Подсказка

Для эффективного поиска ответа на Ваш вопрос, выберите вопросительное слово, например "Как" и соответственно этому вопросительному слову составьте свой вопрос. Если Ваш вопрос не содержит вопросительного слова, то выберите в списке -//- и просто напишите свой вопрос.

Что такое астравидья?

Спрашивает Оксана Олеговна   19 нояб. 2008
Знаю, что это название относится к оружию или к арсеналу оружия. Хотелось бы узнать более точно, что это такое
Ответ
АСТРАВИДЬЯ. МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ ?
Фольклорные события, образы, факты зачастую не привлекают внимания просто потому, что их нельзя отождествить с чем-то реальным. Таковы описания летательных аппаратов, «сказочность» которых поколебалась уже с наступлением эры авиации. Таковы, упоминания о «высшем», «небесном оружии», которые оставались «не у дел» вплоть до середины нашего столетия. Вероятно, впервые параллель между ними и атомной бомбой провел профессор Оппенгей-мер, когда он, пораженный увиденным на ядерных испытаниях, читал вслух отрывок из «Махабхараты» о «свете, который ярче тысячи солнц» 1.
Некоторые археологические находки позволяют предположить, что наши далекие предки воевали не только мечами и стрелами. Почему, развалины столицы Хеттского государства города Хаттусаса оплавлены в большей степени, чем это бывает при пожаре? Почему на гранитных стенах ирландских крепостей Дундалк и Экосс заметны следы какого-то странного оплавления?
Еще Марк Твен, путешествуя в 1867 году по Ближнему Востоку, так описывал развалины «Вавилонской башни»: «(Было) восемь ярусов (башни), два из которых стоят и по сей день — гигантская кирпичная кладка, рассевшаяся посредине от землетрясений, опаленная и наполовину расплавленная молниями разгневанного бога».
Обычно Вавилонской башней именуют Вавилонский зиккурат — огромное семиэтажное строение с периметром по основанию около 360 м и высотой 90 м. Остатки зиккурата были раскопаны лишь перед первой мировой войной. Очевидно, Марк Твен имел в виду развалины храмовой башни в Борсиппа, неподалеку от Вавилона. В самом деле, эти руины (их высота 46 м) оплавлены не только снаружи, но и внутри. «Нельзя найти объяснение тому, откуда взялся такой жар, который не просто раскалил, но и расплавил сотни обожженных кирпичей, опалив весь остов башни, сплавившейся от жара в плотную массу, подобную расплавленному стеклу», — замечает исследователь Э. Церен.
Причины подобных оплавлений и доселе загадка, причем попытки «электрического» объяснения («огромная молния») выглядят малоубедительными. Быть может, следует обратить внимание на содержащиеся в мировом фольклоре многочисленные упоминания о «необычном», «небесном», «сверхмогучем» оружии? Пожалуй, наиболее интересная и систематизированная информация такого рода содержится в древнеиндийской литературе.
Вот, например, как .описывает «Махабхарата» применение оружия «брах-маширас»:
...Тогда пустил Рама стрелу
необорной силы. Ужасную, несущую смерть... Мгновенно спущенная Рамой.
далеколетящая стрела...
1 «М а х а б х а р а т а» («Сказание о великой битве бхаратов») — величайший памятник древнеиндийского героического эпоса. «Махабхарата» состоит из 18 книг и в восемь раз превосходит по своему объему «Илиаду» и «Одиссею», вместе взятые. Автором «Махабхараты» считают легендарного мудреца Вьясу. Время создания «Махабхараты» уходит в незапамятную древность.

Зажгла великим пламенем того
могучего ракшаса, С упряжкой коней, колесницей, Полностью он был огнем охвачен... И распался на пять основных
естеств... Его костяк, мясо и кровь уже не держались, Сожгло их оружие... Так что и
пепла не было видно.
Здесь даже не требуется «атомной» интерпретации. Для тех, кто знаком (увы!) с действием напалма, такое описание никак не покажется фантастическим. Но напалм в Древней Индии?
Легко ль овладеть астравидьей?
Герои «Махабхараты» прилагают огромные усилия, чтобы заполучить «божественное оружие». В первую очередь это относится к Арджуне, который вынудил-таки богов прийти и предложить ему кое-что из небесного арсенала.
Первым из богов явился Шива и вступил с Арджуной в поединок. Богоборчество — в высшей степени суровое испытание, но герой с честью вышел из него. Довольный Шива предложил ему «все, кроме бессмертия». Позже, при встрече с братьями, Арджуна так описывал свое состояние:
Мысленно простираясь пред
Шивой, я молвил такое слово:
«Яви свою милость, владыка, вот
какой дар мне желанен:
Я хочу научиться (владеть) всяким
оружием, каким обладают боги!»
Шива исполняет просьбу, однако предупреждает быть чрезвычайно осмотрительным, когда дело дойдет до применения «вечного оружия»:
Пусть никогда ни один человек
(не вздумает) им сражаться;
Попав слабосильному (в руки), оно
может сжечь весь этот мир
преходящий...
Его следует всегда употреблять, как
защиту против другого оружья,
Дивное, оно неотвратимо, но удар
Всяким другим оружием оно
отбивает.
Вслед за тем с небес спустились другие боги (Варуна, Агни и пр.) и вручили нашему герою грозные дары. Наконец появляется возничий бога Индры «на прекрасной воздушной колеснице» и предлагает совместное путешествие на «третье небо».
Пять лет гостил Арджуна на небесах. Все это время он упорно постигал астравидью — науку владения многоразличными видами божественного оружия.
Тут сделаем некоторые пояснения. С,ледует помнить, что астравидья в индийском фольклоре — это не столько система, сколько «отзвук» системы, ее легендарный вариант. Порой одинаковые названия относятся к разным видам оружия; с другой стороны, одно и то же оружие именуется по-разному.
Условно можно выделить две группы вооружений — «естественную» и «неестественную». К первой относится то оружие, чей принцип действия соответствует «сфере влияния» владеющего им бога. Такова ваявья бога ветров Ваю, варуна «владыки вод» Варуны, ваджра — «громовая стрела» бога грозы Индры. Здесь противоборствуют силы природы (ваявья — ветер, варуна — дождь, ваджра — молния), обожествляемые человеком с мифологическим уровнем мышления.
Во второй — «неестественной» — группе столь определенного соответствия нет. К примеру, Брахма — слабо персонифицированный бог-творец. Ему совершенно неожиданно приписывается «брахмаширас» (буквально — «голова Брахмы»): по приведенному выше описанию — огненная стрела, по другой версии — сильнейший яд, добытый из глубин океана и выпитый Шивой для спасения мира, по третьей — пламя, заключенное в стебле травинки. Брахма владеет также оружием «брахмаданда» (данда — значит копье, дротик), которое бесконечно сильнее, чем даже стрела Индры. Последняя действует лишь однажды, тогда как брахмаданда может поражать страны и народы на протяжении нескольких поколений. Как отмечает английский исследователь У. Р. Дрейк, еще несколько десятилетий назад это можно было счесть поэтическим преувеличением, но теперь-то наука знает о существовании радиационных мутаций... В десятой книге «Махабхараты» читатель встретит и более конкретное указание на генетические последствия использования «небесного оружия». Злодей Ашваттхаман, под покровом ночи перебивший почти все войско Арджуны и его братьев, был настигнут последними и в страхе применил «брахмаширас». Арджуна ответил тем же, но не уничтожил оружие Ашватт-хамана, а только «остановил» его; ибо «где оружие «брахмаширас» побивается другим высочайшим оружием, в той стране в течение 12 лет дождь не выпадает». Немедленно прибывшие на место события двое небесных мудрецов потребовали прекратить использование «брахмашираса» и вернуть его к исходному состоянию. Противники подчинились требованию, но у Аш-ваттхамана в отличие от Арджуны возникли при этом трудности. Вот что он говорит одному из посланцев неба:
В крайней опасности, ради спасения
жизни Мной пущено в ход это оружие... А теперь вновь вобрать его — мне не под силу!... Но твое слово, о владыка, я
исполню незамедля:
Вот драгоценность, а вот — я, но
устоит былинка!
Зародышей в... женщинах она убьет!
Ведь величайшее оружие не может
быть тщетным!
Я не способен, владыка, вобрать
мной выпущенное (оружие).
Теперь это оружие я вонжу в
зародыши, о владыка.
Но волю твою исполню...
Трудно отделаться от ощущения, что речь здесь идет о воздействии на аппарат наследственности.
Другие разновидности, «небесного оружия» (в книге В. Р. Дикшитара «Война в Древней Индии» список их занимает несколько страниц!) заставляют исчезать любые предметы и препятствия, приводят людей в полнейшее замешательство, воздействуют на их психику наподобие современных газовых бомб...
Конечно, бессмысленно сравнивать каждую такую грозную разновидность с чем-то современным. Вероятно, уже составителям «Махабхараты» символика астравидьи была непонятна: современный исследователь находится здесь в несколько лучшем положении, поскольку иногда может заглянуть глубже символа, отгадать принцип действия неизвестной машины. Но чаще всего трудно вообще представить, что же это может быть? Таково оружие Щивы — пашупати, странно сочетающее в себе невиданную мощь и управляемость. Возвратившись на Землю, Арджуна решил продемонстрировать своим братьям действие пашупати:
И вот, когда это дивное оружие
было пущено в дело.
Дрогнула земля под ногами, вместе
с деревьями зашаталась.
Всколыхнулись реки, даже великие
моря заволновались,
Растрескались горы, всполошились
ветры, Тускло гореть стал огонь,
омрачилось лучистое солнце...
Арджуна, Арджуна, не пускай в
ход дивное оружие!..
Ведь никогда нельзя пускать его в
ход бесцельно,
Да и цель без крайней нужды им
поражать не следует...
При злоупотреблении этим оружием
могут произойти великие беды!
Академик Б. Смирнов в комментариях к переводу «Махабхараты» замечает по этому поводу:
«Нельзя не изумляться высочайшей нравственной чуткости народа, уже десятки веков назад сумевшего не только поставить нравственную задачу о дозволительности применения «абсолютного оружия», но и разрешить ее».
Существование ограничений на использование «высших» разновидностей оружия подчеркивается в «Ма-хабхарате» Неоднократно. Тот же Арджуна получает в свои руки «брах-маширас» с наказом:
«...Это необыкновенное и совершенно неотразимое оружие... никогда не должно применяться тобой против людей, ибо, брошенное в малосильного, оно может сжечь весь мир... Если какой-нибудь нечеловеческий враг нападет на тебя, о герой, то для поражения его применяй в сражении это оружие».
Война с ниватакавачами
Но если этика астравидьи и запрещала использовать «средства массового уничтожения» в битвах между людьми, то на войны с асурами 1 такое ограничение не распространялось. Это и был тот самый «нечеловеческий враг», против которого все средства хороши. Закончив обучение Арджуны, бог Индра сказал ему следующее:
Пятнадцатью (видами) оружия ты
владеешь...
В пяти способах обхождения с ним
равного (тебе) не видно...
Нет теперь в трех мирах ничего,
что было бы для тебя невыполнимо.
Есть у меня враги — данавы,
ниватакавачами зовут их;
Но трудно их достичь: они живут,
забравшись в недра океана.
Говорят, их триста миллионов, (как
на подбор) они равны видом и пышут
силой.
Их там победи! Пусть это будет
твоей платой учителю...
Вражда богов и асуров — тема большая и сложная. Анализ ее дело нелегкое, однако ясно главное: причислять одних только к силам добра, а других к легионам зла — неправомерно. Вспомним привычное для нас слово «демон». В повседневном значении оно синоним «дьявола», а дословно переводится лишь «знающий». И как для всей индийской философии «нет религии выше Истины», так и мифология Индии оправдывает или осуждает действия богов и асуров в зависимости от конкретной ситуации. «В браманизме, — писал Б. Смирнов, — нет непримиримого противоречия добра и зла, как, например, в... христианстве. Суры и асуры враждуют между собой, но из этого не проистекает отрицательное отношение человека к асурам».
Герои «Махабхараты» — братья Пандавы — являются детьми богов Индры, Дхармы, Ваю и Ашвинов и, естественно, пользуются их поддержкой, противостоя, в свою очередь, дайтьям и данавам. Понятно, что Арджуна с готовностью принял предложение Индры и вскоре уже сидел в его воздушной колеснице. Ее грохот перебудил богов, и они, сбежавшись, стали вопрошать: «Ты что там творишь?» — но, получив удовлетворительное объяснение, благословили героя на подвиги.
Расправа с ниватакавачами не заняла много времени: могущественные демоны, непобедимые для богов, были уничтожены. На этом, однако, небесные приключения Арджуны не окончились.
По возвращении предельно великое
мне удалось увидеть:
Самодвижущийся дивный город.
Блеском подобный огню или
солнцу...

Всеми деланными свойствами полный, от печали, болезней свободный...

Воинственного пыла Арджуны и его умения владеть «божественным оружием» хватило и на этот город. Страшная привычка — уничтожать все непонятное, но разве только для мифологических героев она характерна? Этот летучий город, сияющий подобно солнцу, направлямый по желанию, В силу полученного дайтьями дара, удачно сопротивлялся. То уходил в земные недра, то в поднебесье устремлялся

1 Асуры — буквально: «светозарные»; данавы, дайтьи и подобные им существа, враждующие с «сурами», или «богами».
с ниватакавачами

То наискось быстро мчался, то погружался в воду...
Наконец, его разбили мои железные,
острые, меткоразящие стрелы.
И рухнул на землю в развалинах
город асуров...
Под занавес, дабы разделаться с оставшимися в живых недругами, Арджуна пустил в ход оружие Шивы. Бой был окончен. Герой вполне убедительно продемонстрировал свои знания в области астравидьи.
Впрочем, вернувшись на Землю, он тоже не сидел сложа руки: после битвы его воинства с презренными кау-равами в живых осталось с обеих сторон ровно десять душ. Это побоище — событие, по-видимому, историческое, индийские летописи относят его примерно к концу IV тысячелетия до н. э. С той поры Индия становится единым централизованным государством. Действительно ли в борьбе за объединение страны использовалась астравидья? Или же произошло своеобразное совмещение легенд, когда события, относящиеся к более древним временам (применение «небесного оружия»), оказались связанными с недавней (для создателей «Махабхараты») реальностью? На этот вопрос ответить пока невозможно. Ибо никаких оплавленных развалин наподобие Вавилонской башни до сих пор в Индии не обнаружено. Единственное достоверное свидетельство — неподвластная времени величественная «Махабхарата».
Кто «узаконит» миф?
Распрощаемся, читатель, с нашими воинственными героями. Слишком давно они жили, чтобы мы могли отгадать их секреты, в том числе и секрет астравидьи. Все, что мы можем, — строить гипотезы, умозаключения.
Итак, на выбор четыре предположения:
1. Легенды о «всесокрушающем ору
жии» — поэтический вымысел, страш
ная сказка.
2. Эти легенды отталкиваются от некоторых нестандартных видов древнего оружия — наподобие «греческого огня», пороховых ракет и т. п., технология производства коих хранилась в секрете, а эффект от применения впечатлял наших предков не менее, чем нас — трагедия Хиросимы.
3. Возможно, на территории Индии в незапамятной древности процветала высокоразвитая цивилизация, погибшая в результате каких-то катаклизмов. От этой-то цивилизации и могли дойти до создателей «Махабхараты» легенды об астравидье.
4. Возможно, когда-то существовали контакты между Землей и другими населенными мирами, в результате чего на нашу планету могли попадать образцы инопланетной техники.
Какая из этих гипотез предпочтительней? Скажем прямо: пока — первые две, поскольку в доказательствах они не нуждаются. Чтобы оправдать третье или четвертое предположение, нужно повторить научный подвиг, который совершил Генрих Шлиман, «узаконивший» Гомера.
Произойдет ли нечто подобное с «Махабхаратой»? Будем оптимистами. Будем верить, что один из тех, что читает эти строки, со временем организует археологическую экспедицию в Индию и наконец однозначно ответит на вопрос: астравидья — миф или реальность?..
ОТ РЕДАКЦИИ. Тем нашим читателям, кто готов приобщиться н поискам разгадки подлинной сущности астравидьи, мы рекомендуем ознакомиться со следующими книгами:
1. «Махабхарата». Перевод
Б. Л. Смирнова. Ашхабад, 1955 —
1963.
2. Ц е р е н Э., Библейские холмы. М., 1966.
3. Сом а дева, Необычайные похождения царевича Нараваханадат-ты. М., 1972.
4. И л ь и н Г. Ф., Старинное индийское сказание о героях древности «Махабхарата». М., 1958.

http://foxufo.my1.ru/publ/3-1-0-23
19 нояб. 2008 05:17

Другие ответы
1
В индийском эпосе астравидья - это величайшие божественное оружие и собственно та наука, которая изучает владение этими самыми видами оружия. Одну из статей по данной тематике сделал В. Рубцов, которую назвал "Астравидья: миф или реальность?". ... Еще
19 нояб. 2008 01:07
2
Астравидья - наука о владении божественным оружием в древней Индии при первом же рассмотрении делится на две группы "естественную" и
20 нояб. 2008 02:34