Подсказка

Для эффективного поиска ответа на Ваш вопрос, выберите вопросительное слово, например "Как" и соответственно этому вопросительному слову составьте свой вопрос. Если Ваш вопрос не содержит вопросительного слова, то выберите в списке -//- и просто напишите свой вопрос.

Как разговорить ребенка?

Спрашивает Вероника Юрьевна   11 апр. 2008
Моему ребенку 2 года и он мало говорит,как разговорить его?
Ответ
Как разговорить ребенка.
Ребенок может быть разговорчив ровно настолько, насколько Вы его в этом поощряете. С возрастом его умение хорошо говорить будет определять степень его готовности учиться самым разным вещам. Поэтому важная задача родителей — поддержать такой «разговор», который будет стимулировать развитие ребенка.
Уже с годика говорите ребенку, что Вы делаете, когда ухаживаете за ним. Раздевая его, называйте одежду, которую Вы с него сняли, части тела. Когда купаете его, говорите, что Вы намыливаете его или какой предмет хотите взять. Когда кормите ребенка, расскажите ему, из чего приготовлено блюдо, что он получит еще. Говорите нормально, не упрощая, не сюсюкая. На этом этапе развития ребенку нужна Ваша плавная, интересно звучащая речь. Если Вы специально начнете говорить медленно и упрощенно, если Вы будете стараться говорить понятно для малыша, речь Ваша станет неестественной. Ребенок с одинаковой радостью отреагирует как на Вашу сентенцию о развитии событий в мире, так и на хорошо продуманное простое предложение про собачку. Если Вам нравится «детская» манера говорить — что ж, пользуйтесь ею. Но знайте, что приучив ребенка называть собаку — «ав-ав», Вы еще долго будете слышать это упрощение, и когда ребенку уже будет доступна нормальная речь. Лучше не прибегайте к ней.
Показывайте ребенку книжки-картинки, называйте предметы, нарисованные там, и объясняйте ему так, как Вы объясняли бы это трехлетнему ребенку, что эти предметы делают. Ребенку понравятся рисунки и разговор о них, хотя он не поймет того, что Вы объясняете.
В процессе игры обязательно разговаривайте с ребенком. Это очень важно, особенно если Вы ощущаете неловкость, когда приходится разговаривать с малышом при других. Иногда малышу не хватает общения с Вами, поскольку Вы предпочитаете поговорить со старшим ребенком — он понятливее, гораздо лучше реагирует на Ваши слова.
Важнее всего — прислушиваться к ребенку и попытаться ответить ему, причем ответить вразумительно, словами, и притом всякий раз, когда ребенок начинает лепетать, «обращаясь» к Вам. Помните, что ребенку уже сейчас нужны не замечания по ходу дела, не монолог, сколько бы хорошо Вы его ни построили ему нужно разговаривать с Вами. Допустим, Вы не умеете сами завязывать разговор, Вам трудно найти тему, — во всяком случае, заставьте себя отвечать ребенку, когда он сам делает попытки «заговорить» с Вами. И готовьтесь, что совсем скоро Ваш разговорившийся малыш начнет ставить Вас в тупик своими вопросами!
Упражнения для разработки языка
 
Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.
  
Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.
 
«Лопаточка». Положить язык на нижнюю губу, так сказать, вывалить язык наружу, и пусть он лежит спокойно некоторое время. А потом заострить его кончик так, чтобы края языка не сворачивались трубочкой, а оставались в прежнем положении.
 
«Мясорубка». Покусываем распластанный язык, постепенно то высовывая его наружу, то убирая назад. Работа над мелкими движениями малышу обычно трудно дается, он сразу высовывает весь язык.
 
«Как кошка пьет молоко». Нужно поболтать языком, повторяя движения кошки, когда она лакает, и следить за тем, чтобы подбородок при этом оставался неподвижным.
 
«Как лошадка едет». Цокаем языком с широко раскрытым ртом и следим за неподвижностью подбородка.
 
Обратите внимание на речевое дыхание малыша.
 
Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхания. Некоторые дети неправильно произносят звук «р» лишь потому, что не могут сделать достаточной силы вдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении «р». Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи и т. п.
  
С шутками и прибаутками.
 
Каждая ваша попытка помочь ребенку должна отличаться от предыдущей. Навязывать помощь категорически нельзя, можно только предлагать. Значит — играть. В игре от ребенка можно добиться очень многого. Сухое объяснение артикуляционных движений губ и языка мало доходчиво, скучно малышу, поэтому необходимо включать в логопедическую работу игровой материал. Веселые и увлекательные занятия лучше всего подходят для коррекции речевых нарушений.
 
Начать занятия рекомендуется с узнавания проблемных звуков в словах. Вы называете слова или показываете картинки, а малыш узнает слова со звуками «р» и «рь», поднимает руки или хлопает в ладоши, а затем проговаривает эти слова. Через какое-то время можно переходить к повторению шуток — чистоговорок:
 
Ря – ря – ря – синие моря;
рю – рю – рю – репу я варю;
арь – арь — арь — новый букварь;
ри – ри – ри – горят фонари;
ре – ре – ре – санки на горе;
орь – орь – орь – у Андрюши корь;
ра – ра – ра – высокая гора;
ро – ро – ро – новое перо;
ру – ру – ру – коза грызет кору;
ры – ры – ры – летят комары;
ор – ор – ор – у Ромы топор и т.д.
 
Существуют специально составленные тексты, в которых преобладает проблемный для произношения детей звук «р». После чтения всего рассказа, читайте по одному предложению, и пусть ребенок дословно воспроизводит их. Затем предложите малышу пересказать всю историю.
 
Верный друг
 
Рома и его собака Трезор — большие друзья.
Они вместе играют, вместе гуляют. Один раз Рома купался в реке. Он отплыл далеко от берега и стал тонуть. Рома закричал. Трезор бросился в воду и вытащил Рому на берег. Так Трезор выручил из беды своего друга.
 
Скороговорки
 
Ребенку должно понравиться повторять с увеличивающейся скоростью речи самые разные скороговорки:
 
Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
Проворонила ворона вороненка.
Привез Пров Егору во двор дров гору.
На горе, на горке горько ревет Егорка.
  
Создатели скороговорок – взрослые, ибо именно они в состоянии составить труднопроизносимую фразу, требующую быстрого повторения. Являясь словесно-развлекательным жанром для детей (неправильное произнесение слов, запинания вызывают смех), скороговорки в то же время служат развитию речевого аппарата ребенка, артикуляции, дикции. Развлекательность в них сочетается с практической функцией. Сохраняя затрудненность при произнесении, скороговорка имеет забавное содержание и привлекательную форму. Основным в поэтике скороговорок является распределение звуков в словах фразы, предполагающее затрудненное построение движений органов, образующих речь.
 
Нередко скороговорки располагают своеобразными сочетаниями определенных слов, составляющих основу, на которой они и строятся. Так, в основу нескольких скороговорок легло имя Прокоп и его модификации:
  
Ушел Прокоп – кипел укроп,
Пришел Прокоп – кипит укроп,
Как без Прокопа кипел укроп,
Так и при Прокопе кипит укроп.
 
Особая группа – скороговорки со стихотворным содержанием:
 
Ехал грека через реку,
Видит грека – в реке рак,
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку греку – цап!
 
Материалы по детскому фольклору, в частности, скороговорки, весьма продуктивны в развитии правильного произношения проблемных звуков. Недаром скороговорки взяла на вооружение педагогическая наука: они стали инструментом речевого совершенствования в дошкольных учреждениях, средством исправления дефектов речи логопедами и дефектологами.
 
Пальчиковая гимнастика.
 
Развитие тонких движений пальцев рук расценивается как метод восстановления нарушенной речи. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием мышления и речи ребенка. В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние участки. Одним из таких важных участков, подвергающихся положительному влиянию, является речевой центр.
 
Пальчиковые игры очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность. Пальчики могут совершать различные движения, они «ходят в гости», «здороваются», «прячутся» и т.д. Можно придумать инсценировку каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую. Дети старше пяти лет могут оформить игры разнообразным реквизитом – шариками, кубиками или другими мелкими предметами.
 
Дети разные, по-разному развиваются, но им всем хочется быть самыми лучшими, умелыми во всем. Упражняя пальчики ежедневно, они поддерживают ситуацию успеха (У меня обязательно все получится). В игре, а не против воли ребенка, с радостью, а не травмируя психику маленького человека, укрепляя кисти и пальцы рук, можно совершенствовать произношение отдельных звуков и речь в целом. Явные результаты у всех детей прослеживаются через полгода. Это фиксирует специалист, это отмечают родители, это чувствует ребенок.
 
Действуйте осмотрительно.
 
Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Но если ребенок старшего дошкольного возраста неправильно выговаривает звуки или недостаточно отчетливо произносит слова, то вы обязательно должны обратиться к логопеду.
 
Многие специалисты рекомендуют родителям работать над правильным произношением их ребенком звука «р». А вот звук «л» считается трудным и даже коварным. В этом случае с вашей стороны не должно быть никакой самодеятельности. Даже логопедам очень сложно корректировать мягкий «л».
  Не верьте «специалистам», которые обещают за два-три урока исправить речь вашему ребенку. Скорее, они добавят вам несколько новых проблем и не решат ту, с которой вы к ним пришли. Обращайтесь в известные логопедические центры или к специалистам со стажем.
  Постановка звуков речи происходит на строго индивидуальных занятиях. Хороший специалист помимо того, что проделывает с малышом серьезные упражнения и манипуляции, превращает каждый урок в интересную игру. Если ваш ребенок занимается в группе с ему подобными детьми, знайте, что это нарушение правил, и пользы от таких занятий не будет.
  Если вы решили учить дошкольника иностранному языку, то имейте в виду, что сначала ему надо справиться с правильным произношением родных звуков и лишь затем браться за освоение чужих.
Источник: http://www.eka-mama.ru/matter/detail.php?ID=13097 , http://www.portalwoman.ru/woman_themes/kids_maternity/lybak_lovil_lybku_kak_razgovorit_rebenka/?page=3
11 апр. 2008 13:58

Другие ответы
1
Ближе к трем годам проводи с ребенком индивидуальные занятия. Каждый день по 10-15 минут. Это могут быть и знакомые малышу наблюдения за тем, что происходит на улице. Только уже более целенаправленные – призывай кроху самого рассказывать обо ... Еще
11 апр. 2008 13:46
2
бывает так, что в какой то период как кнопочка включается и он вдруг заговорил, начианют они говорить лет с 2 - 2,5, а кто и с 3-х. Лучшее упражнение - это чтение стихов, они лучше улавливаются и запоминаются - т.е. упражнение по мимо речи, и ... Еще
11 апр. 2008 15:03
3
Есть много разных методик. но по своему опыту скажу просто попробуйте "почувствовать" своего ребенка. А самое главное исключите по максимуму посмотр телевизора, самое главное это живое общение. Просто больше времени уделяйте ребенку. Чаще ... Еще
11 апр. 2008 22:57