Как подработать на социологических и маркетинговых опросах?



Все работы, которые возможны в сфере социологических и маркетинговых исследований можно разделить на 2 части:
1. Работа в качестве интервьюера.
2. Работа в качестве респондента.

Эти два типа заработка отличаются принципиально, поскольку это просто две разные стороны одного и того же дела.
Интервьюер – это человек, который проводит интервью/опрос. Интервью проводится с респондентом.
Респондент – это человек, которого интервьюируют/опрашивают. Его опрашивает интервьюер.

Давайте сначала разберем работу интервьюера. В чем она заключается и так ли все просто, как кажется?
Казалось бы, вот тебе список вопросов - иди, спрашивай и получай деньги за заполненные анкеты. За день можно опросить десяток своих знакомых и за неделю заработать большую кучу денег. Однако есть определенное условие, при выполнении которого результаты опросов имеют ценность. Именно эти результаты оплачивает заказчик.
Это условие следующее: выборка должна быть репрезентативной.
Что это значит?
Поясню сначала на отвлеченном примере. Когда мы сдаем анализ крови, у нас берут всего одну каплю, но по этой капле можно судить о состоянии всего объема крови. В терминах социологии это значит, что капля репрезентативна, то есть показывает состояние целого, являясь всего лишь незначительной его частью.
То же самое касается социологических и маркетинговых опросов. Капля – это выборка.
Для того чтобы узнать мнение всей страны, нет необходимости опрашивать каждого ее жителя, достаточно опросить часть. А вот правильно выбрать, кто должен войти в эту часть – это целая наука и это самое важное на этапе планирования любого исследования и в дальнейшем на этапе сбора данных.
Существует множество способов, как добиться репрезентативности выборки, но мы не будем в них углубляться, поскольку это отдельная большая тема и в нашем случае нет необходимости в подобной детализации.
Вам, как интервьюеру, достаточно знать следующее: требования пропускать несколько квартир после успешного интервью, пропускать подъезды и дома, опрашивать только женщин определенного возраста и пр. на первый взгляд безумные условия – это не способ усложнить вам работу, а научно обоснованная методология, которая позволяет сделать выборку репрезентативной, а полученные результаты достоверными.
Понятно теперь, почему знакомых опросить не получится?

Вы можете спросить: а кто узнает, что я честно выполнил все условия? Ну, во-первых, в любой анкете фиксируются данные респондента и всегда можно позвонить и спросить, был ли опрос. Во-вторых, если вы эти данные не указали в надежде скрыть обман, найти их несложно по адресу, который вы в любом случае указываете в анкете. В-третьих, вашей фантазии не хватит, для того чтобы описать мнения нескольких десятков разных людей. В итоге однородность ответов или серьезное отличие ваших результатов от общих будет очень заметно. В-четвертых, те, кто давно работает в этой области, могут определить настоящую анкету от «нарисованной» безо всякого анализа, внутренним чутьем, которое зачастую они и объяснить не могут.
Итак, если вы хотите заработать в качестве интервьюера, вам нужно приготовиться к тому, что придется много ходить, говорить и искать нужных по выборке респондентов. По моему опыту был случай, когда в течение дня я провела 45 успешных коротких интервью, но для этого мне пришлось предварительно поговорить еще со 150 человеками. В итоге получилось почти 200 человек за день. Представляете объем работы?
Анкеты бывают разными, какие-то требуют не больше 10-15 минут времени на заполнение, другие наоборот – до 1,5 часов. Естественно, они и оплачиваются по-разному, но в любом случае легко не будет. Это серьезная и напряженная работа.
Также сами опросы бывают разными в зависимости от того, каким образом опрашивают респондентов: лично или по телефону.
В Москве давно уже большинство опросов проводится по телефону, поскольку добиться личной беседы с незнакомым человеком слишком сложно и дорого в итоге.
Поэтому наиболее вероятно, что вы будете интервьюером на телефоне.
Как происходит подобный телефонный опрос? Очень просто:
1. Вы приходите в офис исследовательской компании.
2. Вам выделяют рабочее место с компьютером, микрофоном и наушниками. На компьютере установлена специальная программа, которая автоматически отбирает телефонные номера в случайном порядке и их набирает. На экране перед вами высвечиваются вопросы и вы их задаете человеку, который отвечает вам по телефону.
3. Вы отмечаете результаты ответов и компьютер автоматически открывает следующий вопрос. Все это выглядит так, словно вы заполняете какой-то тест, но в данном случае вы отмечаете ответы другого человека.

В ходе этой работы нужно быть психологически готовым к тому, что вам будут отказывать в беседе. Иногда вежливо, иногда не очень. Прежде, чем вы добьетесь согласия на интервью, вы можете впустую пообщаться не с одним десятком людей.
Вот небольшая зарисовка из реального рабочего дня интервьюера на телефоне.

«Я люблю, когда в стране случаются похороны какого-нибудь важного деятеля, потому что тогда я могу наслаждаться прекрасной классической музыкой сутки напролет.» Это откуда?

- Добрый день. Я звоню из исследовательской компании «Ля-ля-ля». Мы проводим опрос жителей об их музыкальных предпочтениях и оценке существующих радиостанций. Могу я поговорить с человеком в возрасте от 30 до 49 лет?

Очередной телефонный номер отозвался голосом пожилой женщины, которая очень обрадовалась возможности с кем-то поговорить и у меня не хватило сил сразу попрощаться (по квоте она ну никак не подходила и никаким боком). Она была интересной с первых же фраз и мне захотелось поговорить с ней просто так.

«К сожалению, уровень дохода мне не позволяет ходить в консерваторию и слушать любимую музыку вживую, поэтому и остается радио в основном. Жаль, что важные люди умирают так редко, потому что это огромное наслаждение классической музыкой по всем каналам в течение нескольких дней… Мы с подругой писали в программу «Феличита» и заказывали любимые песни, но их не поставили… Раньше я могла слушать пластинки, но старый проигрыватель для них сломался уже давно, а новый мне уже купить не под силу.. остается только смотреть на них, да перекладывать время от времени на полке, смахивая пыль..»

«А Вы знаете, я лично знакома была с Виктором Цоем? И мне очень нравится то, что он делал. А еще сегодня в музее большое событие, там принимают инвалидов и один из моих учеников дарит сегодня свою новую скульптуру губернатору. А ученик этот непростой, он входит в состав Союза художников России и я им очень горжусь»

Другой респондент, страстный поклонник блатной музыки, меня назвал Малышом и спросил, сколько мне лет. После названной цифры 30 он огорчился и сообщил, что оказывается, я уже вовсе и не Малыш. Но через пару вопросов по теме музыкальных предпочтений и радиостанций вновь воспрял духом и настойчиво требовал номер телефона для более тесного знакомства. И если бы не обещание сообщить ему телефон в конце, он мог бы не дожить до конца интервью. Потому как интервью было ужасно длинное и ужасно дешевое для такой длительности. В конце я порадовала измученного вопросами респондента телефоном исследовательской компании и пожелала удачи.

Вот такие рабочие будни интервьюера на телефоне.

Плюсы подобной работы следующие:
1. Вы общаетесь с очень большим количеством самых разных интересных и не очень людей, совершенно непохожих друг на друга.
2. Прозрачность при расчете собственной прибыли от выполненной работы. Оплата, как правило, сдельная: сколько сделал, столько и получил.
3. Вы начинаете работу в любой день и заканчиваете также по своему желанию.
4. При необходимости получаете гибкий график работы.
5. Узнаете много новой информации по теме исследований: от того, какие сковородки лучше до мнения о работе Президента страны.
6. Работаете, сидя в помещении, не бегая по всему городу.
7. Работа может быть постоянной, приносящей стабильный уровень дохода.

Минусы:
1. Низкая стоимость рабочего времени при подведении итогов: соотношение количества потраченного времени и количества заработанных денег редко радует. Максимум 500руб за полный рабочий день.
2. Эмоциональное опустошение в конце рабочего дня после общения с таким количеством людей и серьезная психологическая нагрузка.
Теперь о втором способе заработка на социологических и маркетинговых исследованиях: участие в исследованиях в качестве респондента.
Как правило, это приглашение поучаствовать в фокус-группе или групповом анкетировании или в глубинном интервью. Все это достаточно просто, длится примерно 1,5-2 часа и по окончании вы получаете вознаграждение в размере 300-500руб.
Все просто, но есть одно но: респондентом вы можете быть не чаще 1 раза в полгода. Можно и чаще, если вы не будете сообщать о том, что совсем недавно принимали участие в исследовании. Но количество компаний, которые занимаются исследованиями, не исчисляются такими количествами, чтобы вы спокойно могли каждый день участвовать в каком-нибудь опросе.
Плюсы:
1. Простота участия. Вам потребуется всего лишь поговорить на какую-нибудь тему, которая вам близка и понятна.
2. Высокая стоимость потраченного вами времени.
Минусы:
1. Невозможность использовать этот способ заработка для получения стабильного ежемесячного дохода.
2. Необходимость куда-то ехать для участия в интервью.
Вот, собственно говоря, и все.
Для того чтобы найти работу в этой сфере, наберите в любой поисковой машине: проведение маркетинговых исследований/проведение телефонных опросов/участие в фокус-группах. Звоните и предлагайте свои услуги.
Теги
Пишет
Сотворила чудо
Сотворила чудо