Самообразование – нужно или необходимо?

«Детей нужно учить тому,

что пригодится им,

когда они вырастут.»

В этом высказывании Аристиппа, древнегреческого философа, друга и ученика Сократа, заложен ответ на один из важнейших вопросов педагогики. Чему учить? Что нужно знать подрастающему поколению, чтобы разумно, трезво, благоустроенно организовать жизнь общества и свою?

До крещения Руси человек мог пользоваться набором знаний, полученным в детстве. И знания эти сохраняли свою актуальность, то есть, пользуясь ими, можно было ставить перед собой цели и достигать их на протяжении всей жизни. И не важно, где проживал этот человек в Африке или Австралии, Северной или Южной Америке; не важно чем он занимался, охотой, земледелием, торговлей. Эта ситуация сохранялась и в Х веке и в ХV. И только в середине ХХ столетия произошло фундаментальное изменение. Что же произошло?

Примерно каждые 25 лет в семье появляется первый ребёнок. И этот ребёнок является представителем нового, отличного от родителей поколения. То есть раз в 25 лет происходит смена поколений. Это биологическое время и частота его неизменна на протяжении всего существования вида homo sapiens, потому что обусловлена генетически.

В жизни нашей, технократической цивилизации идёт постоянный процесс вытеснения устаревших технологий и технических решений новейшими, но того же самого назначения. Например. Человек всегда хотел перемещаться в пространстве, причём хотел делать это максимально быстро и комфортно. Телега и самолёт это совсем разные вещи, но служат они одной и той же цели. Процесс смены технологий и всего прочего технологически и социально значимого знания меняется во времени, он постоянно ускоряется. Та же телега на протяжении тысяч лет оставалась практически неизменной, а самолёт за сотню лет из «этажерки» превратился в сверхзвуковой лайнер. Таким образом, частота социального времени (времени смены технологий) растёт, ведь она не запрограммирована генетически, а зависит от деятельности человека.

До ХХ века частота биологического времени была меньше частоты социального, в середине сравнялась и теперь ощутимо больше её. И процесс продолжается. Его можно описать математически и сформулировать в виде «закона времени».

Какая же связь между самообразованием и «законом времени»? Да самая прямая. Теперь, чтобы не отстать от жизни необходимо постоянно обновлять собственную «базу данных». Зачастую, окончив ВУЗ, студент вынужден тут же переучиваться, так как полученные им знания уже устарели. Что же делать?

Человечество за весь период своего существования накопило огромный объем всяческой информации, при правильном подходе, в ней можно найти то, что нужно. Надо просто научиться это делать. Научиться самому. Не об этом ли слова Олдингтона: «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, учитель может только указать дорожки». Преимущество в процессе самообразования у того, кто наряду с фундаментальными фактологическими знаниями получил и методологию познания, способ выработки новых знаний. Именно такие люди обладают тем, что необходимо для органичной и самодостаточной жизнедеятельности.

В начале ХХI века, в соответствии с «законом времени», каждый может освоить методологию, как способность выявлять и распознавать частные процессы в их взаимной вложенности в объемлющих процессах. Развить в себе эту способность поможет изучение таких дисциплин как достаточно общая теория управления (ДОТУ), диалектика, логика. Я говорю не о набивших оскому не одному поколению студентов диалектическом материализме Маркса и Гегеля. И не о заумных, не связанных с реальностью, околонаучных измышлениях, которые если и вызывают какое-нибудь чувство у изучающего, то чувство абсурдности и желания никогда не слышать самих этих слов. Нет. Я говорю о дисциплинах, изучив которые, каждый сможет применять эти знания в практике своей жизни, ощутимо улучшая её. Владение методологией позволяет выбрать из потока фактов важные, а если надо, то в процессе творчества, синтезировать новое знание, необходимое для дальнейшей успешной деятельности.

Рекомендую прочесть и изучить: «Достаточно общая теория управления», «Диалектика и атеизм: две сути несовместны», «О философии и методологии познания» авторский коллектив ВП СССР, «Логика» учебник для средней школы С.Н. Виноградов, А.Ф. Кузьмин.

Хотелось бы сказать несколько слов о пользе чтения.

Письменность. Как много это слово значит для человека и человечества. Ни одна культура (претендующая на цивилизационность), ни одна народность не обходилась без нее. Предметная или пиктографическая, узелковая или иероглифическая, письменность помогала людям обмениваться информацией через пространство и время. Именно с ее помощью накапливались и передавались знания от предков к потомкам. И получить доступ к этому сокровищу могли те, кто умел читать.

В наше время довольно трудно представить себе ситуацию, когда читать и писать умеют несколько человек из населенного пункта, численностью в пару тысяч. Теперь каждый имеет право научиться понимать то, что написано другим. Каждый может прочтя строки из «Евгения Онегина» сделать вывод, что теплые зимы были на Руси не редким явлением в начале 19го столетия и глобальное потепление, разрекламированное некоторыми современными метеорологами и, якобы угрожающее современному миру – не соответствует действительности. Может, но не всегда делает. А зря. Чтение различной литературы – один из необходимых факторов формирования Человека. И дело даже не в количестве информации попадающей в память; хотя, конечно, информация, как одна из первичных составляющих Вселенной важна сама по себе, а дело в процессах, происходящих в высшей нервной системе читающего. Ведь когда человек читает, в его разуме идет непрестанный труд, труд по преобразованию слов в образы. Важность этого процесса невозможно переоценить! Ведь именно способность воображать дает человеку возможность познавать мир опосредованно. Человек с развитым воображением способен мгновенно переноситься в пространстве и времени, переживать то, что испытывал автор текста. Не получать готовую, ущербную картинку с экрана телевизора или монитора, а воображать самому. Как ни крути, а потребление остаётся потреблением какой бы продукт не использовался материальный или информационный. А ведь человек по своей сути не потребитель, он – творец. Поняв это, начинаешь смотреть на этот мир по другому:

Добро творящий бедности не знает,

Хоть от добычи денег он далёк;

И по своей природе он не жаден,

Души богатства просто – раздаёт.

Конечно, очень важно знать, что именно читать. Детям в этом помогают родители и педагоги. Взрослым – знакомые, СМИ, жизненный опыт. И всем помогает случай. Да, да тот самый случай во всём своём многообразии. Это он подкидывает в детской библиотеке книгу, прочтя которую ребёнок всю жизнь будет следовать принципам, которыми руководствовались понравившиеся герои. Это он заостряет внимание маститого учёного на сборнике стихов забытом лаборанткой на подоконнике, которые помогут разрешить проблему, над которой до этого безуспешно бился могучий интеллект. Это он привёл Вас на этот сайт и кликнул на этой статье.
Пишет
Андрей Анатольевич
Андрей Анатольевич
29 дек. 2014
Комментарии
Dashyta   29 сент. 2015 17:40
Самообразованием занимаюсь постоянно. Блашо есть свободное время. Но любой образование даже само требунт денег. Я тут частенько ищу разные выгодные предложения на скидочных сайтах, потому что так можно заниматься самообразованием, и при этом столько экономить! Не так давно записалась на курсы фотографии на купанде, теперь так довольна. Курсы оказались очень хорошими, а преподаватели настоящие профессионалы)
Кокошина Евгения   30 сент. 2015 11:47
Отзывы о купанде. "Написано что принимает крипту, но на деле регишься, тыкаешь купить, только традиционные платёжные системы, ни о каких криптах там не идёт. Очередной пиар :(" - ссылка
Rosska   30 сент. 2015 22:01

Dashyta, спасибо за информацию про купанду. я к ним заглянула, а после регистрации они бонус мне подарили 5000 рублей.
Тина Сергеевна   27 февр. 2016 17:42
Я просто мечтаю когда в сознании общества сформируется то, что необходимо постоянно заниматься самообазованием