Самая длинная из дорог – железная

Испокон веков человек использовал дороги для передвижения по суше. Вначале тропинки, потом дороги для телег... И, наконец, венцом дорожной деятельности стала железная дорога.

Сегодня проще перечислить страны, в которых нет железной дороги, чем те, в которых она существует.

В наши дни железные дороги составляют основу транспортных систем большинства развитых государств, обеспечивая быструю и недорогую доставку грузов и людей.

Железная дорога - это сложная транспортная система, состоящая из железнодорожных путей и станций, подвижных железнодорожных составов и управления всеми этими системами.

В средние века для перевозки добываемой породы на рудниках применяли деревянные рельсы, по которым двигались небольшие деревянные вагоны - вагонетки. Приблизительно к 1738 году дерево было заменено чугуном. В 1767 году английский горный инженер Ричард Рейнольдс первым предложил использовать стальные рельсы. Первая железная дорога на конной тяге - «прадедушка» современного трамвая и железнодорожных составов - появилась в 1807 году в Англии.

Современное железнодорожное полотно различается расстоянием между рельсами (ширина колеи) и формой рельсов.

Железная дорога имеет преимущества в уменьшении силы трения качения за счет движения колес по очень ровной поверхности. Очень широкое железнодорожное полотно позволяет распределить нагрузку на большую площадь, что, в свою очередь, дает возможность перевозить значительно большие грузы.

Основное достоинство железнодорожных перевозок заключается в том, что можно доставить тяжелый груз из одной точки страны в другую по непрерывным рельсовым путям. Для этого необходимо соединить множество железнодорожных путей в единую сеть, позволяющую тяжелогруженым составам переезжать с одних путей на другие.

В местах соединения двух железнодорожных путей применяют стрелочные переводы.

Раньше перевод стрелок осуществлялся вручную специальными железнодорожными работниками - стрелочниками. Сейчас переключение стрелок выполняется автоматически.

Особенностью железной дороги является необходимость сглаживания рельефа. Если на пути железной дороги стоят горы, приходится рыть тоннель и прокладывать рельсы внутри. Для пересечения водных преград используют мосты и паромы.

На постройку тоннеля, моста или других видов инженерных сооружений может быть потрачено намного больше энергии, чем на транспортировку груза в объезд. Но если пользоваться им постоянно, то довольно быстро инженерное сооружение окупится и позволит сэкономить энергию.

Кроме самих путей, в железнодорожное хозяйство входят станции.

Обычно станции находятся в железнодорожных узлах.

Железнодорожные станции бывают пассажирские, грузовые и сортировочные. На пассажирских станциях производится высадка-посадка пассажиров. Грузовые станции предназначены для загрузки-выгрузки перевозимого груза. На сортировочных станциях формируют железнодорожные составы.

Если железнодорожные пути называют артериями, то, безусловно, подвижные составы - кровь железных дорог.

Подвижные элементы железнодорожного состава бывают тяговые и не тяговые.

Тяговый элемент чаще всего называется локомотивом (от французского locomotive, имеющего латинские корни loco moveo - сдвигаю с места).

В зависимости от типа применяемого двигателя локомотивы подразделяются на паровозы, тепловозы, газотурбовозы, электровозы.

В цехах и шахтах, где не допускается применение электричества, применяются гировозы, запасающие энергию при вращении маховика, и пневмолокомотивы, которые запасают энергию в виде сжатого воздуха.

Первым работающим железнодорожным локомотивом был паровоз, построенный английским инженером Джорджем Стефенсоном в 1814 году. А в 1825 году в Англии была открыта первая в мире общественная железная дорога протяженностью 40 км.

Самый экономичный вид локомотивов - электровоз. В движение его приводит электроэнергия. Чаще всего над железнодорожными путями протягивают провода контактной сети. Подсоединенные к ней тяговые подстанции обеспечивают необходимое напряжение. Электровоз касается этой «паутины» специальными токоприемниками - пантографами. Существуют также электровозы, получающие энергию от встроенных аккумуляторов.

По роду службы локомотивы подразделяются на грузовые, пассажирские и маневровые.

Маневровые локомотивы служат для формирования составов.

Не тяговые элементы железнодорожных составов чаще называют вагонами. Слово «вагон» происходит от французского wagon и переводится как «повозка», «воз». Вагоны бывают грузовыми и пассажирскими. Грузовые вагоны подразделяются на почтово-багажные, платформы, крытые вагоны, полувагоны, цистерны, хопперы и рефрижераторные вагоны (или вагоны-термосы).

Принято считать, что колесная техника достигла своего предела совершенства. Дальнейшее уменьшение расходов энергии на преодоление силы трения связано с бесколесными технологиями -такими, как поезд на магнитной подушке.

По теме:

-Железнодорожное полотно - дорога с направляющими рельсовыми колеями или рельсами, по которым и передвигается железнодорожный транспорт.

-К нижнему строению пути относятся инженерные сооружения, которые выравнивают и сглаживают рельеф местности. Это насыпи, выемки, мосты и путепроводы.

-Благодаря своей конструкции стрелочный перевод позволяет реализовать непрерывность рельсовой колеи.

-В рельсовых конструкциях встречаются пересечения рельсов. В этом случае применяют крестовины.

-Паром позволяет объединять железнодорожные пути по разные стороны проливов и даже морей!

-Оборудованные пассажирские станции называются вокзалами. Они предназначены для обслуживания пассажиров. В здании вокзала обычно находятся кассы, залы ожидания, камеры хранения и кафе.

-Локомотив - транспортное средство, двигающееся по рельсам и предназначенное для перемещения вагонов по железнодорожным путям.

-Паровоз - самый первый вид локомотива. Хотя его вытеснили более экономичные тепловозы и электровозы, в депо всего мира на всякий случай стоят и паровозы. В отличие от других локомотивов, которым необходим определенный вид топлива либо электроэнергия, эти машины могут использовать практически любое твердое топливо.

-В крупных городах, где все свободное место застроено зданиями, неоценимую помощь в перевозке пассажиров оказывает метро. Этот вид транспорта представляет собой сеть подземных и наземных тоннелей и станций, а также самодвижущиеся пассажирские вагоны.

-Гравитационный поезд - средство транспортировки будущего, использующее силу тяжести Земли наподобие маятника.
Пишет
Руслан Рус
Руслан Рус
16 окт. 2014