Педагог, или "Педагог"


Сейчас каждый день напоминают, что мы живем в Год Учителя. Не знаю, какие чувства вызывает это сообщение у рядового слушателя, но мне, учителю по профессии, только горько в душе. Почему? Попробую объяснить свою точку зрения, возможно, кто-то со мною и не согласится – ради Бога.

Начну с того, что открываю сегодня газету и читаю о конкурсе «Лучший учитель» на местном, муниципальном уровне. Сразу же пришел на ум проведенный несколькими годами ранее конкурс под тем же названием на школьном уровне. Внешне это выглядело пристойно: раздали бюллетени для голосования, принесли в учительскую ящик почтовый (в качестве урны для голосования). И отвели, по-моему, неделю на все это мероприятие. Особого ажиотажа среди учителей, привыкших быть не на виду, тех самых, кого именуют самоотверженными тружениками, не было. Но, как и в любом коллективе, необычайную активность развили те единицы, которые если и чем-то отличались от других, так это умением выдавать сделанное на пять копеек по рублевой стоимости. Я говорю о тех амбициозных натурах, для которых школа – прекрасная возможность продемонстрировать свою волю на детях, ибо оценка, хоть и не для всех, но до сих пор остается хорошим погонялом.

Но вернусь к самой процедуре так называемого голосования. Бюллетени были розданы детям, и прямо на уроках под диктовку того учителя, на чьем уроке это все проходило, исполнительные дети вписывали фамилии «нужных учителей». Некоторые дети, говорят, набрали целую стопу этих бумажек и охотно дублировали фамилию своего классного руководителя. Когда пришла пора вскрывать этот ящик, в лидерах оказался тот классный руководитель, чьи ученики и обнаружили прыть в заполнении бюллетеней. Вы думаете, кто-то протестовал? Да никто! Все отнеслись к этому как излишнему шуму, совершенно не нужному тому, кто просто работает на совесть, а не делает из этого шоу (это и в школе возможно!).

Где же те критерии, которые оценят труд не просто преподавателя, а Учителя с большой буквы? Может я и старомоден, но я убеждён в том, что соревнование и педагогика – вещи несовместимые. Можно провести конкурс лучшего по профессии среди столяров, токарей, архитекторов, а в чем заключено мерило учительского труда? Подстегнутые желанием выделиться, иные в учительской среде пробивают тропинку к сердцам директора и завуча – ведь сейчас почти любой отбор «лучших» происходит на административном уровне. И вот тебе классическое: «Ну как не порадеть родному человечку!» Интеллигент-учитель – выше этой мышиной возни. Да, неприятно, но я к этому не причастен – говорит его позиция. Я уверен, назови его лучшим, так он еще и не согласится, будет говорить, что «Марья Ивановна, его коллега, больше заслуживает похвалы» и т. д.

Так есть ли выход? Как же стимулировать и отмечать работу лучших учителей?

Во-первых, сведения о претендентах на награды должен давать не директор (зачастую педсоветы проводятся на бумаге), а весь коллектив. Соберите всех педагогов, дайте возможность анонимно высказать свое мнение (например, поставить крестик напротив фамилии выбранного учителя, но только не писать. Ушлые учителя лучше всяких графологов определят, кто за кого голосовал, а это чревато разборками).

Во-вторых, не нужно делать директора ответственным за выбор лучшего учителя – поверьте, это будет проявлением крайнего субъективизма! Ну не верится мне, что в год Учителя, каждый педагог получит по заслугам его! Да, итоги подведут. Никто из учителей не будет их оспаривать (нам здесь еще работать). Но сколько горечи принесет такое решение!

Пишет
Валерий Николаевич
Валерий Николаевич