Например, игрушка сбоку от тебя". Ребенок должен назвать игрушку, находящуюся по этому "адресу" (например, "это мишка!"). В этой игре взрослый и ребенок могут поменяться местами, и загадывать адрес игрушки будет малыш.

Развитие образного мышления.

Для этой цели можно использовать игру "Путешествие по городу". Заранее заготавливаются таблички-картинки с изображениями: расчёска, молоток, буханка хлеба, иголка с ниткой, автомобиль, письмо, лекарство и т.п. малышу рассказывается история о том, что вы попали в город, в котором все люди разговаривают на неизвестном нам языке. В городе много разных магазинов, кафе и прочих интересных мест. Как узнать, где находятся эти магазины и кафе? Ребенку взрослый показывает одну картинку и просит ребенка сказать, что означает вывеска с таким рисунком? Если ребенок не ответит, можете подсказать. Затем можно наоборот, попросить ребенка найти вывеску (картинку), например, для хлебного магазина. И так далее.

Развитие творческих способностей.

Игра называется "Кто я?" В эту игру можно играть где угодно и даже могут играть несколько человек. Требуется только родительская выдумка и фантазия. Взрослый спрашивает у ребенка: "Кто я?" и изображает какой-то предмет или животное (например, поезд, самолет, кошку и т.д.). Когда ребенок научится отгадывать, что загадал взрослый, то можно поменяться с ним местами, то есть пусть ребенок сам придумывает, как показать тот или иной предмет или животное.

Таким образом, используя предложенные в этой статье игры, взрослым будет довольно просто организовать время ребенка, заполнив его интересными развивающими полезными играми.