Подсказка

Для эффективного поиска ответа на Ваш вопрос, выберите вопросительное слово, например "Как" и соответственно этому вопросительному слову составьте свой вопрос. Если Ваш вопрос не содержит вопросительного слова, то выберите в списке -//- и просто напишите свой вопрос.

Как правильно развивать мышление у детей?

Спрашивает Анастасия   14 авг. 2008
Как правильно развить мышление у ребёнка?
Ответ
Для успешного воспитания детей следует иметь представление о том, как развивается их мышление и в чем его отличие от мышления взрослого человека.

Психологи отмечают, что становление мышления проходит две стадии – допонятийную и понятийную. Под допонятийной понимается начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых организацию; суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете. Когда дети, что-либо объясняют все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений на этой стадии – суждения по сходству, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самой ранней формой доказательства является пример. Исходя из вышесказанного можно сделать следующий вывод: убеждая ребенка или что-то объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.

По мнению психологов центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (но не эгоизм, эти понятия отличаются). Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие от него отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Детской логике присущи следующие особенности, обусловленные эгоцентризмом:

1) нечувствительность к противоречиям. В качестве примера можно привести эксперимент знаменитого швейцарского психолога Жана Пиаже: он беседует с Раулем (4 года):

• Рауль, есть у тебя братья?

• Жеральд.

• А у Жеральда есть братья?

• Нет. Только у меня есть брат.

• Послушай, у Жеральда нет брата?

• Нет, у него брата.

2) синкретизм – тенденция связывать все со всем;

3) трансдукция – переход от частного к частному, минуя общее;

4) отсутствие представления о сохранении количества.

Если ребенок развивается нормально то постепенно происходит замена мышления допонятийного, которому свойственно использование конкретных образов, мышлением понятийным (абстрактным), которому свойственно использование понятий и применение формальных операций.

Известный русский психолог Выготский Л.С. выделял 5 этапов в переходе к формированию понятий (по Л.Д. Столяренко):

1-й этап. Ребенку 2-3 года. Этот этап проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что все, которые положены рядом и есть похожие, подходящие – это синкретизм детского мышления.

2-й этап. На втором этапе – дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары – возникает цепочка попарного сходства.

3-й этап. Он проявляется в 7-10 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу.

4-й этап. У подростков 11-14 лет появляется понятийное мышление, однако еще не совершенное, поскольку первичные понятия сформированны на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными.

5-й этап. На нем формируются совершенные понятия. Происходит это в юношеском возрасте, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.
15 авг. 2008 01:50

Другие ответы
1
Мыслю, следовательно, существую», – изо дня в день вслед за Р. Декартом повторяют люди всего мира. Однако мало кто задумывается, что божественный дар мышления развивается в течение жизни, и более того, привычка и мастерство «думать» ... Еще
14 авг. 2008 14:33
2
14 авг. 2008 15:05
3
Во-первых, нужно мыслить САМИМ! Т.е. не превращаться в обслуживающую машину, а подавать ребёнку пример собственной интеллектуальной и логической деятельности. Во-вторых, всяческие развивающие игры никто не отменял. Ну и, самое главное, с ... Еще
14 авг. 2008 15:05