Подсказка

Для эффективного поиска ответа на Ваш вопрос, выберите вопросительное слово, например "Как" и соответственно этому вопросительному слову составьте свой вопрос. Если Ваш вопрос не содержит вопросительного слова, то выберите в списке -//- и просто напишите свой вопрос.

Сколько в москве синагог?

Спрашивает Doniyor Sadikov   21 февр. 2008
когда была построена первая синагога
Ответ
Синагога в России - это больше, чем просто собрание и даже больше, чем школа. Синагога в России - это еще и наглядная история еврейского народа в изгнании: история диаспоры, которая вот уже много веков пытается примириться с окружающей средой, история людей, стремящихся соединить в своем сердце две родины - родину, где они родились, где растут их дети и где находятся могилы их предков, и родину - как духовную традицию, которая сохранила народ-изгнанник как единый народ и не позволила ему раствориться среди многих других, кои вольно или невольно предоставили народу-изгнаннику убежище.

Московская Хоральная синагога в Большом Спасоглинищевском переулке - живой пример того, что значит синагога в России.

Своим появлением она обязана царю-реформатору Александру II и Московскому Еврейскому Обществу. Первому - потому что позволил евреям, прежде всего купцам 1-й гильдии жить и работать вне черты оседлости, в том числе и в столичных городах: реформы требовали денег. Потом милость государя была распространена и на евреев-ученых, ремесленников, выпускников университетов, когда уже не только деньги, но и руки, и мозги инородцев оказались востребованы Империей.

Территория в Спасоглинищевском переулке была выбрана Московской общиной не случайно. Неподалеку, в Глебовском подворье в Зарядье сложилось то, что в московском обиходе называлось "еврейским гетто": именно здесь всякими правдами и неправдами еще с тридцатых годов девятнадцатого века стали селиться евреи, чей бизнес уже не вписывался в узкие рамки оседлости. Однако, московские власти не позволяли открыть молельню в районе Китай-города, поэтому они и выбрали Спасоглинищевский переулок - до него от Зарядья можно было, соблюдая канон, дойти вечером в пятницу и в субботу пешком. Сначала здание для молельни арендовали там же, в Спасоглинищевском, в доходном доме, по специальному разрешению министра внутренних дел, потом заказали проект еврейского молельного дома архитектору Семену Эйбушитцу - австрийскому подданному, позднее принявшему российское гражданство.

В 1886 году все тот же Семен Эйбушитц разработал новый проект синагоги - и это было уже не скромное здание, напоминавшее больничку или приют - большая купольная базилика, с вмонтированным в купол щитом Давида - по примеру той, что была в Вене. На территории Российской Империи синагога с куполом была лишь в Варшаве, еще одна строилась в Санкт-Петербурге, чуть позже - уже в начале следующего века - появится и в Смоленске: Смоленская синагога имела самую счастливую судьбу - единственная из всех пережила погромы и сохранила свои купола.

Закладка Спасоглинищевского Еврейского молитвенного дома состоялась 28 мая 1887 года: в восточную стену здания была вмонтирована каменная капсула с закладной грамотой.

Однако, уже в следующем году, печально знаменитый своими черносотенными взглядами Обер-прокурор Синода Константин Победоносцев, имевший колоссальное влияние на слабого и сильно пьющего царя Александра III, подал жалобу министру внутренних дел: Победоносцев утверждал, что синагога, да еще и с куполом, оскорбляет чувства православных. У Победоносцева был свой план решения еврейского вопроса: "Одну треть следует уничтожить, одна треть - эмигрирует и одна треть ассимилируется": - такой план он предложил в 1891 году. Генерал-губернатор Москвы, князь Долгоруков пытался защитить уже почти отстроенную синагогу. Но что князь да губернатор против самого Обер-прокурора? Князя отставили от двора, а позже под благовидным предлогом (стар стал князь) отправили в отставку. Купол распорядились разобрать, мотивируя это тем, что проект молельного дома не прошел согласования с министерством внутренних дел, с фронтона убрали изображение скрижалей Моисея - обязательный элемент всех синагог того времени. Так начался процесс бесконечных перестроек синагоги, который, собственно, не закончился и по сей день.

Службы в синагоге тем не менее шла - подпольно. То есть ничего действительно "подпольного" во времена Третьего Охранного Отделения быть по определению не могло: власти как бы не замечали, что в здании по Большому Спасоглинищевскому с регулярным постоянством собираются люди в кипах и шляпах. Ничего не поделаешь: казна в России всегда была худая и требовала различных внебюджетных фондов и прочих иных форм вливаний.

Ну а спустя еще год в синагогу явился пристав, который принес предписание, запрещающее проведение служб в хоральной синагоге. Старый раввин Зелиг Минор написал прошение министру внутренних дел и новому генерал-губернатору Москвы Романову с просьбой не оставить евреев без возможности обращаться к Б-гу. Реакция была предопределена: раввина выслали из Москвы, запретив когда-либо покидать территорию черты оседлости, а Московскому еврейскому обществу повелели "синагогу продать или обратить в благотворительное заведение ", - гласило Высочайшее повеление от 23 сентября 1892 года.

В конце девятнадцатого века во всей Москве оставался лишь один еврейский молельный дом - частная молельня банкира Лазаря Соломоновича Полякова на Большой Бронной улице. Также как русская литература возникла и жила исключительно по недосмотру начальства, так и еврейская молитва звучала не только шепотом исключительно по причине другого греха российской власти - расточительного отношения к казенным деньгам.

Училище "Талмуд-Тора" закрыли в 1897 году, здание предписывалось полностью переделать: стоимость переделок оценивалась в колоссальные для тех времен деньги - 37 тысяч 560 рублей. За разрушением синагоги обещался следить лично обер-полицмейстер Москвы генерал Трепов. Потом были погромы конца века, и погромы века нового: из России уехало около миллиона евреев. Правительство Соединенных Штатов Америки прекратило с Россией торговые отношения.

А после первой русской революции появился апрельский манифест правительства о свободе вероисповеданий. Министр внутренних дел Петр Аркадьевич Столыпин обратился к царю Николаю Второму с ходатайством разрешить открытие московской хоральной синагоги. Знаменитый московский архитектор Роман Клейн был приглашен для восстановления интерьера молельного дома - она была закончена уже в следующем десятилетии и обошлась общине почти в двести тысяч рублей.

И тут грянула третья русская революция. 1 августа 1923 года ВЦИК Совета Народных Комиссаров постановил: "Находящуюся в Московской синагоге по Спасоглинищевскому переулку библиотеку передать Белорусскому государственному университету -", спустя три года часть владений синагоги передали "Текстильстрою", в 1960 - еще часть отдали под резервную шахту метрополитена.

И, тем не менее, Московская Хоральная синагога продолжала жить - то уходя в подполье, то возвращаясь из него. В семидесятые и восьмидесятые годы улица Архипова стала местом встречи отказников и слушателей подпольных иешив. В девяностые, на Великие праздники в синагогу стало не пробиться: вдруг оказалось, что в Москве, несмотря на десятилетия гонений и эмиграции, по-прежнему живет много евреев, для которых старая синагога в Спасоглинищевском стала действительно местом собрания. То есть - синагогой.

Но синагога в России - больше чем собрание и больше чем школа. В какой бы точке синусоиды не находился режим в России, она - символ и концентрация жизни еврейской диаспоры. Она - наша история и наша память. Наши совершенные ошибки и предостережение от ошибок в будущем.

В 2006 году будет праздноваться столетие Большой хоральной синагоги. Это не просто столетие здания или обычной синагоги. Это столетие истории взаимоотношенией евреев с Россией, это жизни вопреки - это столетие праздника мужества и стойкости еврейской общины России. Уже начались торжественные мероприятия празднования. В частности - Московская еврейская религиозная община провела в рамках 13-й научной конференции "Сефер" секцию посвященную столетию Московской хоральной синагоги. Ниже мы хотим представить вам список докладов и наиболее интересные из них.
21 февр. 2008 07:26

Другие ответы
1
Синагоги в Москве. 1) СИНАГОГА «Шатер Ицхака». Адрес синагоги «Шатер Ицхака»: 125252, Россия, г. Москва, Триумф-Палас, Чапаевский переулок, дом 3, корпус 8-А, №411. Контактный телефон: 8 (495) 229-57-70, телефон/факс 8 (495) ... Еще
19 авг. 2013 14:36
2
1.СИНАГОГА ЛЮБАВИЧЕСКИХ ХАСИДОВ. Бронная Б. ул. д.6 Телефоны (495) 2024530 (495) 2027645 (495) 2027393 - факс Сайт www.bronnaya.ru bronnaya@mail.ru 2.ДАРКЕЙ ШАЛОМ была построена несколько лет назад. Любопытный факт: активное участие в финансировании ее строительства принял благотворительный ... Еще
21 февр. 2008 10:01
3
БОЛЬШАЯ ХОРАЛЬНАЯ СИНАГОГА Первая хоральная синагога в Москве была торжественно освящена 1 июля 1870 года. Московское правление Еврейской общины арендовало большой двухэтажный дом на Солянке для молитвы и религиозно-просветительских ... Еще
11 мая 2008 16:47