Значение и особенности оздоровительных занятий с новорожденными детьми (1-3 месяцев).

В нашей стране уже с 30-х годов прошлого века была разработана очень хорошо продуманная система физического развития детей. На протяжении многих десятилетий это была важная часть государственной программы здравоохранения. Именно в 30-е годы прошлого века были разработаны методики и принципы физического воспитания и развития детей. В Ленинграде в 1929 году был создан Научно-исследовательский институт охраны материнства и детства под руководством профессора А.Ф.Тура, в котором в течение нескольких лет изучалось, в частности, влияние массажа и гимнастики на организм здорового и больного ребенка. Результатом работы ученых этого Института явилась созданная ими и проверенная система занятий с новорожденными (от одного до 4-х

месячного возраста) и более старшими детьми (от 4-х месяцев до 3-х лет). Уникальные методики развития ребенка, созданные в этом Институте, до сих пор применяются детскими оздоровительными и лечебными учреждениями.

В современном мире, по прошествии лет, комплексы упражнений приобрели игровой характер, когда классические оздоровительные упражнения более похожи на игру, чем на

медицинскую процедуру, хотя и не теряют своего медицинского эффекта. Большое значение в раннем периоде жизни (в период новорожденности) отводится массажу и гимнастике, которые, в совокупности, оказывают благотворное и всестороннее влияние на развитие маленького ребенка, укрепляюще воздействуя на весь его организм.

Массаж воздействует непосредственно на кожу и, соответственно, на лимфатические и кровеносные сосуды, освобождая ткани от продуктов обмена. Покраснение кожи при

массаже свидетельствует о расширении периферических сосудов (капилляров), что свидетельствует о притоке крови к поверхности кожи, улучшении питания кожи и её оздоровления. Массаж улучшает кровоснабжение органов и тканей в массируемой области, в мышцах, что способствует их лучшему росту, нормализации мышечного тонуса. Значение массажа для детского организма невозможно переоценить!

Приступая к массажу новорожденного ребенка (от 1 месяца жизни до 3-х месяцев), следует знать, что кожа в этом возрасте тонкая, легкоранимая. Поэтому, приступая к

массажу, необходимо с рук снять все украшения, иметь коротко остриженные ногти, чтобы случайно не поранить малыша. Прежде всего выполняются поглаживания, а затем по

мере взросления малыша, можно вводить другие элементы массажа: растирание, разминание, легкое постукивание одним-двумя пальцами.

У малышей в раннем возрасте часто случается метеоризм, что связано не только с развитием пищеварительной системы, но и с мышечной вялостью мышц брюшного пресса, кишечной мускулатуры. Для малышей в раннем возрасте важен массаж живота, что способствует опорожнению кишечника, освобождению от газов.

Для выработки правильных движений у ребенка, важно проводить специальные занятия - гимнастику. В этих занятиях у ребенка формируется правильный двигательный стереотип:

неловкие движения становятся более точными, а затем и автоматическими. Чем раньше начинать занятия гимнастикой, тем раньше у ребенка будет развиваться двигательный

стереотип и тем устойчивее будут результаты. В разном возрасте следует уделить внимание развитию соответствующих посильных ребенку навыков: например, в возрасте до 6 месяцев нужно научить ребенка правильно поворачиваться со спины на живот, после 6 месяцев - нужно научить ребенка правильно ползать, а после года - правильно ходить. Таким образом, задача гимнастики заключается в улучшении качества движений.

Перед применением того или иного комплекса гимнастики и массажа, необходимо проконсультироваться с педиатром.

Для проведения массажа необходимо, чтобы ребенок находился в горизонтальном положении, желательно на твердой и устойчивой опоре. Для этих целей подойдет пеленальный стол, обычный кухонный стол - достаточно большой, вокруг которого

можно свободно передвигаться. Стол необходимо застелить мягким (байковым) одеялом, клеенкой и пеленкой. После полугодовалого возраста, можно проводить занятия на полу,

так как ребенок в этом возрасте начинает активно двигаться и на столе его уже трудно удержать. Занятия следует проводить при обычной комфортной комнатной температуре, в

проветренном помещении, не ранее, чем через полчаса после кормления или за полчаса до него, когда ребенок настроен на общение и бодр.

Приступать к массажу и гимнастике нужно с чистыми сухими и теплыми руками. Одежда, не стесняющая движений и оставляющая руки открытыми до локтей. Если ваши руки склонны к сухости, то перед массажем смажьте их слегка специальным детским маслом. если руки склонны к потливости, примените тальк для придания им сухости.

Важно помнить, что при проведении массажа и гимнастики, ребенок получает не только оздоровительный эффект, но и общается со взрослым!

К концу первого месяца жизни ребенок уже фиксирует взгляд на лице матери или другого взрослого человека. На втором месяце своей жизни ребенок начинает поднимать голову, лежа на животе, поворачивает её в стороны, наблюдает за движущимися предметами. Ласковый разговор взрослого с ребенком вызывает комплекс оживления: ребенок начинает беспорядочно двигать руками и ногами, размахивая ими в разные стороны. На третьем месяце жизни ребенок уже пробует поворачиваться со спины на бок и иногда, закидывая одну ногу на другую, переворачивается на живот. В этот период (от одного до трех месяцев) важной целью занятий с малышом является уравновешивание тонуса мышц рук

и ног, для чего необходимо: а) частое общение с малышом, вызывающее у него "комплекс

оживления"; б) частое выкладывание ребенка на живот; в) легкий поглаживающий массаж всего тела ребенка: г) отсутствие тугого пеленания ребенка; д) стимулирование

активных движений ребенка (например, врожденного хватательного рефлекса руки).

В период первых трех месяцев уже можно, беря ребенка на руки, не только для укачивания, но и для знакомства с окружающими его предметами: ходите с ребенком по дому, рассказывая ему о том, что вы с ним видите и наблюдаете.

Примерный комплекс упражнений для здорового ребенка 1-3 месяцев, который вы можете взять на вооружение, разработан одним из ведущих специалистов в области детского массажа и гимнастики Ириной Красиковой:

1) массаж рук (поглаживание по каждой руке 6-8 движений): ребенок в положении на спине ногами ко взрослому, поглаживание производится одноименной рукой от кисти к

плечу и к подмышечной складке;

2) небольшое приподнимание из положения на спине путем захвата ребенком больших пальцев ваших рук (7-8 раз);

3) массаж ног (поглаживание по каждой ноге 6-8 движений): удерживайте ногу ребенка одноименной рукой, поглаживание осуществляйте по задне-наружной поверхности ноги от стопы к бедру, обходя коленную чашечку и не задевая передней поверхности голени, до паховой складки;

4) выкладывание на живот (до 20 секунд) - руки ребенка опираются на предплечья, голова приподнята, бедра разведены в стороны, если ребенку трудно удерживать голову, положите ему мягкий валик (например, из полотенца) под грудь;

5) массаж спины (поглаживание 4-5 движений) - от ягодиц к голове поглаживания осуществляются ладонью или тыльной стороной кисти, другой рукой придерживайте его ножки, так как в положении на животе ребенок еще не устойчив;

6) разгибание позвоночника (2-3 раза на каждом боку) - положите ребенка на бок и одной рукой придерживайте его ножки, другой рукой средним и указательным пальцами

проведите от крестца к шее по линии позвоночника, - при этом ребенок прогибает спинку;

7) массаж живота - по 5-6 раз каждый элемент (круговое поглаживание ладонью по часовой стрелке, не задевая область печени (правое подреберье); встречное поглаживание - ладонью правой руки сверху вниз и одновременно тыльной стороной пальцев левой руки снизу вверх; поглаживание косых мышц живота - ладони обеих рук подведите под поясницу ребенка и обхватывающим движением направляйте их навстречу

друг другу, соединяя пальцы над пупком; круговое поглаживание);

8) упражнение для укрепления мышц живота (2-3 раза) - ребенок упирается стопами в ваш живот, руками вы держите его голову и спинку, затем медленно поднимаете малыша на

своих руках, опираясь на локти и также медленно опускаете вниз до горизонтального положения;

9) массаж стоп (поглаживание 5-6 раз) - удерживая ножку ребенка в районе голени одной рукой, большим пальцем другой руки делайте круговые движения по его стопе, придерживая указательным и средним пальцем стопу с другой стороны;

10) сгибание и разгибание стоп (3-4 раза) - удерживая голень ножки ребенка, указательным пальцем нажмите на область возле пальчиков, в результате ребенок сгибает

пальчики ног;

11) имитация ползания (2-3 раза) - из положения лежа на животе, ножки ребенка разведены, соедините его стопы, держа за тыльную поверхность стоп, согните его колени, затем большими пальцами одновременно прикоснитесь к его подошвам: ребенок рефлекторно оттолкнется, разогнув ноги;

12) имитация ходьбы (2-3 раза) - поддерживая ребенка под мышками в вертикальном положении лицом или спиной к себе, дайте ему слегка прикоснуться стопами к твердой поверхности стола, - это вызовет рефлекторные шаги;

13) массаж груди (круговое поглаживание, вибрация, 5-6 раз) - из положения лежа на спине поглаживания выполняются ладонями одновременно от середины грудины вверх и в стороны к ключицам;

14) встряхивание рук - из положения лежа на спине, возьмите кисть ребенка и слегка встряхните ручки;

15) покачивание на гимнастическом мяче - из положения лежа на животе, придерживайте ребенка в области спины, покачивайте мяч в разных направлениях при небольшом размахе

движений.

При выполнении упражнений важно следить за состоянием ребенка: если ребенок устал, то упражнения лучше прекратить. Предложенные варианты массажа и упражнений не обязательны для выполнения за один раз, можно ограничиться 2-3 упражнениями. Если вы выполняете весь предложенный комплекс, то последовательность упражнений желательно

сохранить. Важно не забывать во время каждого упражнения активно общаться с малышом, разговаривая с ним, создавая у него радостное настроение.

Прежде, чем приступить к занятиям, обязательно проконсультируйтесь с педиатром, со специалистом по детскому массажу, так как, возможно, именно вашему ребенку потребуются специальные упражнения,специальные оздоровительные элементы массажа, которые может порекомендовать только специалист при личном приеме и осмотре малыша.
Пишет
Bianca
29 марта 2016
Рейтинг статьи