Подсказка

Для эффективного поиска ответа на Ваш вопрос, выберите вопросительное слово, например "Как" и соответственно этому вопросительному слову составьте свой вопрос. Если Ваш вопрос не содержит вопросительного слова, то выберите в списке -//- и просто напишите свой вопрос.

Как научить ребенка правильно вести себя за столом?

Спрашивает Анна Олеговна   03 нояб. 2008
Этикет для малыша.
Ответ
ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ЗА СТОЛОМ

Чем раньше ребенок узнает правила поведения за столом, тем скорее они будут выполняться автоматически, легко и свободно. Но этикету нельзя научить, как обучают, скажем, читать и писать. Ребенок смотрит, как себя ведут взрослые, его родители. Если родители не умеют вести себя за столом, то и ребенок никогда не усвоит правила хорошего тона.

Сохранился древнерусский документ, написанный Владимиром Мономахом в начале XII века, «Поучение к детям». Вот что там сказано относительно поведения за столом: «При старших молчать, мудрых слушать, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться, не осуждать речью, немного смеяться…»

Дети должны усвоить, что за столом надо сидеть прямо, нельзя шалить, облокачиваться на стол — это мешает их соседям. Детей можно научить не растопыривать локти за столом. Можно предложить такое «упражнение»: садясь дома обедать, положите под мышки небольшие книги или другие легкие предметы. Придерживая книги, вы невольно будете есть с прижатыми локтями. После 10—15 таких тренировок локти «будут знать свое место». Детей надо учить этому с 5—6 лет.

Следует объяснить ребенку, что нельзя качаться на стуле, играть со скатертью — можно упасть со стула, потянуть за собой скатерть со всеми приборами и даже опрокинуть на себя тарелку с горячим супом. Не следует закидывать одну ногу на другую, некрасиво обхватывать ножки стула ногами или вытягивать ноги под столом.

Ложка — первый предмет сервировки, который дают малышу. Нужно научить его держать ложку тремя пальцами правой руки, чуть пониже рукоятки, и объяснить, как следует есть с ложки: не засовывать ее целиком в рот, не всасывать пищу с самого кончика. С ложки едят, поднося ее ко рту боковой стороной, а зачерпывают пищу не к себе, а от себя.

Трех-четырехлетнего ребенка можно уже приучить правильно пользоваться вилкой. Сначала ему показывают, как держать вилку тремя пальцами правой руки, упираясь указательным в ту часть вилки, где ручка переходит в черенок, а затем, когда он станет постарше и научится пользоваться ножом, объясняют, что вилку удобнее держать левой рукой, а нарезать пищу ножом — правой. Если едят только вилкой, ее держат в правой руке.

Нужно также приучить ребенка держать вилку наклонно, а не перпендикулярно к тарелке, для того, чтобы она не соскальзывала и не разбрасывала пищу. Следует также объяснить, что мягкую пищу, которую можно отделить вилкой, не нарезают. Вилкой без ножа едят такие блюда, как котлеты, вареные овощи и рыбу (ножом только отделяют кости).

Покажите ребенку, что если сразу нарезать кусочками все кушанье, которое лежит на тарелке, оно быстро остынет и примет неаппетитный вид, поэтому отрезают по одному кусочку и сразу же съедают его.

Не разрешается брать нож в рот: можно порезать язык и губы. На этом разумном соображении основано правило не есть с ножа, так же, как и категорически запрещается извлекать остатки пищи, застрявшие в зубах, вилкой или чем-либо иным, кроме зубочистки (и то не за столом). Вообще же лучше всего после еды прополоскать рот теплой кипяченой водой с питьевой содой.

Ребенок постарше должен знать, что ложкой едят только жидкую пищу, а рассыпчатые каши, яичницу, запеканки, отварные овощи и т.д. едят только вилкой. Следует помнить, что все использованные приборы кладут не на стол, а на свою тарелку или специальную подставку.

Никогда и ничего нельзя брать с блюда своими приборами. Нельзя также резать общий хлеб своим ножом. Необходимость строгого соблюдения этих правил диктуется элементарными и понятными для всех правилами гигиены. Закончив еду, ребенок должен положить ложку, вилку и нож на тарелку, а не на скатерть.

Надо, кроме того, приучить детей тщательно разжевывать пищу, есть не торопясь, не брызгая, чтобы у них не создалось привычки есть некрасиво и шумно; это неприятно и неудобно для них самих и для окружающих.

Принято считать, что за «взрослым» столом дети должны молчать. Это не совсем верно. Даже маленький ребенок, который еще не научился говорить, требует к себе внимания. Он обязательно что-нибудь сделает, чтобы добиться своего: бросит ложку на пол, разольет молоко. Это нужно знать и никогда не наказывать детей за кажущиеся беспричинными капризы.

Следует помнить и другое — ребенок от чрезмерного внимания взрослых или от длительного застолья может утомиться и начать капризничать. В этом случае лучше отсесть со своим ребенком от общего стола, но не в качестве его наказания, а для спокойствия всех. Вообще, если собирается исключительно «взрослая» компания и ваш ребенок будет единственным, лучше оставить его дома. Скучающий и капризничающий ребенок может испортить вечер всем.

Подросших детей за «взрослым» столом могут попросить рассказать о чем-то, тогда они вежливо должны отвечать на вопросы гостей. Следует научить детей, что самим начинать разговор с взрослыми невежливо. В свою очередь взрослые должны быть внимательны и вежливы с детьми. Нельзя призывать сделать что-то криками, понуканиями, указующими жестами. Не следует также бранить детей и часто извиняться за их поведение. Дети очень чувствительны к бестактности на людях. Воспитывать детей нужно дома. Кроме того, от постоянных замечаний и придирок даже у взрослого человека неловкость усиливается, а у ребенка вообще может развиться комплекс неполноценности.

Если вы приглашаете в гости друзей с детьми, организуйте для них отдельный стол и подумайте, чем можно было бы их занять. Хорошо, если дети окажутся примерно равного возраста и интересов. В любом случае дети потребуют от вас больше внимания и доставят больше хлопот, чем взрослые гости. Но, с другой стороны, научиться вести себя за столом, вести беседу и многому другому можно научиться только на практике и только в доброжелательной обстановке.

Не следует откусывать большие куски — это некрасиво. Суп едят тихо, бесшумно, ложку подносят ко рту левым широким краем. Суп не перемешивают ложкой; крупные кусочки мяса или овощей осторожно размельчают ложкой. Нельзя тянуться за угощением через стол — нужно попросить, чтобы его передали. Не принято вставать из-за стола, пока другие не закончат есть.

04 нояб. 2008 04:11

Другие ответы
1
Во-первых, самому соблюдать правила этикета. Конечно, в обычной жизни мало кто из нас за обедом пользуется специальной рыбной вилкой, но хотя бы элементарные правила соблюдать нужно. Всегда помните: если ребенок видит, что руки после обеда ... Еще
03 нояб. 2008 19:11
2
Я думаю собственный пример играет здесь первостепенную роль, ведь малыши всегда копируют поведение взрослых)))
04 нояб. 2008 14:15
3
Совершенно согласно со всеми, что главным образом на поведение ребенка за столом влияет поведение взрослых, которые его окружают. Ребенок впитывает все как губка, поэтому наша главная задача быть для него положительным примером и не только за столом.
07 нояб. 2008 13:36