Подсказка

Для эффективного поиска ответа на Ваш вопрос, выберите вопросительное слово, например "Как" и соответственно этому вопросительному слову составьте свой вопрос. Если Ваш вопрос не содержит вопросительного слова, то выберите в списке -//- и просто напишите свой вопрос.

Какова история создания посуды Гжель?

Спрашивает Ирина Николаевна   27 нояб. 2008
Какая история создания посуды Гжель?
Ответ
Гжель - старинный гончарный район, возникший в 50 верстах от Москвы. Край этот был необычайно богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не всё население почти трёх десятков окрестных деревень и сёл издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем более, что и в топливе недостатка не было - вокруг тянулись дремучие леса. Не случайно в самом слове "Гжель" слышатся отзвуки глагола "жечь".
Гжельские изделия всегда имели ярко выраженый народный характер, несли в себе национальные черты. Символично, что ужев XIX веке слова "Гжель" и "Русская народная керамика" стали в значительной мере синонимами.

Майолика

Слава крупного гончарного района, специализирующегося на выпуске не просто бытовой, а художественной керамики, пришла к Гжели в XVIII веке, когда её мастера освоили производство майолики. Эти изделия, изготовлявшиеся из цветной глины, с толстым пористым черепком, покрытые эмалью и многоцветной "крестьянской" росписью, в России называли цениной. Происхождение этого слова точно неизвестно. В Европе майолика была известна как фаянс.
Впервые ценину начали выпускать на московском заводе купца Афанасия Гребенщикова, где работали и гжельцы. Вернувшись в родные края с секретом изготовления майолики, они наладели её выпуск в Гжели. И через несколько лет производство майолики в Гжели достигло больших размеров, создав конкуренцию московскому заводу. Гжельская волость именовалась в документах того времени "весьма славной", а гжельскую посуду называли "лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд". Естественно, спрос на столь популярные изделия был велик. Их продавали на месте, в Гжели, привозили в Москву, а также отпровляли обозами в Харьков и Киев.
Гжельцы изготовляли из майолики чуть ли не весь ассортимент необходимой в домашнем обиходе посуды: мелкие и глубокие тарелки, столовые сервизы, кружки, кувшины. Иногда это были глиняные изделия, только политые белой эмалью, без росписи, но они ценились за белизну и гигиеничность.
Однако потребность в нарядных, ярких художественных изделиях всегда жила в народе. Каждому настоящему мастеру хотелось создать вещь своеобразной формы, с интересными или забавными деталями, выбрать сюжет для росписи, понятный заказчику, расцветить яркими красками. Так появилась в Гжели сосуды для кваса, браги, пива, получившие впоследствии название квасников и кумганов, декоративные настенные блюда, кувшины в виде двуглавых орлов, оригинальные чернильницы.
Каждая "картинка" на гжельской посуде - результат творчества гончара, человека зачастую неграмотного, но с чутьём художника, позволяющим объединить в своём искусстве наблюдения над природой, городской и деревенской жизнью, впечатления от других видов искусства - архитектуры, иконописи - и плоды собственой фантазии. Гжельские майликовые росписи - это раскрашенный от руки рисунок. На светлую эмаль тёмной краской наносили контур, он расцвечивался внутри зелёной, желтой, коричневой и синей красками. В большенстве случаев гжельские гончары воспроизводили в росписях окружающий их мир, не прибегая к стилизации. Чаще других изображений на гжельских квасниках встречаются архитектурный пейзаж, а также мотивы природы: растения, животные, птицы.

Полуфаянс

Полуфаянс - такое же замечательное художественное явление в истории русской керамики, как и майолика. Появился он в Гжели в самом начале XIX века, хотя попытки создать белый керамический материал, более прочный, чем майолика, не столь грубый и трудный в обработке, гжельцы предпринемалиещё в конце XVIII века. В полуфаянсе просматривается стилевое единство гжельского промысла: постоянство ассортимента, приверженность к определённым формам, преобладание кистевой росписи и орнаментальных мотивов в ней, выполненых исключительно синей краской. Сочетания белого фона черепка и синей росписи стало характерным признаком гжельского полуфаянса.

Фаянс

Тонкий фаянс Гжели, в отличие от майолики и полуфаянса, не является оригинальной страницей в истории керамики. Не порожают фаянсовые изделия спецификой формы или новым художественым языком. Напротив, они составляют единое целое со всем русским и западноевропейским фаянсом своей эпохи. В то же время в них удивительно уживаются западноевропейский характер с "ароматом русской деревни". Печатный рисунок дробный, измельченый, детализированный, монохромный, был полной противоположностью размашистой кистевой росписи. Но он прекрасно прежился на такомматериале, как фаянс, на изделиях чуть кремового оттенка, мягких, округлых, текучих форм. Чаще других мотивов в гжельских печатных рисунках встречается декоративно- идеальный пейзаж.

27 нояб. 2008 12:56

Другие ответы
1
Маленькая деревенька Гжель впервые была упомянута 650 лет тому назад в духовной грамоте великого московского князя Ивана Калиты. Позднее гжелью стала называться большая территория двух бывших уездов Московской губернии: Бронницкого и Богородского. В этом ... Еще
27 нояб. 2008 13:58
2
Гжель - старинный гончарный район, возникший в 50 верстах от Москвы. Край этот был необычайно богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не всё население почти трёх десятков окрестных деревень и сёл издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем ... Еще
28 нояб. 2008 03:53
3
История Гжели Гжель - это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная ... Еще
28 нояб. 2008 04:32
← Показать все ответы
Комментарии