Какая история первых небоскрёбов в Москве?

В конце 1940-х годов активно обсуждалась идея создания системы вертикалей в застройке московского центра. В январе 1947 года было опубликовано постановление о строительстве в столице высотных домов, а в мае того же года архитекторы А. Н. Душкин и Б. С. Мезенцев возглавили проектирование высотного здания Министерства транспортного машиностроения у Красных ворот, одержав победу в закрытом конкурсе. С этим зданием связано решение сложнейшей технической задачи, найденное главным инженером проекта В. М. Абрамовым, о чем стоит рассказать подробнее.
Под домом проходит линия метрополитена. Устройство второго выхода с действующей станции "Красные ворота" требовало создания промежуточного эскалаторного вестибюля, пол которого оказывался на 16 метров ниже подошвы фундамента будущей высотки. Под фундаментом залегал многометровый слой насыщенных водой плывунов. Отрывка котлована открытым способом с необходимыми откосами повлекла бы за собой перекрытие Каланчевской улицы и изоляцию площади Трех вокзалов от центра.
Группа инженеров, руководимая В. М. Абрамовым, предложила соорудить для строительства промежуточного вестибюля шестигранный железобетонный "стакан" под правым крылом здания, что позволило сократить сроки производства работ почти на полтора года. Решили отказаться и от рытья котлована, при наличии которого монтировать каркас высотной части было невозможно, и проходить водоносные грунты методом искусственного замораживания. Разработку соответствующей методики возглавил профессор Н. А. Цытович. В 340 пробуренных скважин подавали "рассол" хлористого кальция, охлажденный до минус 26 градусов. Замороженный грунт образовал стены толщиной 5,6 метра, принявшие на себя внешнее давление грунта. Котлован глубиной 24 метра и площадью всего 1200 м2 был готов 20 апреля 1950 года, что позволило начать монтировать каркас, не дожидаясь окончания работ по сооружению эскалаторов.
Но возникла другая проблема: замороженный грунт, пропитанный водой, вспучился. Высотная часть каркаса при ее возведении в этих условиях приподнялась бы на 50 миллиметров, что после оттаивания грунта могло привести к отклонению верха на 0, 16 метра. Проведя сложнейшие расчеты, приняли решение монтировать колонны не вертикально, а с наклоном в сторону, противоположную предполагаемому крену. Когда оттаивание грунта закончилось и конструкция стабилизировалась, выяснилось, что расхождение с расчетными показателями составило... меньше двух миллиметров. За это выдающееся достижение, а также за архитектуру здания группа инженеров, строителей и архитекторов была удостоена Сталинской премии.
Ответ
Александр Валерьевич
03 дек. 2007 01:49
Другие ответы
Еще задолго до того, как было официально объявлено о закладке Московских высотных зданий, в советской печати очень активно начала «прорабатываться» тема применения новых технологий в отечественном строительстве. Если просматривать прессу 1946 ... Еще
03 дек. 2007 00:23   Максим Максимович
На сколько помню,в 1947 года было опубликовано постановление о строительстве в столице высотных домов...
03 дек. 2007 09:35   Наталья Игоревна