Подсказка

Для эффективного поиска ответа на Ваш вопрос, выберите вопросительное слово, например "Как" и соответственно этому вопросительному слову составьте свой вопрос. Если Ваш вопрос не содержит вопросительного слова, то выберите в списке -//- и просто напишите свой вопрос.

Как сделать так, чтобы в магазине не требовали сдавать сумку?

Спрашивает Павел Кириллович   09 июня 2009
В магазине, куда я хожу, с недавних пор стали заставлять сдавать в камеру хранения сумки и рюкзаки. При этом формально если оттуда что-то пропадет - отвечать они не будут.
Я собираюсь подавать по этому поводу официальную претензию. В связи с этим - вопросы. 1) В какой контролирующий орган лучше обращаться? 2) Есть ли какой-либо нормативный акт, который позволяет не сдавать сумку в магазине, и как грамотно на него сослаться.
Моя цель - чтобы по результатам проверки надзорным органом данную практику в данном магазине прекратили.
Ответ
Думаю Вам поможет вот какой комментарий, размещенный в Интернете (смотрите ниже источник): "Гражданский кодекс РФ Гл. 1:Статья 1. Основные начала гражданского законодательства 2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
а также ст. 421 ГК РФ, где закреплена свобода договора:
Статья 421. Свобода договора
1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
в частности, в данном случае посетителя принуждают заключить публичный договор безвозмездного хранения вещей в кабинках данного магазина (посетитель по требованию магазина сдает свои вещи в камеру хранения, принадлежащую магазину, закрывает вещи ключом, принадлежащим магазину, а магазин имеет полный доступ к вещам посетителя, аналог такого хранения - камеры хранения на вокзалах), согласно ст. 887 ГК РФ:
Статья 887. Форма договора хранения
1. Договор хранения должен быть заключен в письменной форме в случаях, указанных в статье 161 настоящего Кодекса.
2. Простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю:
номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законом или иным правовым актом либо обычна для данного вида хранения.
Согласно ст. 426 ГК РФ:
Статья 426. Публичный договор
1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Статья 423. Возмездный и безвозмездный договоры
2. Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.
Кроме того, запрещая проходить в торговый зал, а равно, совершать покупки в данном магазине, если посетитель отказывается от сдачи своих вещей в камеру хранения, нарушается ст. 426 п.3 ГК РФ, где говорится о том, что:
3. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
- т.е. магазин, по сути, отказывается от заключения договора купли-продажи.
Таким образом, супермаркет сознательно идет на нарушения гражданского законодательства РФ, это носит признаки самоуправства. По КоАП РФ ст. 19.1:
Статья 19.1. Самоуправство
Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Также, поскольку супермаркет при заключении договора купли-продажи принуждает посетителя еще заключать с ним публичный договор хранения вещей, то это предусматривает административную ответственность в соответствии со ст. 14.8 КоАП:
Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей
2. Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда."

Источник: http://sampo.sampo.ru
10 июня 2009 09:40

Другие ответы
1
Формально,конечно, заставить Вас сдавать свои вещи в камеру никто права не имеет. Так же, как, ни кто не имеет права досматривать Ваши вещи при выходе из магазина. Никаких специальных правовых и нормативных актов по этому поводу нет. Ведь нет же ... Еще
09 июня 2009 15:03
2
Согласен с Евгением в том, что заставить Вас сдавать свои вещи в камеру хранения никто права не имеет, как и обыскивать при выходе из магазина. Но и согласен с представителями торговли, что они не несут ответственности за вещи, оставленные в камере ... Еще
09 июня 2009 16:04

Обладаю личным опытом

3
Если с каждым охранником состязаться в том, кто кого переспорит, это можно много нервов потратить. Поэтому-то меня и интересовал способ, основанный на нормативных документах. Но из написанного выше я понял, что само по себе требование сдать сумку ... Еще
09 июня 2009 16:14
Комментариев: 1 
← Показать все ответы
Комментарии
  • 10 июня 2009 12:10

    Олег Васильевич, большое спасибо!
    Остался открытым вопрос - в какую инстанцию отправлять претензию?

    • 10 июня 2009 14:13

      Уважаемый Павел Кириллович! Если Вы москвич, то возможно обращение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (потребнадзор) по г. Москве
      129626, г.Москва, Графский пер., 4/9
      (495) 687 40 35 mgcses@asvt.ru. А также в соответствии со ст.44 закона РФ "О защите прав потребителей" - в органы местного самоуправления, которые "вправе: • рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; ..., обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей)", и которые "Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры."
      Также можно обратиться в органы прокуратуры и общественные объединения потребителей. При этом в соответствии со ст.46 вышеназванного закона "Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий продавцов (изготовителей, исполнителей) или организаций, выполняющих функции продавцов (изготовителей) на основании договоров с ними, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.
      При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

  • 10 июня 2009 14:18

    Вступившее в законную силу решение суда о признании действий продавца (изготовителя, исполнителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о гражданско-правовых последствиях действий продавца (изготовителя, исполнителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данными лицами." Но для начала подайте письменную претензию директору магазина или заказным письмом с уведомлением (лучше ценным с описью и уведомлением), или лично в двух экземплярах. При этом обязательно получите второй экземпляр претензии, на котором должен быть входящий регистрационный номер, дата регистрации, должность, подпись и фио (расшифрованная) лица, принявшего данную претензию. Если это не поможет, обращайтесь в вышеперечисленные инстанции.