Группы художественной культуры

Художественную культуру следует рассматривать как совокупность процессов и явлений чувственно-практической деятельности людей по созданию, распространению, освоению различных элементов объективного мира, обладающих художественной значимостью. Можно выделить три группы элементов, влияющих на развитие художественной культуры и обеспечивающих ее функционирование:
– производство (производство художественных ценностей, сами художественные ценности – произведения искусства);
– распределение (распространение, воспроизведение, репродуцирование);
– потребление (восприятие, освоение) художественных ценностей – произведений искусства (потребление, искусствознание и науки о конкретных видах искусства, художественная критика, художественное образование, институты и организации, обеспечивающие существование и хранение художественно ценностей – музеи, выставочные залы, картинные галереи, театры, кино, библиотеки и др., творческие объединения и организации). Для создания произведений искусства – художественных ценностей недостаточно только таланта художника, нужны еще условия, при которых талант и потребность в творчестве могут реализоваться. Это профессиональная подготовка мастера, предполагающая определенную организацию специального художественного образования; создание условий, при которых обладающий способностью к художественному творчеству человек мог бы обеспечить своим творчеством свое существование, то есть система приобретения художественных произведений, оплаты труда художника. Искусство создается для людей – читателей, слушателей, зрителей.
Значит, необходимо издавать, репродуцировать, исполнять, экспонировать художественные произведения. А это, в свою очередь, приводит к развитию разных форм культурной деятельности: книгопечатанию, издательской деятельности, организации выставок и салонов, постановке спектаклей и концертов и т. д. Вначале эта деятельность достаточно хаотична, но со временем обретает определенные формы. Появляются специальные выставочные помещения и музеи, концертные залы и театры, библиотеки и другие культурно-просветительные учреждения. Совокупность таких учреждений образует фундамент художественной культуры. Художественные музеи – это просветительные, научно-исследовательские учреждения, где хранятся, изучаются, экспонируются и пропагандируются произведения искусства. Библиотеки – собирают, хранят, изучают, распространяют, пропагандируют книги. Письменная культура с момента появления книгопечатания стала сосредоточением накопленной человечеством информации. Важным элементом художественной культуры является потребление, восприятие художественных ценностей. Это особый вид творческой деятельности, состоящий в восприятии произведения искусства как художественной ценности, сопровождающийся эстетическим переживанием. Отношение к искусству не возникает стихийно. Оно складывается в зависимости от среды, в которой формируется человек, от образования, эстетического вкуса, жизненного опыта, ценностных ориентаций. Приобщение к искусству формирует уважительное отношение к нему, понимание его непреходящей ценности, осознания его особенностей, своеобразия каждого его вида.
Пишет
Оксана Олеговна
Оксана Олеговна