Подсказка

Для эффективного поиска ответа на Ваш вопрос, выберите вопросительное слово, например "Как" и соответственно этому вопросительному слову составьте свой вопрос. Если Ваш вопрос не содержит вопросительного слова, то выберите в списке -//- и просто напишите свой вопрос.

Какова история создания посуды Гжель?

Спрашивает Ирина Николаевна   27 нояб. 2008
Какая история создания посуды Гжель?
Ответ
Первое упоминание
Подмосковное село Броничи, когда-то
вотчина царя Фёдора Алексеевича, в
конце XVIII века было переименовано в
уездный город Бронницы. В новый уезд
вошла и Гжельская волость, состоявшая
в то время из 16 деревень, в деревнях
этих был 681 двор и проживали 4542
человека. Сейчас это территория Раме-
нского района Московской области, 27
деревень и сёл с населением более 20
тысяч человек.
В археологических раскопках найдены
изделия, датированные II тысячелети-
ем до нашей эры. Первое упоминание
о Гжели обнаружено в Духовной гра-
моте Ивана Даниловича Калиты в 1328
году. Происхождение слова «Гжель»
многие связывают по созвучию с глаго-
лом «жечь», то есть «обжигать глину».
В разные времена эту местность назы-
вали «Окжель», «Акжель», «Жгель».
Вероятнее всего, название села проис-
ходит от реки Гжелки.
Уникальные месторождения местных
глин, выходящих на поверхность, дали
начало керамическому промыслу с тех
пор, как здесь поселились люди.
Гжельская глина высоко ценилась уже в
середине XVII столетия. Царь Алексей
Михайлович в 1663 году издал указ
«во Гжельской волости для аптекарских
и алхимических сосудов приискать
глины, которая глина годится к аптека-
рским сосудам». В 1770 году Гжельская
волость была целиком приписана к Ап-
текарскому приказу «для дела алхими-
ческой посуды».
М.В. Ломоносов написал о гжельской
глине: «Нигде не видал я белизною
превосходнее». Д.И. Виноградов (соз-
датель русского фарфора) на основе
гжельских беложгущихся глин изгото-
вил в 1748 году первое русское фар-
форовое изделие на Императорском
заводе в Санкт-Петербурге.
Гжельские крестьяне были приписаны к
Дворцовому и Удельному ведомствам.
Крестьянами их называли лишь по сос-
ловной принадлежности, так как зани-
мались они исключительно керамичес-
ким ремеслом. Крупнейшим рынком
сбыта была Москва. Туда шли возы с
местной глиной и готовой продукцией.
Вначале гжельские мастера делали об-
варную (обожжённое горячее изделие
окунали в жидкое тесто) и томлёную
(обжиг происходил без доступа возду-
ха) посуду из светложгущихся глин,
позже и муравленые (покрытые зелё-
ной глазурью) изделия. С XVI века эти
места упоминаются как «государева
дворцовая волость», где не было кре-
постного права. Хотя это не совсем так.
За почти семивековую историю Гжели
здесь происходило много событий и
перемен. Менялись мода, требования
рынка, но гжельцы год от года совер-
шенствовали своё мастерство, осва-
ивая всё новые и новые технологии.
Близость Москвы как центра культуры и
торговли оказывала на гжельских мас-
теров огромное влияние. Примерно
каждые 50 лет менялась мода, в том
числе на предметы быта, посуду, и
гжельцы создавали новые шедевры ке-
рамического искусства. Среди множес-
тва изделий встречаются предметы
культового, декоративного характера,
игрушки. Самые умелые мастера, как
говориться, с искрой Божьей, не могли
остановиться на простых, утилитарных
вещах и делали работы более сложные
или по-новому декорированные. Эти
произведения становились образцами
для подражания и распространялись
по Гжели, варьируясь у каждого масте-
ра. Так создавался стиль.
Майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор
– для Гжели не просто термины, а эпо-
хи, в которые происходило рождение
уникального направления в керамике.
И первым таким ярким явлением была
гжельская майолика.
Майолика, завод Гребенщикова
и гжельские мастера
Первые образцы русской майолики
начали производить на Ценинной и
табачных трубок фабрике, открытой
купцом Афанасием Гребенщиковым в
Москве, где по найму работали и
гжельские мастера. Они изучили сек-
реты производства майолики, а по во-
звращении домой «учинились сами
мастерами». Гребенщиков долго бо-
ролся с гжельцами и пытался запретить
им изготовлять такие изделия,
чтобы получить монопольное право на
производство майолики.
Историки и искусствоведы до сих пор
не могут понять причину её необычай-
ного художественного взлёта в XVIII ве-
ке. Не найдены изделия, предшество-
вавшие этому периоду. Можно лишь
предположить, что в Гжели поселился
мастер, который и придал новое нап-
равление в росписи майолики, потому
гжельцы быстро отошли от привычной
гребенщиковской графичной сине-бе-
лой росписи. Качество эмали улучши-
лось, она стала белой и заметнее отли-
чалась от голубовато-серой эмали из-
делий Гребенщикова. Квасники и кум-
ганы с двойными ёмкостями, украшен-
ные скульптурой, кружки-шутихи,
простые бытовые изделия, игрушки
стали расписывать синим, жёлтым, ко-
ричневым и зелёным цветами, краска-
ми на основе окислов металлов ко-
бальта, меди, железа, марганца по сы-
рой эмали. Эта техника требует быстро-
го, уверенного нанесения красок без
исправлений. Появились мотивы с ша-
гающими птицами, стилизованные тра-
вы и веточки ягод, фантастические ар-
хитектурные виды, заимствованные из
лубочных картинок. Как и на лубочной
картинке, изображение иногда допол-
нялось надписью: «1786 году месяца
января 13 дня сию кружку писал Ники-
фор Семенов сын Гусятников, аминь».
Известны и другие мастера, которые ос-
тавили на изделиях свои имена.
Обладая незаурядным мастерством,
гжельские гончары создали уникаль-
ные сосуды-квасники. Взяв за основу
гончарную дисковидную флягу, они
усовершенствовали архитектонику это-
го сосуда. До нас дошли предметы того
времени – непохожие ни на одно изде-
лие в мире шедевры гжельской май-
олики. Крупные, украшенные скульпту-
рой, они доминировали в любом ин-
терьере. Отличало сосуды то, что гон-
чары посадили на плечики квасников
лепные фигурки, отчего они приобре-
ли большую выразительность и деко-
ративность. Сюжеты в скульптуре взяты
из повседневной жизни, это сцены охо-
ты, войны, няня с ребёнком, женщина,
читающая книгу. Обобщённые фигурки
оттискивались в формы, а детали, руки,
ноги вылепливались руками.
Гжельская майолика существовала в
России не более полувека. К концу XVIII
столетия в моду начал входить тонкий
фаянс, и постепенно производство
майолики свелось к минимуму. Ан-
глийские изделия стали образцами для
подражания и развития керамического
искусства в Гжели. Фаянс обладал бо-
лее высокими техническими качества-
ми: прочностью, крепостью глазури,
белизной, делавшей его похожим на
фарфор, а относительная дешевизна
вытеснила более трудоёмкую в испол-
нении, громоздкую по формам и неп-
рочную майолику. Полуфаянс
Гжельцы видели в Москве тонкий, лёг-
кий, белый английский фаянс, знали,
что эти изделия пользуются большим
спросом, и искали способы делать по-
хожую посуду. Ввозившийся в Россию
английский фаянс, украшенный печат-
ными рисунками, через некоторое вре-
мя стал эталоном для подражания. Но
как найти рецепт фаянсовой массы?
Гончары стали экспериментировать с
местными глинами и создали на рубе-
же XVIII–XIX веков близкий к фаянсу
материал, получивший название полу-
фаянс, или «простой» фаянс. Из него
изготовляли изделия со специфичес-
кой росписью. Здесь он и производил-
ся до 80-х годов XIX столетия парал-
лельно с фарфором и фаянсом.
В начале ХIХ века Назар Максимов,
крестьянин деревни Кузяево, отыскал
вблизи деревни Мининой глину само-
го высокого сорта, которая получила
название «мининка». Эта белая глина
позволила делать качественную полу-
фаянсовую посуду. Формы, стилистика
росписи напоминали прежние сюже-
ты, но ассортимент постепенно менял-
ся: стали больше делать рукомои,
кружки, подсвечники, солоницы, сто-
ловую посуду без росписи. Уходили из
быта кумганы и квасники, и лишь кув-
шины продолжали изготовлять. Полу-
фаянсовые изделия имели белый по-
ристый черепок и декорировались по-
дглазурной росписью растительного и
геометрического характера, выполнен-
ной в свободной кистевой манере. Вы-
полнялась она не по сырой эмали, как в
майолике, а по твёрдому черепку пос-
ле первого обжига. Температура окон-
чательного обжига более высокая, чем
у майолики. В ранних полуфаянсовых
изделиях часто встречаются сюжеты
майолик, и в цвете преобладает мно-
гокрасочность. Начиная со второго де-
сятилетия XIX века в них доминирует
один цвет – синий (это ускоряло про-
цесс изготовления). Несмотря на это,
изделия не стали проще и скучнее.
Большую художественную выразитель-
ность придавало разнообразие компо-
зиций растительного и геометрическо-
го характера, манеры исполнения, ва-
риации тонов кобальтовой краски (она
изготавливалась из смальты).
Фаянс
Рецепт тонкого фаянса был разработан
в конце 20-х годов XIX века. Керамист
Афанасий Леонтьевич Киселёв отдал
много сил изобретению новых матери-
алов, усовершенствованию технологии
изготовления изделий из тонкого фа-
янса. Он же родоначальник нового
направления в гжельской керамике:
надглазурной росписи золотистым лю-
стром, так называемого «бронзового
товара». Изделия из фаянса и фарфора
фабрики Тереховых и Киселёва, став-
шего их компаньоном, не раз прини-
мали участие на промышленных выс-
тавках наряду с продукцией самых луч-
ших отечественных фабрик. Владель-
цы удостоились золотой и серебряных
медалей и получили наградные костю-
мы «за усовершенствование выделки
фаянсовой посуды».
В музейных коллекциях из продукции
гжельских фабрик сохранились тарел-
ки и предметы из сервизов, чайная по-
суда очень высокого качества. В декоре
изделий преобладал печатный рису-
В Е Ч Н Ы Е Ц Е Н Н О СТ И
нок, но на фабриках Тереховых и Кисе-
лёва в 1830-х годах широко применя-
ли ручную роспись. Тематика живопи-
си часто перекликалась с сюжетами
изображений на фарфоре.
Техника печатного рисунка была заим-
ствована у англичан и стала широко
применяться ввиду дешевизны изго-
товления. Гжельцы перерабатывали
сюжеты лубочных картинок (сцены
Крымской войны, романтические пей-
зажи, растительные узоры, геометри-
ческие орнаменты) и создавали свои
каноны размещения печатного рисун-
ка. Сюжеты брались. 1830–1840-е го-
ды – время выпуска наиболее интерес-
ных изделий из фаянса, с 1850-х годов
производство увеличилось, но художес-
твенный уровень упал, а в 1860-х годов
началось разорение гжельских произ-
водств из-за жёстокой конкуренции
крупных фабрик, а также отмены пош-
лины на импорт фаянса. Частные фаб-
рики в это время испытывали трудности.
Фарфор
В Россию фарфор стали привозить со
второй половины XVI века. Российский
императорским двор повелел наладить
производство отечественного фарфо-
ра. Для этой цели под Петербургом бы-
ла организована Невская мануфактура.
В 1710 году предпринимались попыт-
ки проверить пригодность гжельских
глин для производства фарфора – пор-
целина. В Гжель послали специальную
комиссию (в неё входили А. Гребенщи-
ков и Д. Виноградов, талантливый хи-
мик, которому императорским двором
было поручено найти рецепт русского
фарфора). Специалисты осмотрели
образцы местных глин, два из них
доставили в Петербург. Места добычи ого-
родили и запретили гжельцам брать
там сырьё, закрепив месторождение за
государственной мануфактурой. Около
1747 года Виноградов разработал спо-
соб производства фарфора из отечес-
твенных материалов и составил рецеп-
туру фарфоровой массы. Было изго-
товлено первое российское датирован-
ное изделие – «Ставок», небольшая
конфетница с крышкой.
Как же попал фарфор в Гжель?
Гжельские мастера работали по найму
на новых фарфоровых заводах и выве-
дывали секреты технологии. Вернув-
шись домой, открывали собственное
дело или продавали секрет. В Гжели ра-
ссказывают несколько легенд, как сюда
попал секрет приготовления фарфоро-
вой массы. Первым изготовлять фар-
фор начал Павел Куликов (Куличков) в
1810году. К нему «в ненастную осеннюю
ночь» залезли «два кузяевских смельча-
ка» и выкрали нужные им секреты: за-
рисовали устройство горна для обжига,
захватили компоненты фарфоровой
массы и вскоре наладили его выпуск.
Производство фарфора к 40-м годам
XIX века достигло наивысшего расцве-
та. В Гжели работали более 70 фарфо-
ро-фаянсовых фабрик и более 40 жи-
вописных заведений. Они выпускали в
основном подражательные изделия,
но на крупных предприятиях произво-
дилась оригинальная продукцию с
маркировкой. Мелкие предпринима-
тели старались не клеймить изделия,
чтобы уйти от уплаты налогов. Они ор-
ганизовывали живописные заведения,
забирали на фабриках «бельё» – бе-
лые посуду или фигуры, расписывали
их в своих избах, обжигали и сдавали
обратно, иногда сами продавали., В
многокрасочной надглазурной роспи-
си преобладали цветочные гирлянды,
вазоны и корзины с букетами, активно
использовалась позолота. Мастерицы
выполняли их упрощённо, часто пре-
небрегали мелкими деталями, искажа-
ли пропорции, пропускали детали, из-
делия получались огрублёнными. Осо-
бое место занимала скульптура — фи-
гурки бытового характера, которые во-
спроизводили оригинальные и не-
обычные типажи.
Кузнецовы – гжельцы
Гжельские заводчики стремились соот-
ветствовать стилю эпохи. В первых де-
сятилетиях XIX века фарфоровый и фа-
янсовый товар отличался лаконичны-
ми, сдержанными очертаниями; во
второй четверти столетия изделия име-
ли сложные формы и прихотливую ор-
наментику. Большое распространение
получила роспись с использованием
подглазурного кобальтового фонового
крытья в сочетании с надглазурным по-
лихромным декором и обилием золо-
та. В конце столетия заметно снизилось
художественное достоинство продук-
ции, вместо ручной росписи всё чаще
использовали механические способы
украшения — декалькоманию (деколь),
печать. Основная тенденция — удешев-
ление фарфорового производства и
увеличение объёма продукции. Упро-
щалась роспись, сокращался ассорти-
мент. Сворачивались старые производ-
ства, открывались новые заводы.
В 1810 году крестьянин Кузнецов с сы-
новьями построил небольшое пред-
приятие, наладил производство.
Через два года предприятие перешло к сыну.
В 1832 году он основал свой завод в
Дулёве Владимирской губернии, в
1843 году в Риге открылся ещё один
завод. К делу подключились несколько
родственников Кузнецова, и к концу
XIX века Кузнецовы владели 18 пред-
приятиями, из них на территории Рос-
сии находились четырнадцать. Фарфо-
ровое производство росло, принося
немалые доходы. Ко второй половине
XIX века М.С. Кузнецов стал крупней-
шим поставщиком фарфора на миро-
вом рынке. В 1889 году было учреждено Товари-
щество производства фарфоровых и
фаянсовых изделий М.С. Кузнецова с
правлением в Москве. На заводах Куз-
нецовых сохранялись традиции народ-
ного фарфора и многие приёмы ручной
кистевой росписи. Ведущими специ-
алистами работали мастера из Гжели.
Экономическая обстановка начала XX
века негативно отразилась на Гжели.
Многие местные кустарные предпри-
ятия не выдерживали конкуренции с
развивавшимся промышленным про-
изводством и потоком импортных то-
варов. Но некоторые всё же сопротив-
лялись, пытаясь идти в ногу со време-
нем, участвовать в фарфоро-фаянсо-
вых съездах, российских и междуна-
родных выставках-ярмарках.
Упадок промысла
После Октябрьской революции в
1918–1919 годах в Гжельском кера-
мическом районе были национализи-
рованы все фабрики и мануфактуры.
Из них семь наиболее крупных и хоро-
шо оснащённых стали государствен-
ными заводами. Национализация,
ликвидация многоукладности эконо-
мики послужили началом разрушения
социально-экономической структуры
Гжельского керамического района. Не-
который подъём наблюдался во вре-
мена НЭПа, вплоть до 1928 года. Ак-
тивно развивались артели, существо-
вало даже крупное предприятие, за-
вод Дунашовых-Терехиных (выпускал
широкий ассортимент фарфоровых и
майоликовых изделий). К 1928 году
производство кирпича, огнеупорных
изделий, красной посуды, гончарной
игрушки и полуфаянса в Карповской
волости выросло. Если в 1786 году та-
ких заведений было восемь, в 1899
году – четыре, то в 1928 голу – 34.
Живописцы, потерявшие работу на
фабриках, перешли на изготовление
глиняной игрушки, а её можно было
делать дома и обжигать в обычных пе-
чах. Большие надежды возлагались на
кооперацию, которая могла бы взять
на себя организацию и самого произ-
водства и сбыт товара. Появились ар-
тели игрушечников, кирпичников. На-
чала складываться местная система
профессионального образования.
Некоторые наиболее удачные изделия
из фарфора даже шли на экспорт. Кол-
лективизация 1929–1934 годов на-
несла непоправимый урон промыслу.
Артели и частные заводики были зак-
рыты, образцы и формы, по которым
можно было бы наладить выпуск на
новом производстве, уничтожены.
Мастеров, у которых было своё дело,
сослали в Сибирь и на Север. Преем-
ственность мастерства прервалась на
долгие годы.
Фарфор. Возрождение традиций
на промысле
В предвоенные и послевоенные годы
на базе частных заводов в Гжели стали
развиваться государственные пред-
приятия. Местное население не при-
нимало участия в разработке новых
видов и образцов для тиражирования,
так как всех мастеров в 1930-е годы
сослали и профессия художника-кера-
миста была в Гжели непрестижной и
даже опасной. Разработки делались в
основном художниками из Москвы, от
случая к случаю.
Возрождение Гжели началось с изуче-
ния старых изделий искусствоведом
Александром Борисовичем Салтыковым.
Он впервые атрибутировал
гжельскую керамику XVIII века и задал-
ся целью возродить промысел, под-
ключив к исследовательской работе ху-
дожницу Наталью Ивановну Бессара-
бову. Они составили альбом зарисовок
коллекции Государственного Истори-
ческого музея и на основе этого мате-
риала разработали эскизы современ-
ных вещей. Опытной площадкой для
внедрения разработок выбрали артель
«Художественная керамика». Там вы-
пускали изделия из фарфора, но они
не отвечали лучшим традициям гжель-
ского народного промысла.
В 1944–1956 годах с трудом удалось
внедрить несколько образцов с новой
кобальтовой росписью. Бессарабова
обучала мастериц, утерявших мастер-
ство из-за прерванной преемственнос-
ти. Они выполняли росписи на фарфо-
ре по эскизам, потом стали сами созда-
вать композиции. В то время народным
художественным промыслом называли
предприятия, выпускавшие традици-
онную продукцию. Как правило, это
было одно производство на весь тра-
диционный район. В Гжели таким пре-
дприятием было Объединение Гжель,
выпускавшее художественные изделия
на основе местных традиций. К 1983
году творческий коллектив насчитывал
около 70 человек. Большую роль в ор-
ганизации и развитии этого самого
крупного предприятия играл его ди-
ректор В.М. Логинов. Ему Гжель во
многом обязана своей славой и попу-
лярностью в 80-90-е годы ХХ столетия.
Множество выставок, изданий, филь-
мов было организовано и создано в это
время. В 1970–1990 годы мода на
гжель охватила все слои общества.
В начале перестройки была принята го-
сударственная программа по увеличе-
нию выпуска товаров народного пот-
ребления (ТНП), предприятиям пору-
чили освоить выпуск предметов до-
машнего обихода. В Гжели фарфоро-
вые заводы производили продукцию
оборонного назначения, электротехни-
ческую и химическую. Выпуском худо-
жественной продукции из фарфора за-
нимались только два предприятия:
Производственное объединение
«Гжель» и Кузяевский фарфоровый за-
вод. Теперь на каждом заводе стали от-
крываться участки ТНП, они произво-
дили как посуду, так и художественные
вещи. Приходила молодёжь, получив-
шая профессиональные навыки в
Гжельском техникуме.
Многие предприятия Гжели лишились
основных заказов на технический фар-
фор, а поскольку спрос на художес-
твенные изделия возрастал, перешли
на их проиводство. Возникла конку-
ренция в борьбе за рынок. Вначале ас-
сортимент предприятий мало разли-
чался. Производители копировали и
заимствовали модели. К 2004 году ут-
вердилось стремление создавать ин-
дивидуальную коллекцию изделий, ка-
чество улучшилось, художественный
уровень вырос, особое внимание стало
уделяться ассортименту. Потребители
разобрались в направлениях нового
гжельского фарфора, у них появились
приоритеты, а у коллективов – индиви-
дуальность и узнаваемые черты: Объ-
единение «Гжель» славится уникаль-
ными авторскими разработками,
«Гжельский завод Электроизолятор»
(Гжель 1818) выпускает разнообраз-
ные серийные изделия, в основном
утилитарные; «Галактика» – светильни-
ки и настольные лампы; «Звезда Гже-
ли» – тончайший фарфор с графичной
росписью, мастерская В. Голунова – ки-
оты, в которых сочетаются подглазур-
ный кобальт и многоцветная надгла-
зурная роспись с пестрением золотом.
В современной Гжели постепенно воз-
рождается промысел, каким он и был в
лучшие времена своего развития.
Народный традиционный художествен-
ный промысел Гжель живёт. Люди хра-
нят, оттачивают и передают из поколе-
ния в поколение мастерство, вкладыва-
ют свою душу в, казалось бы, неоду-
шевлённый кусок глины, превращают
его в уникальнейшее творение человека,
в вечно живое явление культуры.

Источник: http://www.efarfor.ru/uploads/media/Deko_3__24__18-23__2_.pdf
28 нояб. 2008 09:14

Другие ответы
1
Гжель - старинный гончарный район, возникший в 50 верстах от Москвы. Край этот был необычайно богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не всё население почти трёх десятков окрестных деревень и сёл издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем ... Еще
27 нояб. 2008 12:56
Комментариев: 1 
2
Маленькая деревенька Гжель впервые была упомянута 650 лет тому назад в духовной грамоте великого московского князя Ивана Калиты. Позднее гжелью стала называться большая территория двух бывших уездов Московской губернии: Бронницкого и Богородского. В этом ... Еще
27 нояб. 2008 13:58
3
Гжель - старинный гончарный район, возникший в 50 верстах от Москвы. Край этот был необычайно богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не всё население почти трёх десятков окрестных деревень и сёл издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем ... Еще
28 нояб. 2008 03:53