Подсказка

Для эффективного поиска ответа на Ваш вопрос, выберите вопросительное слово, например "Как" и соответственно этому вопросительному слову составьте свой вопрос. Если Ваш вопрос не содержит вопросительного слова, то выберите в списке -//- и просто напишите свой вопрос.

История создания лифтов.?

Спрашивает yahontovaia   23 нояб. 2008
История создания лифтов.
Ответ
История создания лифтов
Я. Шустов мая 2008

Лифт (от англ. lift – поднимать) – это вид транспорта, используемый для вертикального перемещения. Лифт состоит из кабины, в которой размещаются пассажиры и грузы, и механизма, приводящего ее в движение. Кабина перемещается по вертикальным направляющим между различными уровнями (этажами). B известной песне поется: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Действительно, подъем людей и грузов на высоту всегда был проблемой. Когда естественные возвышения сменились искусственными – башнями и стенами – проблем не убавилось. Лестницы и пандусы, какими бы удобными они ни были, их не решали. Вообще, идеи подъемных механизмов развивались на протяжении длительного времени. «Вертикальный транспорт» использовался еще в первобытно-общинном обществе.

Лифт каменного века
В середине ХХ в. этнографы наблюдали жизнь папуасского племени, по уровню своего развития находящегося в каменном веке. Погребальные обычаи этого племени требовали хоронить покойников на вершине деревьев. Для подъема мертвых тел аборигены использовали устройство, действующее по принципу современного лифта. Платформа, сплетенная из лиан и ветвей, поднимала груз с помощью противовеса.

Первое письменное упоминание о древнем лифте относится к 2600 г. до н.э. При строительстве пирамид египтяне использовали устройства, которые могли поднимать каменные блоки весом около 90 кг на высоту 150 м. При раскопках в г. Геркулануме, который был разрушен во время извержения Везувия одновременно с Помпеями, был обнаружен отдаленный предок современного лифтового механизма. Этот агрегат предназначался для подъема кулинарных блюд из кухни в столовую.

В Сиракузах в III веке до н.э. разработкой подъемных механизмов занимался знаменитый Архимед. Легендарный древнеримский Колизей был оборудован 12 лифтами, которые поднимали участников поединков на арену с подземных этажей. Грузоподъемные машины приводились в действие с помощью мышечной силы десятков рабов. Привилегированные зрители поднимались в ложи на роскошной платформе, скользившей по деревянным направляющим.

В Средние века лифты использовались для перевозки людей и грузов на верхние этажи зданий. Механизм приводился в движение за счет усилий тяглового скота. Так, например, в 1203 г. во Франции был установлен лифт, приводимый в движение ослами. В ганзейских городах многие дома строились с внешним подъемником, позволяющим складировать товары на верхних этажах.

Механизм, ставший предтечей современного лифта, был предложен Леонардо да Винчи. В нем для подъема использовались канатные барабаны, зубчатые передачи и металлические тросы. В 1743 г., более чем через 200 лет после смерти изобретателя, эта конструкция была применена во дворце французского короля Людовика XV в Версале.

В России первые пассажирские лифты появились в Царском Селе и в подмосковной усадьбе Кусково в середине XVIII в. В 1795 г. специально для Екатерины II знаменитый русский изобретатель Кулибин устроил в Зимнем дворце «подъемно-спусковые кресла».

Все эти подъемные механизмы были большой редкостью. В массовом масштабе лифты применялись только в горнодобывающем деле. Однако с развитием технического прогресса возникла потребность в более эффективных подъемниках. В 1800 г. некий американец, владелец шахты по добыче каменного угля, сделал большой шаг вперед: придумал первый паровой лифт. В 1835 г. это новшество вошло в обиход фабричного грузоподъемного дела в Англии, а потом получило распространение в США.

В 1845 г. Вильям Томпсон, автор пневматических шин, разработал первый гидравлический лифт, оказавшийся гораздо совершеннее парового. Через некоторое время его изобретение было усовершенствовано во Франции. Цилиндр здесь размещался горизонтально, а поршень через систему блоков тянул канат, поднимавший кабину. Впервые такое устройство было показано на Всемирной выставке в Париже в 1867 г. Позже его установили на Эйфелевой башне.

Дело Отиса живет и побеждает
Главным элементом современного лифта считается автоматический ловитель – устройство, останавливающее лифт между этажами в случае обрыва троса. Его изобрел американец Элайша Грейвс Отис (1811–1861 гг.). За свою жизнь он сменил много профессий: работал на стройке, лесопилке, делал кареты, служил на мебельной фабрике, выпускавшей кровати. На этой фабрике в 1852 г. его попросили сконструировать подъемник для доставки досок на второй этаж.

Отис прикрепил трос к платформе подъемника через плоскую пружину, напоминающую каретную рессору. По бокам подъемника установил зубчатые рельсы. Под весом даже пустой платформы пружина выгибалась и спокойно проходила между рельсами. В случае же обрыва каната пружина, распрямившись, застревала своими концами в зубцах рельсов, предотвращая падение платформы.

Отис назвал свой подъемник «безопасным лифтом» и в 1854 г. основал небольшую мастерскую по производству таких механизмов. Через три года «Компания паровых подъемников Отиса» установила свой первый пассажирский лифт в пятиэтажном магазине на Бродвее. Этот подъемник мог перевозить до пяти человек со скоростью 20 см/сек.

Через 24 года после смерти Отиса в Чикаго был построен первый небоскреб. В подобных зданиях в основном применяли гидравлические лифты без каната. Поршень, ходящий в длинном цилиндре, выталкивал кабинку вверх под напором воды. Такая система применялась в домах высотой не более 20 этажей – слишком глубокую шахту для цилиндра приходилось выкапывать под фундаментом: такой же глубины, какую высоту имел дом. Зато гидравлические лифты ходили в 20 раз быстрее, чем подъемники системы Отиса.

В 1859 г. фирма «ОТИС» поставила в отеле «Пятая авеню» винтовой лифт. От подвала до чердака здание пронизывал огромный металлический винт, а кабина ходила по нему, как гайка. Винт вращался через шкив ремнем от паровой машины, стоявшей в подвале. Когда винт вращался вправо, кабина шла вверх, влево – вниз. Чтобы кабина не вращалась вместе с винтом, вдоль одного ее угла в шахте лифта проходил рельс-ограничитель. Но эта система оказалась медленной, неудобной и дорогой. Было смонтировано только два таких лифта, которые просуществовали до 1875 г.

Электричество и гидравлика
Первый электрический пассажирский лифт был изготовлен немецкой фирмой «Сименс и Хальске» в 1880 г. Он поднимался на высоту 22 м за 11 сек. Первый электрический лифт фирмы «ОТИС» был смонтирован в одном из нью-йоркских небоскребов в 1889 г. С тех пор проблема подъема рост зданий вверх больше не сдерживает.

При использовании электрического привода кабина лифта уравновешивается противовесом. Его масса равна весу кабины плюс половина номинальной грузоподъемности, то есть для перемещения кабины достаточно совсем небольшой мощности. Электродвигатель с лебедкой располагается, как правило, над лифтовой шахтой в техническом этаже или надстройке. Известна схема с нижним расположением мотора: наверху находятся два блока для кабины и противовеса, а тяжелая лебедка с мотором – в подвале.

Существует также «выжимной» лифт, позволяющий поднимать грузы выше своих механизмов. Управление мотором осуществляется при помощи реле; в более современных моделях используются микропроцессоры.

Гидравлическим приводом оснащаются прежде всего грузовые лифты. Такое устройство позволяет поднимать большие грузы, однако скорость и высота подъема при этом ограничены. Принцип действия таков: гидравлический насос нагнетает в высокий вертикальный цилиндр масло. Давление масла приводит в движение расположенный в цилиндре поршень, который через систему блоков и тросов двигает лифтовую кабину.

Двухэтажные лифты для небоскребов
Владельцы небоскребов всегда стремились сделать свою недвижимость максимально доступной и привлекательной для арендаторов. В их интересах было строить такие лифты, которые занимали бы как можно меньше места. Оптимальным решением стал двухэтажный лифт фирмы «ОТИС». Недвижимость, оборудованная такими лифтами, резко возрастала в цене и приносила быструю прибыль собственникам за счет большого числа посетителей.

В 1931 г. первый двухпалубный лифт фирмы «ОТИС» был установлен в 67-этажном здании городского сервисного центра в Нью-Йорке. Одновременно этот подъемник должен был обслуживать подземку, строительство которой было запланировано в перспективе. Это устройство стало особенно ценным новшеством для высоток с большими транспортными потоками в часы пик.

В двухэтажных лифтах кабины располагались одна над другой и имели общий подъемный механизм. Одна кабина останавливалась на четных этажах, другая — на нечетных. Вход в кабину лифта был открыт как из подземной части сооружения, так и с улицы: пассажиры одновременно могли заходить с двух уровней в верхнюю и нижнюю кабины. Однако двухпалубные лифты могли быть установлены не в каждом небоскребе: система тросов и противовесов была очень сложна в управлении.

Только в 2003 г. двухэтажные лифты марки NIPPON-OTIS были усовершенствованы таким образом, что им стали не нужны равные пролеты между этажами. Впервые такой лифт был установлен в 54-этажной башне MORI в Токио, относящейся к комплексу зданий в Roppongi Hills. Проблема неравномерной этажности решается здесь с помощью системы, которая автоматически поднимает или опускает кабины лифта в диапазоне до 2 м, чтобы выравнивать уровни полов.

Самый высокий небоскреб США – «Sears Tower» в Чикаго – имеет 106 лифтов. 16 из них – двухэтажные, они принимают и высаживают пассажиров сразу на двух этажах. Два экспресс-лифта для посетителей смотровой площадки на крыше преодолевают 412 м за минуту и несколько секунд.

Космические перспективы
Лифт является самым безопасным видом транспорта. Благодаря строгому техническому контролю и практически безотказной системе безопасности возможность несчастного случая практически исключена. Однако при пожаре лифтом пользоваться нельзя: из-за прекращения электропитания он может остановиться между этажами. В современных лифтах в случае пожара кабина автоматически опускается на нижний этаж, открываются двери, затем ее движение блокируется.

С годами лифт превратился в «высокоинтеллектуальное» устройство, алгоритм его функционирования становится все более сложным и совершенным. Современные пассажирские лифты могут перемещать до 30 человек (шахтные — до 100 человек) со скоростью от 0,5–4 м/сек (обычный лифт) до 9 м/сек (скоростной). Грузовые лифты перевозят до 10 т груза со скоростью до 1,5 м/сек.

Одной из новинок в данной области является пневматический вакуумный лифт, в работе которого используется сила естественного воздушного давления. Таким образом, путешествия людей в прозрачных капсулах, которые когда-то были фантастикой, сегодня становятся реальностью. Такие капсулы могут перемещать грузы, не используя кабелей, блоков или поршней. Пневматические вакуумные лифты более просты при монтаже, обслуживании и управлении, чем обычные. Они особенно хорошо подходят для установки в существующих домах благодаря компактности конструкции.

Чтобы установить в доме такой лифт, не надо строить специальную шахту, а над ней – помещение для подъемного механизма. Все устройство представляет собой высокую прозрачную трубку, в которой ходит подъемная кабина, а сверху укрепляется небольшой вакуумный насос высотой не более 30 см.

К.Э. Циолковский в 1895 г. предложил идею создания космического лифта, предназначенного для выведения грузов на планетарную орбиту или за ее пределы. Основу такого подъемника должен составлять трос, протянутый от поверхности планеты к геостационарной орбитальной станции. Такой трос может удерживаться одним концом на поверхности Земли, а другим – в неподвижной над планетой точке выше геостационарной орбиты (за счет центробежной силы). По тросу может подниматься подъемник, несущий груз. Создание подобного лифта оценивается в 7–12 млрд долл. Предполагается, что такой способ в перспективе будет на несколько порядков дешевле использования ракет-носителей.
24 нояб. 2008 04:11

Другие ответы
1
Нашла интересную информацию - история создания лифтов. Может кому и интересно будет? Первое упоминание о подъемном механизме относится к 2600 году до н.э.: египтяне использовали их в строительстве пирамид. Некоторые из этих устройств поднимали каменные ... Еще
23 нояб. 2008 13:31
2
Считается, что первый лифт в современном понимании был установлен в 1743 году во дворце французского короля Людовика XV в Версале. Громоздкая конструкция, приводимая в движение слугами, была сконструирована для того, чтобы 33-летний король мог ... Еще
23 нояб. 2008 16:07
3
В XVII веке был изобретен «летающий стул». Он был предназначен для подъема людей на верхние этажи зданий и приводился в движение системой гирь и блоков. Стул и его механизм находились вне здания. Однако «летающий стул» широкого применения не нашел...
26 нояб. 2008 19:20