Подсказка

Для эффективного поиска ответа на Ваш вопрос, выберите вопросительное слово, например "Как" и соответственно этому вопросительному слову составьте свой вопрос. Если Ваш вопрос не содержит вопросительного слова, то выберите в списке -//- и просто напишите свой вопрос.

Почему люди летают во сне ?

Спрашивает Сергей   18 апр. 2008
Почему люди летают во сне ?
Ответ

Вечные вопросы

- В чем смысл жизни?
- Для этого надо сначала ответить:
во-первых, - что такое жизнь вообще, в масштабах Вселенной;
во-вторых, - что такое жизнь человеческая, в частности;
в-третьих, - что такое смысл;
в-четвертых, - почему его надо искать.
Разговор этот происходил при обстоятельствах, не совсем для того
подходящих: ночной берег, мартовское полнолуние, луч поисковой фары
реанимобиля "скорой помощи".
...Сознание спящих в комнате отдыха фиксировало трансляцию, не давая
сигнала проснуться, когда команды к ним не относились, - реагируя лишь на
номер своей машины и фамилию своего врача.
- Десять тридцать два! Доктор Звягин, на выезд. Утопление.
Сели на койках, словно включенные, как и не спали.
- Утопление - поедем быстренько, - ровно сказал Звягин, выходя в
коридор. - Возьми термос с чаем, Гриша.
История была довольно глупая, как и все подобные истории.
Милицейский патруль, проходя ночью по набережной, услышал сильный
всплеск и бултыхание. Бросившись к решетке, увидели в лунном свете
расходящиеся круги и голову, раз-другой показавшуюся на черной зеркальной
поверхности, где дробились редкие золотые змейки фонарей.
Проклиная раззяву, один - хороший пловец - в миг содрал с себя форму и
прыгнул в обжигающую ледяную воду. Ему удалось почти сразу поймать тонущего
за одежду и подтащить к гранитному спуску. Второй по рации сообщил о
происшествии, и уже дежурный в центре вызвал к ним "скорую".
Когда звягинская бригада прибыла на место, приходящий в себя утопленник
трясся и вяло отплевывался мазутистой во дои, а его спаситель, одевшись,
махал руками и делал приседания, чтобы согреться.
- Что ты искал в реке, ныряльщик? - ободряюще спросил Звягин, таща с
Гришей к машине парня, с которого лили ручьи.
И в ответ получил вопрос о смысле жизни, каковой вопрос и разложил
невозмутимо на составные части.
- Вразумительно, - просипел спасенный. - Обстоятельно.
- Мало тебя родитель в детстве порол, - неожиданным мужицким говорком
пробасил юный милиционер, влезая следом в салон - посидеть в тепле.
- Хлебни чаю и посиди пока рядом с водителем, - выпроводил его Звягин.
- Кордиамин сделаем? - спросил Гриша, кидая в угол мокрое тряпье. - Как
тебя зовут, Ихтиандр? - Надел иглу на шприц.
- Матвей... - Парень проливал чай на курчавую юношескую бородку. Тонкие
ребра ходили под голубой пупырчатой кожей.
Звягин раскрыл раскисший студенческий билет: третий курс философского
факультета.
- Как ты сверзился в воду, философ?
- В-ва-ва-ва, - простучал зубами философ. Его вдруг заколотила крупная
дрожь. - Оступился...
- Ой ли? Что, головушка не выдержала мудрости веков? - съязвил Гриша. -
Охладиться решил? Отдохнуть?
- В-вам эт-того не понять... - простучал Матвей.
- Где уж нам, - согласился Звягин, - отставным солдафонам, клистирным
трубкам. Нам думать некогда, времени на это не остается. Это вы все
философствуете - с моста в реку. Мыслители.
Пока ехали в приемный покой на улицу Комсомола, выяснились некоторые
подробности как личного, так и общего плана. К первым относилось то, что
жизнь Матвея решительно благополучна: из обеспеченной семьи, учится в
университете, здоров, умен, - что называется, ничем не обделен. Ко вторым же
Звягин прислушивался иронически: по словам впавшего в возбужденную
разговорчивость Матвея, существование его стало непрерывной мукой, и не
чаялось от нее избавления, потому что причины были какие-то абстрактные и
глобальные.
- Все бессмысленно, - проповедовал Матвей с носилок. - Почему самые
лучшие люди должны в жизни столько мучиться? Зачем чего-то добиваться, если
все равно когда-нибудь умрешь? К чему все, если Солнце когда-нибудь
погаснет, и жизнь на Земле кончится?
Горестные сетования сыпались из него, как в финале античной трагедии.
- Бешенство мозга, - поставил диагноз Гриша, и уточнил, - зажравшегося.
Вот поработал бы ты на моем месте, когда каждую смену люди у тебя под руками
умереть норовят, а ты их откачиваешь - может, и поумнел бы. Понял бы смысл
жизни.
- А вы уверены, что их всех стоит спасать? - вопросил Матвей. - А если
кто-то из них приносит лишь зло? А если кто-то все равно скоро умрет,
испытав лишь ненужные мучения?..
- Знакомая постановка вопроса, - одобрил Звягин. - Гуманная. Глубоко
философская. А главное - позволяющая ничего не делать.
Въехали под арку и остановились во дворе. Гриша поднялся на крыльцо,
позвонил.
- Мне жаль вас, - соболезнующе сообщил Матвей на прощание. - Живете, не
задумываясь... Верите в пользу... Рабочая пчела... Впрочем, вы счастливы.
- Видал наглецов, - сказал Звягин, - сам наглец, но такой - это
редкость. Мотя-обормотя. Мне бы твои проблемы.
- Это не мои проблемы, - проплыл ответ из освещенного коридора. - Это
проблемы человечества... И решать их таким, как я, а не таким, как вы...
- Глупости, - сказал Звягин. - Кто работает, тот и решает. А кто
плачется, тот поплачет и бросит.
Он заполнил карту и вернулся в машину:
- На станцию.
Взлетели на Литейный мост. Гриша спросил:
- Леонид Борисович, а теперь скажите - стоило ли его спасать, свинью
неблагодарную? Меланхолик высокомерный...
- Спасать-то всегда стоит, - неопределенно отозвался Звягин, подремывая
в кресле. - А вот что дальше...
Назавтра жена, вернувшись из школы, застала его за странным и небывалым
занятием: Звягин валялся на диване, задрав ноги на спинку и уставившись в
потолок. Вид он имел отрешенный.
Через час такого его неподвижного лежания в доме установилось легкое
беспокойство: поведение Звягина выглядело беспрецедентным, решительно ни на
что не похожим. Лежать, днем, целый час, молча, ничего не делая...
- Папа, что случилось? - не выдержала наконец дочка. - У тебя
неприятности?..
Жена отреагировала иначе:
- Или ты нездоров, или боишься в чем-то признаться.
- Я ищу, - ответствовал Звягин.
- Что?
- Смысл жизни.
Привычные ко всему домочадцы впали в краткое остолбенение.
- Давно? - ехидно спросила дочка.
- Уже полдня.
- И где ты его ищешь? - уточнила жена. - На потомке?
- Если ты против того, чтоб я искал смысл жизни дома, я могу поехать в
Академию наук, - предложил Звягин. - Только не жалуйся потом, что редко меня
видишь.
- А до сих пор в твоей жизни смысла, значит, не было?
- Наверное был. Но я его не очень искал.
- А теперь зачем он тебе вдруг понадобился?
- Для разнообразия. А то что ж такое, в самом деле: живешь-живешь, а в
чем смысл - не знаешь. Каждый должен когда-то задать себе этот вопрос.
- Леня, - сказала жена, - ответь, пожалуйста: тебе этот вопрос кто
задал - внутренний голос или какой-нибудь новый знакомый?
- Какая разница? - возразил Звягин. - Разве смысл от этого меняется?
- Послушай, ты всерьез, или ваньку валяешь?
- А по-твоему у меня не хватит мозгов в этом вопросе разобраться?
- Мудрецы всех эпох бились над этой проблемой! - с учительским пафосом
произнесла жена, делая эффектный жест в сторону книжных полок - как бы
призывая в свидетели своих слов упомянутых мудрецов всех эпох, написавших
библиотеку.
- Это еще не повод, чтоб сию проблему не решить, - здраво заметил
Звягин, мельком покосившись на ряды книг.
- Папа, - заявила дочка не без нахальства, свойственного юности, - у
тебя слегка мания величия.
Звягин спустил ноги с дивана и добродушно улыбнулся.
- Есть одна замечательная история про знаменитого изобретателя Роберта
Вуда, - поведал он. - В свадебное путешествие Вуд отправился в Египет, и там
ученые показали ему загадочное розовое золото фараонов, секрет которого
пытались раскрыть уже сто лет. Будучи человеком бесконечно любопытным,
самоуверенным и бесцеремонным, Вуд украдкой сунул одну безделушку в карман,
и в номере гостиницы, пока жена спала после обеда, раскрыл секрет при помощи
ее маникюрного набора, лака для ногтей и спиртовки. Ученые были просто
убиты.
И, поскольку от него явно ожидали выводов, заключил:
- Не надо впадать в гипноз авторитетов - раз. И надо уметь обходиться
подручными средствами - два.
Переходя к действиям, он вытащил с полки второй том "Войны и мира" и
плюхнулся обратно на диван, заметив:
- Давно я собирался прочесть эпилог как следует, да все руки не
доходили - скучновато казалось.
Недоверчиво проследив за читающим Звягиным, жена занялась на кухне
жаркой котлет: при очередных увлечениях мужа, всегда чреватых
неожиданностями, домашняя работа действовала на нее успокаивающе. Дочка,
прихватив учебник истории, устроилась с ногами в кресле, поглядывая поверх
страниц: на решительном лице Звягина было написано намерение постичь смысл
жизни непосредственно здесь и сейчас.
Однако постижение затянулось. День перетек в вечер, вечер сменился
ночью. Звягин увлекся всерьез.
Дни отщелкивались, как костяшки счетов.
Он зарылся в книги.
Все свободные от дежурства дни проводил в Публичной библиотеке.
Пролистывал том за томом и отставлял их, пожимая плечами... В конце концов
на журнальном столике получили постоянную прописку лишь несколько вещей:
"Бесы" Достоевского, "Мост короля Людовика Святого" Уайлдера, "Диалоги"
Платона, "Война и мир" Толстого. К ним прибавились "Лирика древнего Востока"
из двухсоттомника Всемирной литературы, "Мартин Иден" Лондона и, наконец,
школьный учебник обществоведения (старший сын уже стал московским
студентом).
- Что за дивная профессия - быть философом! - провозгласил он однажды с
дивана. - Лежи себе и думай о возвышенном. И почему я не избрал эту стезю?..
Тут недавно по телевизору один аспирант так и выразился: "Я, как философ,
считаю..." И всех-то философских мыслей у него в глазах была одна: как
скорее защитить диссертацию.
Впоследствии жена вспоминала этот месяц как самый спокойный и
счастливый в своей жизни.
"То было чудесное время, - с умилением рассказывала она. - Леня сидел
дома и читал книжки. Что-то выписывал. Такой мирный, задумчивый, спокойный.
У меня просто душа отдыхала. По-моему, самое замечательное из всех увлечений
- это поиски смысла жизни. Во-первых, этим можно заниматься всю жизнь.
Во-вторых, не требуется никаких денежных расходов. В-третьих, это не мешает
сидеть дома с семьей. В-четвертых, это благотворно сказывается на характере:
появляется такая уравновешенность, терпимость. Я просто нарадоваться не
могла."
Выписки были небезынтересны. Страницы большого блокнота украсились
неожиданными цитатами и рассуждениями.
"Признак первосортных мозгов - это умение держать в голове две
взаимоисключающие мысли одновременно, не теряя при этом способности
мыслить".
Скотт Фитцджеральд.
(Пометка: "Элементарная диалектика. Единство и борьба
противоположностей. Этот парень не был гигантом мысли. На день приближаясь к
радостному событию (что хорошо), мы одновременно на день приближаемся к
смерти (что плохо), - так и живем; вот простейший пример.)
"Я собираюсь посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению одного вопроса:
почему люди, зная, как надо поступать хорошо, поступают все же плохо ".
Сократ, в изложении Платона.
(Пометка: "В человеке есть как разум, так и чувства, жажда жизни. Когда
безраздельно царит разум - получается легендарный мудрец: питается хлебом и
водой, ходит в рубище, и ничего не желает, зато обо всем думает и все
понимает. Когда безраздельно царит жажда жизни - получается легендарный
авантюрист: через все в жизни пройти, испытать, изведать, всем обладать,
всего добиться.
В молодости жажда жизни сильнее, сил и желаний больше. Желания
заставляют напрягать разум, как этих желаний добиться. Желания развивают
разум, жизненный опыт дает пищу для размышлений.
С возрастом силы и желания угасают. А чтобы думать, надо меньше сил,
чем чтобы действовать. Разум, когда-то разбуженный желаниями, продолжает
свою работу - постигать жизнь. И обычно чем больше стареет человек, тем
больше им руководит разум и тем меньше - страсти. Недаром легендарные
мудрецы - седые старики.
Ошибка древних философов в том, что они пытались подчинить жизнь
разуму, когда на самом деле разум подчинен жизни. Как говорится, любовь и
голод правят миром. Страсти владычествуют над человеком.
"Если б молодость знала, если б старость могла..." Старость поучает, но
молодость не может принять ее поучений: страсти владеют ею! Каждому времени
свое...
Когда человек поступает плохо - это победа чувства над долгом. Долг
продиктован разумом, чувство - самой жизнью".)
Если допустить на одно мгновение, что жизнь человеческая может
управляться разумом, то исчезнет сама возможность жизни ".
Лев Толстой.
(Пометка: "Вот - гений. В жизни действуют объективные законы. Разумом
мы можем эти законы постигать. Но никак не можем заменять другими, которые
мы придумали потому, что они кажутся нашему разуму более подходящими, нежели
те, что есть. Мы можем влиять на мир и человека. Но любое наше действие -
это проявление объективных законов, которым подчинен мир и человек. Не мы
переделываем мир по своему разумению, а мир изменяет себя при помощи нашего
разума. Наш разум - лишь частная деталь в общем механизме мира. Разум
познает мир, но не подчиняет его себе, как шестеренка не может подчинить
себе все устройство часов. Человеку невредно понять, что он отнюдь не
властелин мира, а порождение этого мира, его часть, его деталь,
принадлежность".)
- Что главное в жизни? - спросил Звягин у Гриши, глядя, как весенний
ливень полощет крыши "скорых", выстроившихся под окнами станции.
- Чистая совесть, - безапелляционно ответил фельдшер. - И любимая
работа.
- Да. Молодец. Но я имел в виду другое: без чего человек никак не может
обойтись? Что ему в самую первую очередь необходимо?
- Воздух. Вода. Пища.
- Тогда почему люди иногда отказывались от всего этого - отказывались
от самой жизни во имя каких-то высших соображений?
- Что вы меня путаете, Леонид Борисович, - Гриша отложил бутерброд. -
Чтобы жил организм, ему необходимо дышать и питаться. Но человек жив не
хлебом единым, он тем и отличается от животных, что способен жертвовать
собой - во имя истины, или прогресса, или спасения чужой жизни.
- Животные и птицы тоже жертвуют собой ради спасения потомства.
- Это инстинкт продолжения рода! - Гриша решительно укусил бутерброд с
той стороны, где колбаса была толще.
- А собака жертвует собой ради хозяина.
- Из любви. Хозяин для нее - высшее существо, важнее ее самой.
- А почему кошка любит валерьянку? Она ведь без нее отлично обойдется?
- Валерьянка для нее - наркотик, доставляет наслаждение. К чему вы
гнете?
Звягин сел на подоконник, покачал ногой. Посвистел.
- А вот к чему. Ставился такой знаменитый опыт на крысах. Им вживляли
электрод в участок мозга, ведающий наслаждением, и учили вызывать
наслаждение, нажимая педальку, замыкающую электрическую цепь. Результат?
Крыса прекращала есть и пить, беспрерывно нажимая педальку, и испытывала
непрекращающееся наслаждение. Пока вскоре не умирала от нервного истощения и
голода. Ясно?
- Не совсем... - сознался Гриша. - Вам чаю налить, или будете
наслаждаться так?..
- Налей. Нет, разбавлять не надо. Хочешь еще один опыт? Добровольцев
помещали в темную звукоизолированную камеру, пристегивали к эластичным
гамакам, на руки надевали специальные перчатки. У людей как бы выключались
зрение, слух, осязание, обоняние, исчезало ощущение тяжести тела. Через
считанные часы появлялись первые симптомы сумасшествия: нервная система
расстраивалась, не могла жить нормально без достаточного количества
ощущений...
- Ага! - сметливый Гриша поднял палец. - Вы хотите сказать, что они
жили, но не ощущали жизни? А без ощущения жизни не могли жить?
- Ты начал улавливать. А как тебе понравится старинный и жестокий
цирковой фокус: гипнотизер прикладывает к руке загипнотизированного линейку
и внушает, что это раскаленное железо. И тот с криком отдергивает руку.
- Гипноз.
- Но на руке появляется ожог!!
Гриша поскреб лохматую голову:
- Известно, что внушаемому человеку можно внушить почти любую болезнь,
и у него появятся ее симптомы... Но чтоб настолько...
Неизвестно, чем продолжил бы Звягин свою неожиданную лекцию, если б их
не прервал вызов на очередной автослучай. После него их тут же отправили на
падение с высоты, и к овладевшей им идее Звягин вернулся только вечером
следующего дня, уже дома, отоспавшись и приведя себя в порядок.
Усадив жену на диван, он торжественно встал на середину ковра и раскрыл
эпилог "Войны и мира":
- "В ее жизни не видно было никакой внешней цели, а очевидна была
только потребность упражнять свои различные склонности и способности. Ей
надо было покушать, поспать, подумать, поговорить, поплакать, поработать,
посердиться и т. д. только потому, что у ней был желудок, был мозг, были
мускулы, нервы и печень. Она говорила только потому, что ей физически надо
было поработать легкими и языком".
- Ну и что? - не поняла жена.
- А то, что основа всех действий человека - инстинкт жизни. Непонятно?
Объясняю.
Что такое жизнь человека? Действия. Есть, пить, работать.
Чем вызываются действия? Потребностями. Хочется. Надо.
Почему существуют желания и потребности? Потому, что существует сам
человек. Желудку нужна пища, легким - воздух, мышцам - физическая нагрузка.
А кто в организме управляет всем? Центральная нервная система.
Что необходимо центральной нервной системе? Ощущения, напряжения,
нагрузки. Голод - и насыщение, жажда - и ее удовлетворение, утомление - и
отдых. А также свет и тьма, холод и тепло, движение и покой.
Значит, что такое для человека его жизнь, если смотреть в самую основу?
Сумма всех ощущений.
Что человеку безусловно надо? Жить. То есть чувствовать. Чем больше он
за жизнь всего перечувствовал - тем больше, тем полнее прожил.
- Но ведь можно много чувствовать, и ничего не делать, - возразила
жена.
- А можно много делать, но мало чувствовать, - добавила дочка,
наматывая на палец алую ленточку.
- Верно. Я думаю, что Лермонтов за свои двадцать семь лет прожил более
полную и богатую жизнь, чем пастух в горах - за сто двадцать. Один терзался
мыслью и страстью, а другой хранил размеренный покой. В короткую жизнь
одного как бы вместилось столько же чувств, сколько в долгую жизнь другого.
- Я не о том, - жена взяла из его опущенных рук книгу и аккуратно
поставила на место. - Бывает чувствительный мечтатель-бездельник, и бывает
бесчувственный делец, робот. У одного богатая внутренняя жизнь при полном
безделье, а у другого богатая внешними событиями жизнь при полной внутренней
бедности. Кто из них больше прожил?
- Это крайние исключения. А правило таково, что жажда ощущений толкает
человека к действию. Авантюристы обуреваемы страстями. Инфаркт -
профессиональная болезнь и гангстеров, и поэтов. И те и другие делают много,
только каждый по-разному.
Звягин вырвал лист из большого блокнота и нарисовал график.
- Наглядно? - спросил он. - Чем шире размахи этой линии, чем чаще
зубцы, чем больше общая длина - тем больше прожил человек, полнее, богаче. А
другой и дольше протянет, да чувствовал-то еле-еле, хилая душа. Разве у
такого жизнь? Ни горя, ни радости.
- Ты хочешь сказать, что горе тоже необходимо? - подняла брови жена.
- Обязательно. Вверху - положительные эмоции, внизу - отрицательные. И
то, и другое - жизнь; и то, и другое необходимо испытать нервной системе.
- То есть наверху у тебя как бы счастье, а внизу - страдание?
- Да.
- И по-твоему, нервная система человека сама стремится к страданию? -
недоверчиво уточнила жена, глядя на график.
- А по-твоему, только к счастью?
- Ну, в общем да. Где ж ты видел того, кто по доброй воле хочет
испытать горе?
- Везде видел. Иначе почему на свете столько людей, которые вроде бы
имеют все, что надо для счастья, - а они несчастливы?
- Но ведь они не хотят быть несчастливы!
- Э. Думают, что не хотят, а на самом деле хотят.
- Как это?
- Очень просто. Есть сознательные стремления, а есть подсознательные.
Сознательно человек рисует себе картину счастья и стремится к нему. А
подсознательно стремится с страданию. Потому что нервной системе надо
испытать все. Жизнь из горя и счастья пополам, как давно замечено, гораздо
полнее, чем сплошное благоденствие. Человек всегда найдет повод для
страдания.
Звягин свернул рисунок в трубку и получил подобие цилиндра.
- О, - удовлетворенно сказал он. - Теперь полная наглядность.
- Наглядность чего? - не поняла дочка, силясь постичь новую игру
неугомонного папы.
- Того, что от большого счастья до большого горя один шаг: они
соседствуют близ границы - видишь, как близко?
Он скрепил цилиндр канцелярскими скрепками, открыл "Обществоведение" на
законах диалектики, со вкусом перечитал. Окинул гордым взором творение рук
своих и без ложной скромности изрек:
- Гениально. Ну, разве я не гигант?
Потянулся с хрустом, посвистал "Турецкой марш" и прыгнул к телефону.
Встреча с Матвеем произошла под портиком Пушкинского театра.
- Вы гигант, - с небрежным недоверием сказал Матвей, выслушав его
рассуждения. - И при помощи этой бумажки вы намерены раскрыть мне глаза на
устройство мира?..
- Почему бы и нет, раз ты сам не понимаешь.
- Зачем вы меня вообще нашли?
- Заинтересовался забавным вопросом, который ты задал в начале нашего
знакомства.
Принаряженная толпа стягивалась к спектаклю: восьмой час. Поглядывали
на пару: подтянутый, тщательно одетый мужчина, добродушно посмеивающийся, и
интеллектуального облика юноша - бородка, очочки, скептическая гримаса.
- И теперь вы готовы мне на этот вопрос ответить? Здесь и сейчас?
- Ага. Чтобы понять все в жизни, надо лишь усвоить две старые истины.
Первая. Любое явление, продолжаясь, в конце концов переходит в свою
противоположность. Видишь - как бы перелезает на моем цилиндре через
границу, из положительной половины в отрицательную. Например. Ты помогаешь
человеку. Это хорошо. Но если ты будешь помогать ему все больше и больше,
непрерывно и во всем, то погубишь его - превратишь в несамостоятельного
иждевенца, паразита, живущего твоим трудом и твоей волей; это плохо.
Вторая. Любое явление имеет свою противоположность. Где бы ты не
наметил точку на одной половине цилиндра - ей соответствует такая же точка
на другой половине. Например. У листа бумаги всегда две стороны - одна
сторона без другой не существует. У магнита всегда два полюса, магнит с
одним полюсом невозможен. Где есть верх - там есть и низ. И так далее.
Усвоил ли?
- Азы диалектики, - фыркнул Матвей.
- Верно, - любезно согласился Звягин. - Но от того, что это - азы,
лучше они людьми не понимаются. К сожалению.
Они вышли на Садовую и мимо ограды Суворовского училища двинулись в
сторону Сенной. Нить беседы раскручивалась. Роль ехидного экзаменатора была
Матвею по вкусу.
- Что такое счастье?
- Только не богатство, не почести, не какие-то условия жизни. Ведь в
одинаковых условиях один может быть счастлив, а другой - несчастен. Счастье
- это не то, что человек имеет, а то, что он при этом испытывает. Счастье -
это сильнейшее приятное ощущение.
- Тогда счастье и наслаждение - одно и то же?
- Да.
- Это примитивно и пошло.
- Нет. Человек испытывает наслаждение от достижения трудной цели, от
сознания своей победы, от совершенного открытия. От красоты природы. От
людской благодарности и признания. От своей значительности. От свободы.
- А как быть счастливым? Как испытывать это наслаждение?
- Ходить по путям сердца своего. Ничего не бояться. Быть храбрым и
честным. Не жертвовать своими убеждениями, не поджимать хвост. Самое главное
умение - это умение радоваться жизни.
- А если не получается?
- Меняй характер. Займись спортом - это дает радость от своей силы, от
своего тела: в здоровом теле - здоровый дух. Старайся постоянно обращать
внимание на хорошие стороны жизни. Научись принимать жизнь как подарок
природы.
И еще - умей хотеть. Умей добиваться желаемого. Умей заставить себя
делать то, что решил, даже когда желание и силы иссякают.
- Если это так просто - все давно были бы счастливы.
- Нет. Взгляни еще раз на мой рисуночек, на цилиндр. Кто хочет счастья
- не должен бояться горя. Умение радоваться неотделимо от умения страдать.
Потому что в основе того и другого лежит способность остро чувствовать.
Привычка снижает чувство. И счастье приедается. Необходимо разнообразие.
Нервная система, стремясь к свежести и остроте чувств, всегда переходит от
положительных ощущений к отрицательным и обратно.
- А вот Томас Карлейль сказал, что высшее счастье - это
самопожертвование.
- Правильно сказал. Ощущения связаны с действиями и побуждают к
действиям. Высшее ощущение связано с высшим действием, а самое большое, что
может произойти с человеком - это переход последней черты, это смерть.
Пожертвовать самой жизнью во имя того, что любишь и во что веришь, - для
этого нужно испытывать чувство огромной, всепобеждающей силы - сильнее
инстинкта жизни! Испытать такое способен не каждый.
- Почему в хороших книгах обычно несчастливые концы?
- Потому что их герои обычно - сильные люди, которыми владеют сильные
чувства. Они так стремятся к счастью, что в конце концов заходят слишком
далеко, пересекают границу -и оказываются в горе. Чтобы познать предел
счастья - надо перейти этот предел, и тогда познаешь предел горя. Но это -
полная, настоящая, предельно насыщенная жизнь. Жизнь Ромео и Джульетты.
(Ты ведь слышал, что от большого счастья люди могут плакать, а от
большого горя - смеяться в истерике? Что от большого счастья, так же как от
большого горя, люди иногда умирают, - сердце, видишь ли, не выдерживает
такой нервной нагрузки.
Посмотри на мой цилиндр - на границе противоположности сходятся и
переходят одна в другую.)
- А почему сильный герой иногда кончает с собой? Почему застрелился
Хемингуэй?
- Есть два уровня ответа.
Уровень первый. Человек кончает с собой, потому что устал от жизни, не
может перенести страданий, смириться с крахом, не желает ждать конца в
одряхлении, измучен депрессией.
Уровень второй. Хемингуэй был сильной, активной личностью, с
авантюристическими задатками: охотник, боксер, солдат, писатель, мужчина.
Ему были необходимы сильные ощущения, которые он и получал от своих
действий.
И вот телесно он стар и немощен. Не может писать, любить, драться,
путешествовать. А душе, то бишь нервной системе, необходимы сильные
ощущения! То есть сильные, крупные поступки! И та самая страсть к ощущению
жизни, которая владела им всегда, толкает его на последний, страшный,
предельный поступок - зарядить любимое ружье и спустить курки.
- Ладно, это - немощная старость. А в расцвете сил? А Маяковский?
- Как пел Высоцкий, "на цифре тридцать семь с меня в момент слетает
хмель"... Страшный возраст. Дуэль Пушкина, болезнь Байрона, конец многих -
ведь всего этого, казалось бы, легко можно было избежать. Таланты будто
нарочно лезли на рожон - или просто хватались за веревку и пистолет!
Почему?..
Талант - это тот, кто совершает что-то крупное, новое. Кто изменяет
действительность - будь то в искусстве, науке или политике. То есть человек
большой жизненной энергии - взломать рамки привычного и шагнуть дальше
слабому не по плечу.
Тридцать семь - как бы вершина жизни, пик духовных сил, переломная
точка, здесь кончается взлет и начинается спуск: физические силы
уменьшаются. Представляешь, как гоночный автомобиль на скорости не
вписывается в вираж и вылетает с трека? Вот так избыток могучей жизненной
энергии на главном, вершинном повороте вышвыривает гения из жизни. Тот самый
избыток энергии, который вознес его к высочайшему пределу - переносит его
через этот предел, через роковую черту, прочь из мира.
(На моем цилиндре - он пересекает границу, и максимум энергии сливается
с ее минимумом, с пустотой, со смертью.)
А болезнь, оружие или катастрофа - детали тут неважны...
- Откуда у вас, интересно, столь мудрые суждения? - осведомился Матвей,
- Дорогой друг, - отечески сказал Звягин. - Протрубишь пятнадцать лет
по глухим гарнизонам - тут мно-огое, знаешь, передумаешь, пока ветерок в
степи свищет. Много разных мыслей придет в голову.
Под яркими фонарями Театральной площади народ тек из подъездов Мариинки
с "Лебединого озера". Расторопная лотошница совала мороженое в протянутые
руки.
- Вот тебе сахарная трубочка - подсластить горечь знаний, - угостил
Звягин подопечного. - На сегодня хватит - мне завтра дежурить. А вон и
трамвай.
С площадки махнул рукой. Отражения трамвайных окон вопросительно
дрожали в очочках Матвея.
Дома дочка терпеливо выждала, пока Звягин, обронив пару слов о своем
времяпрепровождении ("Прочищал мозги одному оболтусу, которого мы месяц
назад из Крюкова канала выловили"), примет душ и плюхнется на диван, кинув в
стакан молока оранжевую соломинку.
- Зачем ты этим оболтусом занялся? - запустила она первый вопрос.
- Чтоб он не стал никчемушником.
- А что такое никчемутиник?
- Человек, который вместо того, чтобы толком работать, иметь семью и
жить нормальной жизнью, мучится над всякими умными вопросами, мечется в
сомнениях, всем неудовлетворен, не знает, что к чему в жизни - и в
результате жизнь его проходит бесплодно и зазря.
- А если ты ему все объяснишь? Он изменится?..
Звягин хлюпнул молоком, к негодованию жены, и покачал ногой в красной
остроносой домашней туфле:
- Надеюсь, Осознает, как устроен мир. И займется чем-нибудь полезным и
продуктивным.
- Твоему самомнению нет границ, - сообщила жена из спальни, протирая
лицо на ночь лосьоном.
- Ты всегда умела тонко польстить. Гони наследницу спать, у нее завтра,
помнится, контрольная по математике.
- Командовать удается лучше тебе. И почисти мне, пожалуйста, коричневые
сапоги.
- Слушаюсь, мэм-сагиб!
Когда человек всецело увлекается какой-то проблемой - он вдруг начинает
сталкиваться с ее проявлениями на каждом шагу. Днем на станции "скорой" в
руках у Джахадзе оказались хемингуэевские "Острова в океане", и он с
восторгом довел до сведения окружающих следующую выдержку:
- "Томас Хадсон лежал в темноте и думал, почему все так называемые
хорошие люди непереносимо скучны, а люди по-настоящему хорошие и интересные
умудряются в конце концов испортить жизнь и себе, и всем ближним". А?! -
Откинулся на спинку стула, обведя слушателей блестящими черными глазами.
Возникла небольшая дискуссия.
- "Правильный" человек следует прописной морали. Он вяловат, банален,
не способен на оригинальные мысли и поступки. Вот вроде и хороший человек -
а не тянет к нему, - выразил свое коллективное мнение прекрасный пол.
- Хорошим и интересным людям вообще туго живется. Жизнь такая, - сказал
Гриша.
- Молодец Хемингуэй, - раскрыл рот молчавший доселе Звягин. - Ведь не
знал, почему, но вопрос поставил верно.
Народ развеселился.
- У вас, как всегда, готово решение любого вопроса, Леонид Борисович?
- Любого не любого... "По-настоящему хороший и интересный человек"
полон жизни и жаден до жизни. Скука, однообразие, бездействие претят ему.
Ему всегда необходимы действия и перемены. Он ищет добра от добра, как
говорится. И в этом поиске, в этой жажде жизни как бы пересекает грань
счастья и благополучия - и ввергает в горе и себя, и близких, с которыми
связана его судьба.
- А проще вы можете?
- Могу. Слишком хорошо - тоже не очень хорошо. Во всем нужна мера.
Поэтому сплошь и рядом хороший человек совершает хорошие поступки с плохими
последствиями. Пожалеет подлеца, возьмет на себя чужую вину, уступит очередь
на квартиру слезливому вымогателю, - в ущерб себе и другим хорошим людям.
Вынужденное безделье привыкших к занятости людей располагает
пофилософствовать. Речь завели об "Идиоте" Достоевского. Врачи, в отличие от
филологов, предпочитают судить о литературном произведении с точки зрения
здравой практичности. Сошлись на том, что князь Мышкин был именно слишком
хорош, прямо святой, - и в результате своих действий разрушил жизнь и свою,
и тех, кому желал добра. Добрые дела фанатика имеют злые результаты.
Звягин цвел: размышлять о вечных проблемах оказалось занятием более
увлекательным, нежели он предполагал. Выступать в качестве
наставника-мыслителя было лестно. Ощущая свою власть, он играл с Матвеем,
как снисходительный кот с нахальным мышонком. Его зеленые глаза щурились, в
голос прокрадывались мурлыкающие ноты. Подкованные каблуки отмеряли по
гранитным набережным ритм мысли, как метроном.
- О добре и зле. - Матвей упрятывал едкий изгиб губ в пушистую бородку.
- Что сильнее? Что победит?
- Добро и зло - как две стороны листа бумаги, как два полюса магнита;
их не существует по отдельности, они всегда вместе. Как ум и глупость, как
сила и слабость: мы сравниваем силу со слабостью и только так узнаем, что
она сила. Как ты узнаешь, что я делаю тебе добро? Мысленно сравнишь с тем,
что я был волен совершить противоположный поступок, и тебе было бы плохо.
Смотри: старшина кормит солдат. Добро это? Нет. Это его обязанность, его
служба: не накормит - накажут. А вот ты голодаешь, и незнакомый человек тебя
взял да накормил. А другой обругал и камнем кинул. Появились добро и зло:
одно сравнивается с другим, подразумевает возможность другого. Добра нет
самого по себе, оно добро относительно зла. Если исчезнет зло, то добро не с
чем будет сравнивать, слово "добро" потеряет смысл и исчезнет: если ты
сожжешь одну сторону листа бумаги, исчезнет и другая сторона - сгорит весь
лист. Добро и зло - парное понятие, как верх и низ. Поэтому одно никогда не
победит другое, они будут вечно.
- А при столкновении в жизни какой человек победит - добрый или злой?
Хороший или плохой?
- Плохой, - без колебаний признал Звягин. - В борьбе всегда победит
кто? Сильный. Вот два человека равной силы - физической, ума, связей. Один -
плохой: он способен и на плохие поступки, и на хорошие. Другой - хороший: он
не способен на плохие поступки! Получается, что плохой как бы в два раза
сильнее, вооруженнее хорошего.
Когда мореплаватель Джеймс Кук оставил полинезийцам пару свиней для
разведения, он подарил их не самому доброму, или дружелюбному, или
трудолюбивому, а самому воинственному и сильному из туземных царьков: у него
никто не сумеет отобрать, у него стадо размножится и со временем достанется
всем.
- Получается, что доброта - это слабость? Что такое доброта?
- Доброта - это способность человека принимать чужие интересы и нужды
как свои собственные, и действовать во имя интересов другого. Действительно,
доброта оборачивается житейской слабостью: она не в силах ломать чужое
сопротивление, не в силах противостоять слезам, мольбе, умелому
вымогательству, не в силах причинять боль.
А жизнь - это борьба... Совершить что-то - значит изменить что-то в
мире. Для этого надо преодолеть сопротивление старого, того, что уже есть.
Сопротивление окружающих, обывателей, отсталых начальников, устаревших
взглядов. Причинить им неудобство, порой и страдание. Поэтому сила связана с
жестокостью... Колесо прогресса многим отдавливает ноги. Кто хочет
действовать - должен быть готов к тому, что это не всем понравится.
- Но если человек, плюющий на мораль, сильнее того, кто придерживается
морали, если без морали легче и вернее добиться своего, - зачем тогда и
почему существует мораль?
- В мире есть две истины. Истина того, у кого в нужный момент окажется
меч в руке - и истина того, кто не дрогнув встречает этот меч с открытыми
глазами и гордо поднятой головой. Кто из них победитель? Первый. Кто
победим? Второй.
Практический расчет - это путь к победе. Мораль - это путь к
непобедимости.
Силу можно победить большей силой. Мораль нельзя победить ничем. Чем
сильнее сила, тем непобедимее мораль, противостоящая ей: она словно
отражение этой силы в зеркале.
По порядку.
Что такое мораль? Мораль - это идеал поведения.
А идеал всегда отличается от реальности. На то он и идеал. К нему можно
стремиться, но нельзя достичь, как нельзя достичь горизонта. Идеал - это
всегда улучшение, как бы ни было хорошо положение вещей в действительности.
Почему существует мораль?
Первое. Любое понятие имеет свою противоположность. Как есть верх и
низ, лево и право, тепло и холод, так есть действительность - и мечта,
реальность - и идеал. практический расчет - и мораль. Мораль - это именно
противоположность голому практическому расчету, как бы его обратная сторона:
они противоположны - и неразрывны. Жизнь невозможна без практического
расчета: необходимо питаться, одеваться, выживать. А коли существует
практический расчет, обязательно существует и его противоположность -
мораль. Как две стороны листа, как два полюса магнита.
Второе. Человек хочет жить. Это значит - хочет действовать. Это значит
- что-то изменять в мире. Поэтому он никогда не может удовлетвориться
действительностью, стремясь к дальнейшему, стремясь к большему, к лучшему.
Покуда человечество живет - оно имеет будущее, имеет перспективу, имеет
идеал. В том числе идеал поведения.
М-да - с древних, времен мораль практически не изменилась, а люди не
стали лучше... Но это естественно. Законы природы неизменны: побеждает
сальный и умелый. Средства житейского успеха всегда те же: расчет,
жестокость, эгоизм, коварство. Поэтому неизменной остается и
20 апр. 2008 12:20

Другие ответы
1
По мнению специалистов-этологов (они изучают наследственные формы поведения животных), сновидения, связанные с полетами, — это одно из проявлений древнейших генетических программ, записанных в памяти человечества. Около 25 млн. лет назад наши общие ... Еще
18 апр. 2008 12:36
2
Почему нам снится полет, почему мы летаем во сне? Чаще всего нам пытаются объяснить это причинами физического роста: «Летаешь, значит растешь!» Но так ли это? Хотя если слово «рост» не понимать буквально, то объяснение не столь уж далеко от истины. ... Еще
18 апр. 2008 15:11
3
это хорошо душе приятно ни каких забот,а вот перестанеш летать значит у Вас хоть одна ПРОБЛЕМА НО ЕСТЬ.
19 апр. 2008 00:28