Чем польская школа отличается от нашей

Школьное образование в Польше максимально приспособлено к нуждам учащихся и ситуации развития мира!

Первое, что поражает в польской школе - раскрепощенная атмосфера в ней. Дети без формы, учителя в джинсах на уроках сидят на столе и потягивают из чашечки кофе, классы оформлены детскими проектами по теме уроков или воспитательных часов. Школьная жизнь идет медленно, без напряжения и преувеличенной регламентированности, которую у нас называют "порядком". Дети занимаются там, где им удобно и одеваются так, чтобы было удобно заниматься.

Классные журналы оформлены разными цветами на одном листе по предмету, что не влияет на качество знаний учащихся, есть школы где нет звонков - все сами попадают на занятия.

Пространство школы используется очень нестандартно по сравнению с нашей - уроки могут идти в фойе, в столовой, просто в коридоре для нескольких учеников. Процесс обучения не скрывается за дверями кабинетов.

Педагогический совет имеет большое пространство, закрепленное юридическими документами по ведению образования. Можно выработать свою систему оценок, количество часов по предметам и изучать все предметы на двух уровнях - базовом и углубленном.

Ученики не обязательно должны вести дневник. Дневник электронный ведут обязательно учителя. В нем не только оценки и активность ученика на уроке, но и домашние задания, информация о поведении учащихся, их участии в жизни школы. Родители могут заглянуть на сайт школы и узнать обо всем в любой момент, даже раньше, чем ребенок придет из школы.

Свобода в сфере образования проявляется и в возможности выбрать школу.

В Польше на сегодняшний день три формы организации школ - государственные, которые больше всего похожи на наши, общественные, как поляки говорят - "сполэчныя" - школы организованы под руководством одной организации, очень похожие на общественную организацию с представительствами в разных городах. В педколлективе таких школ работают единомышленники, люди, которые осуществляют свою идею, строят в соответствии с ней и школу, и образование. И третий вариант - частные школы, которые созданы на коммерческой основе. Два последних варианта - платные школы. Оплата составляет примерно 850 злотых (около 8500 российских рублей), которые родители оплачивают 12 месяцев. Но по уставам школ существуют возможности обучаться без оплаты: для очень способных учеников предусмотрены стипендии и для семей малообеспеченных - льготы, или бесплатно обучение. Помимо этого на последней ступени образования - лицей - дети могут выбрать уровень матуры.

Матура - это итоговый экзамен, который является одновременно экзаменом об окончании школы и экзаменом для поступления в вузы. Матура может быть не только польской, но и международной. По итогам международной можно получать высшее образование почти в любом вузе за пределами страны. Обучение при подготовке к международной матуре идет на английском языке, и обучают учителя, прошедшие специальную подготовку на европейском уровне. Вообще, молодежь в Польше может с легкостью перейти на английский язык, если спросить, как пройти или доехать. После окончания школы почти все знают и пользуются двумя иностранными языками: английским и немецким, или английским и испанским, или другими.

Социализация через развитие ученического самоуправления.

Приятно поразило развитие ученического самоуправления. В старших классах лицея ученики организуют все настолько самостоятельно, что диву даешься?! Организуются мероприятия вроде классных занятий и таких размеров, как фестиваль молодежных культур. Работой по организации фестиваля в прошлом году в лицее Стефана Батория были объединены 150 волонтеров и небольшой оргкомитет из 5-ти учеников.

Школьный проект.

Также ученики создают самостоятельно проекты, связанные с симуляцией работы польского сейма и заседаний ООН. Проводят выборы в органы ученического самоуправления, состоящие из процедур, похожих на выборы депутатов сейма и президента. В целом, воспитание направлено на формирование социальных компетенций, необходимых в мире взрослых.

Старшеклассники

Три вопроса, которые приехали с нами в Россию из путешествия.

1) Почему, выпивая кофе на уроке, поляки имеют намного выше уровень благосостояния в сравнении с нашим?

2) Сколько понадобится времени, чтобы чиновники от образования поняли, что обучение по одному учебнику и одной утвержденной программе - это поддержка устаревшей советской философии?

3) Через сколько поколений школьное образование будет свободно от тотального формализма?