Подсказка

Для эффективного поиска ответа на Ваш вопрос, выберите вопросительное слово, например "Как" и соответственно этому вопросительному слову составьте свой вопрос. Если Ваш вопрос не содержит вопросительного слова, то выберите в списке -//- и просто напишите свой вопрос.

Какая самая большая скорость чтения?

Спрашивает Адилбек Насроллаевич   10 мая 2008
Какая самая большая скорость чтения? Я слышал, что есть специальные методики для быстрого чтения, но все-таки, кто быстрей всех читает и с какой скоростью?
Ответ
ЧИТАТЬ РАЦИОНАЛЬНО –

с наименьшей затратой времени, с наибольшей пользой для себя

Тест методики Школы Рационально Чтения

КАК НЕ УТОНУТЬ В МОРЕ ИНФОРМАЦИИ

Мы живем в информационную эру. Владение нужной информацией – залог успеха любого дела; особенно это относится к карьере. Но проблема состоит совсем не в недостатке нужной информации, а как раз наоборот. На современного человека сваливается море разных сведений, как нужных, так и абсолютно бесполезных, причем огромную их часть мы получаем путем чтения. На чтение и анализ полученной информации мы тратим то драгоценное время, которое могли бы действовать. Поэтому способ, который позволил бы это время сэкономить, поставил бы человека в очень выгодное положение…

Такой способ есть. Он называется рациональное чтение – с наименьшей затратой времени, с наибольшей пользой для себя. В Школе Рационального Чтения, например, за 2 месяца занятий обещают повысить скорость чтения в 3-10 раз! Средний человек читает со скорость 400-600 знаков в минуту – значит, эту цифру можно поднять до 10 тысяч! Фантастика! Хотя, многие великие люди отличались способностью очень быстро читать. Например, Наполеон читал со скоростью 12 тысяч знаков в минуту, а Бальзак – 24 тысячи! Очень быстро читали Толстой, Ленин, Горький… Но можно возразить, что главное – не просто быстро читать, а хорошо усваивать прочитанное! А то ведь текст можно мельком просмотреть – быстро, конечно, но ведь так ничего не запомнишь… В Школе Рационального Чтения это понимают и утверждают, что их методика вместе со скоростью чтения повышает и коэффициент восприятия, приближая его к 90-100%! То есть там учат правилам логического осмысления текста, мнемотехнике, умению выделять главное и отбрасывать ненужное.

ДОВЕРЯЙ – НО ПРОВЕРЯЙ! Скорочтение

В общем, было бы замечательно, если бы эти обещания оказались правдой. Слишком много сейчас появилось “чудо-методик”, гарантирующих золотые горы на словах, но совершенно неэффективных на деле. Поэтому, как говорится, доверяй – но проверяй, что мы и решили сделать. Нашу строгую независимую экспертизу было решено провести именно в Школе Рационального Чтения. Во-первых, она является одной из двух наиболее известных школ, работающих в этом направлении (наряду со Школой Андреева), во-вторых – занятия и методики показались нам достаточно простыми и не требующими больших затрат времени (занятия раз в неделю по три часа, всего семь занятий).

Отдельной вставкой рядом с предыдущим абзацем

Школа Рационального Чтения была основана в 1981 году. Методики разработал доктор педагогических наук Марат Александрович Зиганов, который и является директором Школы. У основателя ШРЧ много титулов: член Европейского координационного совета Международной ассоциации чтения, учредитель Ассоциации чтения в Москве, автор 4 учебников, 12 книг и 6 изобретений и так далее… В 2000 году методики М. А. Зиганова получили международное признание (медаль Кембриджа).

СКЕПТИК. ХАРАКТЕР НОРДИЧЕСКИЙ Скорочтение

Проверить эффективность методики на себе вызвался, как водится, самый большой скептик. Нашего героя зовут Вадим Резников, ему 27 лет. Закончил химический факультет МГУ, сейчас занимается бизнесом, а в свободное время пишет статьи для различных изданий. Личность весьма разносторонняя! Скорочтение

Вот его слова до начала занятий: “Увеличить скорость чтения, конечно, хотелось бы, ведь времени вечно не хватает. По работе мне надо отслеживать очень много информации, к тому же я не чужд политики в том ее аспекте, который связан с экономикой – регулярно читаю аналитические журналы (Деньги, Русский Фокус, Эксперт). Чего жду от занятий в ШРЧ? Думаю, что скорее всего там научат каким-то приемам для запоминания информации, ее структурирования. Но чтобы увеличить скорость чтения хотя бы в пять раз? Вряд ли. Дело в том, что я и так достаточно быстро читаю (что было доказано в последствии – прим. авт.) и читать в несколько раз быстрее даже не надеюсь (а что получилось – смотрите ниже – прим. авт.)”.

Что еще можно сказать о Вадиме? Ах, да – характер нордический, не женат…

В задание Вадима входило прилежно заниматься в Школе Рационального Чтения, записывая свои впечатления после каждого занятия. Он должен был фиксировать свои результаты и выполнять домашние задания в предписанных объемах – в общем, “строго соблюдать методику”. Ниже предлагается его отчет “о проделанной работе”.

Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ. ЧИТАТЬ СО СКОРОСТЬЮ МЫСЛИ

Еще до начала занятий всем выдали полный комплект учебников.

Само занятие началось с того, что все, прямо как в школе, расселились по два человека за парту. На бейджике каждый написал свое имя. Следующие пять минут было предложено познакомиться с соседом по парте, что поначалу вызвало некоторые затруднения. Но потом многих уже было сложно остановить!

Дальше провели тест на скорость чтения, чтобы узнать, кто с каким “багажом” пришел в школу. Прочитать надо было не просто быстро, а еще и ответить на 20 вопросов к тексту для проверки восприятия. Конечный результат скорости чтения состоял из количества прочитанных знаков, умноженного на коэффициент восприятия (правильные ответы на вопросы от общего числа). Результаты каждого слушателя записали на отдельный лист, причем все норовили посмотреть результаты других. Кто-то впал в панику, кто-то тихо гордился собой. Наименьшая скорость была 285 знаков в минуту, наибольшая – 970 (у меня). Ненамного отстала моя “соседка по парте” - дама-юрист – специфика профессии обязывает.

Нам объяснили, как правильно сидеть при чтении, как держать книгу, каким должно быть освещение. Оказывается, что из-за неправильной позы человек отвлекается и теряет до 40% в скорости чтения! Очень вредная привычка – “проговаривание” текста; она здорово помогала постичь азы чтения в первом классе, а взрослым мешает читать быстро – мысль ведь во много раз быстрее слов! Преподаватель сказала, что максимальная скорость чтения с “проговариванием про себя” - 1400 знаков в минуту; а если избавиться от этой привычки, то и 10 000 – далеко не предел.

После нас обучили методу ритмичных фиксаций – “видеть” не одно слово, а несколько, то есть не вести взгляд по строчке, а “выхватывать” сразу словосочетания.

Кстати, все необходимые условия правильного чтения (поза, освещения и так далее) надо было представить в виде особого значка. А при чтении этот значок требовалось мысленно поместить на страницу (чтобы постоянно помнить о том, как читать правильно). На следующих занятиях нам обещали еще больше этих значков… Скоро они перестанут помещаться на страницу!

В конце занятия выдали книжечку с домашним заданием, объяснив, что для его выполнения обязательно нужен секундомер. Разработку с домашними заданиями будут выдавать на каждом занятии, а каждое нечетное занятие – проводить тест на скорость чтения.

Кстати, после первого занятия из школы можно уйти с возвратом денег, если человек почувствовал, что это “не его”. Что же, все честно.

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ. СКОЛЬКО МЕДА ПРИНОСЯТ КАКТУСЫ?

Все домашние задания строго проверялись – “халявить” не было никакой возможности!

Второе занятие было посвящено вниманию и памяти. На нем проверялось распределение внимания и объем памяти. Оказалось, что полностью концентрировать внимание на тексте можно не более 20 минут, после этого обязательно надо расслабляться!

Мы читали два похожих текста, например, про пчел и шмелей, кактусы и листья, в которых абзацы шли “в разнобой”. А в конце надо было подробно рассказать, что к чему относится, то есть ответить, кто же живет в норах и сколько меда приносят кактусы.

Еще нам предъявляли разные фигуры, которые потом надо было воспроизвести во всех деталях. Оказалось, что сходу человек может запомнить 7 плюс-минус 2 объекта одновременно.

ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ. ВЕРБЛЮД – КОРАБЛЬ ПУСТЫНИ

Тест показал, что скорость моего чтения увеличилась в два с половиной раза! Невероятно!

Продолжилось занятие про память. Нам привели пример, как запоминать тексты. Про верблюда. “Верблюд – корабль пустыни”. Представляем верблюда, в которого воткнута мачта. “Он может длительное время обходиться без пиши, накапливая питательные вещества в горбу”. Представляем туристический рюкзак на верблюде. “Воду верблюд может накапливать в складках около живота”. Представляем подвешенные к животу бедного верблюда две фляги с водой. “Одомашнен 4 тысячи лет назад”. Представляем верблюда на фоне пирамид. “Хорошо переносит жару”. Надеваем на страдальца панамку…

Еще на этом и следующем занятии мы занимались логикой теста – развивали умение выявлять основные и второстепенные мысли текста, связывать их между собой в логические блок-схемы. Важно выявить авторскую мысль – пресловутая “основная мысль” текста, известная еще с уроков литературу в школе. Жаль, что на уроках нас не учили столь эффективно ее выявлять…

Примечание, добавленное после окончания курса:

Правила, которыми с нами поделилась преподавать, действительно очень помогают при пересказе – все “тренировочные” тексты я могу пересказать в подробностях даже по прошествии двух месяцев со времени занятий! Они как будто “впечатались” в мою память!

ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. НЕМНОГО ПРО ЖАБ И КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Тема занятия – активизация мышления. Во время чтения нужно сравнивать поступающую информацию с тем, что ты уже знаешь по этой теме, сравнивать ее с предыдущим материалом. Перед чтением необходимо настроиться. Например, предстоит чтение текста про жаб. Итак, вспоминаем, что я про них знаю. Зеленые, противные, похожи на будущую тещу – нет, об этом не будем… Еще в пионерском лагере, помню, играли с ними в партизан. Даже если чего-то про них я не знаю, я должен примерно представить, предугадать содержание текста. Например, об их повадках, особенностях поведения в брачный сезон и так далее.

Далее идет критическое осмысление текста. То есть нужно оценивать, соответствуют ли реальности приведенные факты или меня гнусно обманывают? Кстати, правило это очень ценное при чтении газет и журналов, отлично работает также при просмотре телевизора. Еще нужно автоматически соглашаться или не соглашаться с автором, то есть вырабатывать свое суждение по поводу каждого текста.

ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ. КОППЕРФИЛД ОТДЫХАЕТ

Учили расширять поле восприятия, чтобы можно было одновременно увидеть как можно большее количество слов. Мы рассматривали картинки, в которые было очень непросто увидеть – только по-особому “напрягая” глаза. Целый подобный альбом картин есть у Валеджио – разглядеть их можно, только определенным образом фокусируя взгляд. Мы проводили опыты со странными результатами, например, после определенных манипуляций казалось, что в ладони появилась круглая дырка. Вообще, на этом занятии мы почувствовали себя начинающими фокусниками, которых учат правильно извлекать кролика из шляпы.

При помощи этих упражнений можно увеличить скорость чтения по сравнению с той, которая была в начале занятия, в 2-3 раза.

ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ. КТО ПРИШИЛ СТАРУШКУ?

Изучались стратегии чтения. Важная роль отводилась просмотровому чтению – “пробежать” глазами текст, чтобы понять, о чем там говорится. Нам дали задание менее чем за 20 минут прочитать 86 (!) страниц детектива и пересказать содержание. Все участники замечательно справились, вспомнив не только всех действующих лиц, но и кто, кого, за что и как, со всеми ужасающими подробностями (количество трупов, например).

Проводили также поиск ответов на вопросы, которые задавали заранее. Текст требовалось просмотреть очень бегло, буквально за полминуты, подробно проанализировав именно те отрывки, где содержится ответ на вопрос.

ЗАНЯТИЕ СЕДЬМОЕ.

Последнее. На нем мы занимались повторением навыков и готовились к контрольному тесту. К самому тесту я приступил не без некоторого волнения… Моя скорость чтения составила 4047 знаков в минуту с коэффициентом усвоения читаемого материала 94.2% - итого, она выросла в 4.2 раза, а коэффициент усвоения – на 14%. Внушительно! У моей соседки скорость чтения выросла с 905 до 2213 знаков в минуту, а коэффициент усвоения – с 68% до 86%. На самом деле, другие показывают еще больший рост скорости чтения (относительный, то есть в разы). Мы с моей соседкой обладали высокой скоростью чтения еще до начала курса, поэтому относительный рост оказался не так велик.

Под аплодисменты были выданы свидетельства об окончании Школы. Нас также снабдили памяткой о том, что надо делать, чтобы не потерять навыки.

Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение

“ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ”

Каждому закончившему курс выдается дисконтная карта с накопительной скидкой. А значит, есть хороший способ сэкономить на обучении: сначала отправить ребенка на курсы для школьников, потом – соседа или подругу, потом тетю-бухгалтера, ну и смело приходить самому и учиться со скидкой до 30%. А если привести с собой пяток сотрудников, обучаться можно вообще бесплатно – и еще похвалят за инициативу!
Все занятия идут три часа. Между ними есть перерыв – очень желательно взять с собой что-то перекусить, потому что кушать после интенсивных занятий хочется адски!
На первое занятие стоит прийти заранее, чтобы выбрать соседа по парте. Опыт показывает, что с ним придется очень плотно общаться все время обучения. Ему надо будет рассказывать свое домашнее задание, пересказывать и тексты и ставить оценки (все взаимно).
Очень важным является пятое задание, поэтому лучше изучить его заблаговременно.
Нужно обязательно запомнить имя и фамилию своего преподавателя, потому что однажды придя на занятие, можно обнаружить совершенно незнакомых людей. Дело в том, что если по какой-то причине вы пропустили занятие, его всегда можно наверстать с другой группой.
Заниматься дома можно и понемногу, но регулярно, хотя бы по 10-15 минут в день.
В Школе можно познакомиться с очень интересными людьми, начиная от студента и заканчивая директором завода. Неформальная обстановка и непринужденное общение располагают… Эти связи могут пригодиться в карьере.
Все тексты, взятые в качестве примеров в Школе, - из разных областей знания. Это дважды хорошо, поскольку, во-первых, позволяет здорово расширить кругозор и повысить общую эрудицию, а во-вторых, не дает специалистам в определенной области преимущества.
В Школе учат быть очень осторожным и критичным при чтении – для этого в тексты специально “внедряются” ошибки, которые надо суметь обнаружить.
Признаюсь, долгое время мне казалось, что первый текст, который тестировал нашу изначальную скорость чтения, был намеренно легче, чем последующие, чтобы искусственно завысить результат обучения. Но поговорив с дамой из другой группы, оказалось, что тексты даются в произвольном порядке, и тот, который был у нас последним, она прошла на первом занятии. И именно он показался ей самым сложным! После этого утверждения все мои сомнения развеялись!
Очень понравилась доброжелательная атмосфера, замечательный преподаватель и сокурсники (после 1-2 занятий остались лишь люди, который действительно хотели работать над собой, 2 человека с другими установками “отсеялись”).
Лично для меня реальная скорость чтения увеличилась не в 4, а в 10 раз – некоторые статьи после предварительного анализа я не читаю вообще, некоторые лишь бегло просматриваю.

11 мая 2008 15:57

Другие ответы
1
"Светлана Архипова установила рекорд скорости чтения, прочитав 60000 знаков в минуту.ЧТЕНИЕ СО СКОРОСТЬЮ 100 000 ЗНАКОВ В МИНУТУ - ВПОЛНЕ ДОСТИЖИМАЯ ПЛАНКА", - в гостях у сайта "Творческий подход" научный руководитель Школы Быстрого Чтения, кандидат ... Еще
10 мая 2008 18:07
2
У Светланы Архиповой