Подсказка

Для эффективного поиска ответа на Ваш вопрос, выберите вопросительное слово, например "Как" и соответственно этому вопросительному слову составьте свой вопрос. Если Ваш вопрос не содержит вопросительного слова, то выберите в списке -//- и просто напишите свой вопрос.

Кризис семи лет? Ребёнок первоклашка, как помочь? И как вести себя нам – родителям?

Спрашивает Лошкарева Ольга Алексеевна   25 февр. 2009
Поведение ребёнка (девочка) изменилось в худьшую сторону. Я и муж склонны думать, что это так называемый "кризис семи лет". Ребёнок первоклашка, как помочь? И как вести себя нам - родителям?
Ответ
Почти все идут в школу с радостью. И если ребенок не хочет 1 сентября идти в школу, считайте, что это «клиника»: либо с учителем не повезло, либо с классом, а может, была допущена какая-то глобальная ошибка, поскольку обычно все в школу хотят, первые две недели точно. А через 3–4 недели начинается откат, даже у первоклассников: они поняли, как устроена школа, что там делают, кто там на каких ролях, что делает учитель и все остальные. Появляется первое нежелание идти в школу, первое «не хочу». Начинает рано темнеть, в октябре-ноябре это будет уже ощутимо, и дети с утра не хотят вставать – все родители, которые провожают своих детей, с этим сталкивались. Я советую родителям с детьми говорить. И хочу на эту ситуацию взглянуть через большое увеличительное стекло, потому что проблема серьезная и надо ее решать. Давайте попробуем.
Из чего состоит нежелание идти в школу? Тут у разных детей по-разному. Кто-то просто не хочет получать плохие оценки, а учить все лень – ведь русские люди по сути своей с ленцой, им и тяжело из-за этого. Подход в этом случае можно найти с помощью какого-нибудь бонуса, например давать шоколадку за хорошо сделанную работу. Кому-то надо обязательно быть первым во всем – это совершенно особая категория детей, так называемые дети-перфекционисты. Они потенциальные отличники, которым нужна лучшая оценка, лучший ответ и вообще все лучшее. Вот у таких детей бывает очень тяжелый откат, поскольку им должно быть либо максимально хорошо, либо никак. Третья категория – коммуникаторы, которые ходят в школу не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы общаться. Если у них общение хорошо складывается, то нет проблем, они с радостью идут в школу, даже если надо рано вставать. Если детей-коммуникаторов не очень хорошо принимает коллектив, то начинается «не хочу». Родительская реакция может как усугубить, закрепить нежелание, так и развеять «не хочу в школу» как облака. Это очень важно для психологии детско-родительских отношений: дать ребенку право не хотеть. Сказать: «Ты такой не один, многим детям не хочется идти в школу». Можно сказать: «Многим первоклассникам не хочется идти в школу», это будет конкретизирование ситуации, и добавить, что многим пятилетним детям не хочется идти в сад, многим взрослым детям – в среднюю школу. Нежелание надо сделать нормальным, вписать его в контекст, но это не значит, что мы должны с ним согласиться. Сказать: «Да, но есть одно большое «но»…» – и привести свои аргументы. Объяснить, что все равно надо ходить и добавить: «Вот знаешь, когда я был маленьким, я тоже не хотел». Есть ведь большой папа, который хочет не хочет – садится и едет на работу, есть замечательная мама, которая куда-то двигается. И это как-то утешает, означает, что это можно перерасти. И ребенок понимает, что все в порядке, его желание в пределах разумного и в этом ничего страшного нет.
Здесь уже слово за родителями. Например, пусть ребенок представит, что он не пошел в школу, и все, кто не захотел пойти в школу, тоже. Если у вас есть время и силы с утра несколько минут поговорить и включить такую важную волшебную палочку детского воспитания, как фантазия, можно представить такой «праздник непослушания», когда дети выкинули портфели, зубные щетки и лежат в кровати, едят конфеты и смотрят телевизор. Знаете, как бы сильно ребенок ни не хотел идти в школу, если вы ему предложите такой абсурдный сюжет, он посмеется и поймет, что такого не может быть, хотя хочется, и это было бы прекрасно. И когда мы включаем фантазию и игровое воображение, энергия упрямства переходит в другое пространство. Тогда ребенок начинает придумывать: «А вот если я завтра…» И на эту тему можно поговорить. Дальше можно уже придумать какое-то утешение из разряда возможных: «Давай придумаем, что бы тебя утешило». Очень важно, когда вы сталкиваетесь с нежеланием ребенка идти в школу или сад, что вы делаете его не противником, а союзником и вместе справляетесь с этой ситуацией как с общим затруднением. Надо сказать: «Давай придумаем, что сделать, может, съедим что-то вкусное». Если ваш ребенок быстро собирается, можно поставить 5-минутный короткий мультик, т.е. нужен какой-то бонус, какое-то вознаграждение, что-то, чем можно это утро украсить. Главное – что вы в этот момент не стали нотацию читать, а проявили заботу. Это не значит, что вы подкрепили нежелание, нет, вы показали ребенку, как справляться с жизненными трудностями, в частности с нежеланием преодолевать себя. Это очень важно.
26 февр. 2009 10:47

Другие ответы
1
Купить книгу по воспитанию детей. Там пишут профессионалы.
Попробуйте для начала почиать Владимира Леви.
BTN
25 февр. 2009 22:55
2
Здравствуйте,Ольга Алексеевна.Я нашла прекрасный сайт,где пошагово описываются действия родителей,реакция деток.Там же вы найдёте и различные методики по воспитанию детей в 7-ми летний период! http://sch4.minsk.edu.by/main.aspx?uid=19952 И ... Еще
26 февр. 2009 00:40
3
Здравствуйте! Когда ребенок идет "первый раз в первый класс", то основная проблема ребенка, как правило, связана не в учебой, а с отношениями в коллективе. Если ваш ребенок ходил в детский сад, то его знакомство с обществом и социализация ... Еще
26 февр. 2009 07:16