Подсказка

Для эффективного поиска ответа на Ваш вопрос, выберите вопросительное слово, например "Как" и соответственно этому вопросительному слову составьте свой вопрос. Если Ваш вопрос не содержит вопросительного слова, то выберите в списке -//- и просто напишите свой вопрос.

Что такое "каббала"?

Спрашивает Ольга Михайловна я=)   20 авг. 2008
Расскажите пожалуйста, что это такое=) Только не из поиска в инете, плиз, а своими словами.
Ответ
Своими словами это описать трудно. Из Инета - Вы не хотите. Возьмем другой источник.

КАББАЛА (от евр. qabbalah — предание) — оккультное учение, уходящее корнями в иудаизм, выраженное в эзотерико-символической форме.

Согласно неортодоксальной иудейской теологии, существует три компонента религиозной традиции — закон, душа закона и душа души закона. Первое понятие относится к Торе, второе к Талмуду и третье к Каббале. Если закону учили всех детей Израиля, а Талмуд открывался раввинам, то Каббала была доступна лишь на высших ступенях посвящения. Значение и смысл ее в мистицизме иллюстрирует цитата Альберта Пайка: "Проникая в Святыню Каббалы, исполняешься восхищением, видя столь логическую доктрину, столь простую и в то же время столь всеобъемлющую. Необходимый союз идей и знаков, освящение глубин реальности примитивными буквами, Триединство Слов, Букв и Чисел; философия простая, как алфавит, глубокая и бесконечная, как Слово; теоремы более полные и лучезарные, нежели пифагорейские; теология столь фундаментальная, что ее принципы можно перечесть на пальцах; бесконечность, которая умещается в ладошке младенца; десять цифр и двадцать две буквы, треугольник, квадрат и окружность — вот и все составляющие Каббалы. Они являются начальными принципами написанного Слова, отражения того произнесенного Слова, которое сотворило мир!"

Когда Моисей трижды восходил на гору Синай, оставаясь там наедине с Богом по 40 дней, перед ним каждый раз открывался новый, более глубокий пласт учения. Пророк посвятил в учение 70 старейшин, которые стали передавать его из уст в уста наиболее достойным. Впоследствии каббалисты пытались познать тайное содержание, зашифрованное пророком в первых четырех книгах Торы.

Первоначально Каббала существовала как устная традиция. Посвященные верили, что каббалистические принципы были переданы Богом ангелам еще до изгнания человека из рая. Ангелы передали их падшему Адаму, чтобы через знание человечество смогло вернуть утерянное положение. Непосредственно Адама посвящал в таинство Каббалы ангел Разиель. Другие ангелы содействовали обучению каббалистике последующих патриархов. Учителем Сима был Тофиель, Иссака — Рафаил, Моисея — Метатран, Давида — Михаил. Иные народы приобщились к Каббале во время пребывания евреев в Египте.

Согласно Э. Леви, Каббала состоит из трех величайших книг — Сефер Ецира (Книги Творения), Сефер ха Зогар (Книги Величия) и Апокалипсиса (Книги Откровения). Каббалисты считали, что автором Сефер Ецира являлся Авраам. В действительности ее, по-видимому, написал раввин Акиба. Предположительно Сефер ха Зогар была написана учеником Акибы раввином Симеоном Бен Йохаем. Наместник императора Марка Антония Луций Вер приговорил его к смерти, но раввин сумел скрыться, поселившись в пещере на 12 лет, где с помощью ангела Элиаса и составил книгу Зогар. Симеон разработал сложную систему символизма "Большого" и "Малого лика". Смерть раввина оценивалась как угасание лампы Израиля. Книга Симеона была обнаружена и предъявлена миру спустя 12 столетий Моше де Леоном. Многие исследователи полагают, что де Леон и являлся подлинным автором Зогара. Е. П. Блаватская считала содержание книги тайной доктриной халдеев, от которых евреи ее заимствовали в период вавилонского пленения. Также не установлено время написания и авторство, приписываемого Иоанну Богослову, Апокалипсиса.

Теория Каббалы была тесно связана не только с иудейским, но и христианским оккультизмом. Она составляла важный компонент алхимии, герметизма, розенкрейцерианства и масонских учений.

Каббалисты структурируют свое священное предание по пяти разделам. Природная Каббала использовалась для помощи исследователям в познании тайн Природы. Аналогическая Каббала была составлена в целях установления взаимоотношений всех вещей и объектов, существующих в низшем мире. Она составлена на основе учения соответствия микрокосмоса макрокосмосу. Созерцательная Каббала имеет цель познания небесных сфер. Бесконечные в космической перспективе миры постигаются посредством философского абстрагирования. Астрологическая Каббала исследует силу, величину и субстанцию сидерических тел. Через нее раскрывается мистическое строение Земли. Магическая Каббала изучается каббалистами, стремящимися к управлению демонами и другими различными существами невидимого мира. Она используется как методика целительной практики талисманами, амулетами, жестами и заклинаниями.

Верховное божество каббалистов постигается через апофатическую теологию. Вечная эйдетическая сущность вещи, выявляемая в результате каббалистического познания, есть Айн Соф. Она называется каббалистами "древнейшим из древнейших". Символом Айн Соф являлся закрытый глаз. Каббалисты разрабатывали космогонию эманации из Айн Соф тварного мира. Схематически процесс космического рождения рассматривается как соотнесение центра и окружности. Сознание человека в каббалистике символически представлено Яйцом Ауры. Важнейшими символическими компонентами каббалистики являлись Адам Кадмон и Дерево Сефирот. В последнем из символов по различным сефирам запечатлены десять атрибутов самопознающегося божества. Дерево венчается короной, обозначающим присутствие в материальном божественного. Движение от "короны" к "царству" идет через семь божественных атрибутов — мудрости, понимания, милости, справедливости, красоты, вечности, вибрации — и три божественных принципа — воли, милости и справедливости.

Космогония Каббалы основывается на учении о Четырех Мирах. Каждому из Миров соответствует космический цикл — манифестации, творения, формации и действия. Символизм учения восходил к пророческому видению Иезекииля, где образ славы Божьей (манифестация) на колеснице (формация) господствовал над миром (действие). Для каждого из миров предполагается свое Дерево Сефирот. Совершенствование человека выражено в каббалистике в качестве восхождения по древу. Достигший короны может узнать Бога и выйти за пределы материальной ограниченности.

Особое внимание каббалисты уделяли декодированию через числовые эквиваленты еврейского алфавита библейского писания. Так, число созданного Моисеем "медного змея" соответствовало нумерологическому эквиваленту слова "Мессия" — 358, что интерпретировалось как ветхозаветная проповедь пришествия Спасителя, который спасет человека, поразив духовным жалом. Поэтому каббалисты использовали образ змея в качестве символа Христа, вызывая осуждение ортодоксальных христиан. Каббала включала не характерное для классического иудаизма учение о переселении душ (гилгул). Каббалистические разработки получили особую популярность среди евреев после изгнания их из Испании в 1492, соотносясь с усилением эсхатологических настроений. В середине XVI в. главным центром каббалистического движения стал галилейский город Сафед, где прошли последние годы жизни величайшего из каббалистов Исаака Бен Соломона Лурии. Им был разработан ряд основополагающих каббалистических доктрин: "отступление" (цимцун) божественного света, в результате чего оказался создан изначальный космос, нисхождение светящихся частиц распавшегося Адама Кадмона в материю — Клипот; космологическое возрождение (тиккун), которое могут обрести евреи при интенсивной мистической жизни и социальной борьбы со злом. Лурианская версия каббалистике стала основой для саббатианства и хасидизма.

Современная Каббала делитсятся на теоретическую (инонит) и прикладную (маасит). Теоретическая, в свою очередь, подразделяется на космогонию — маасэ берешит ("дело в начале") и теософию — маасэ меркава ("дело колесницы").

Источник: Гейликман Т. Б. О каббале и хасидизме // Критика иудейской религии. М., 1962; Дугин А. Г. Мессианство Каббалы. // Конец Света (эсхатология и традиция). М., 1997; Бутми Н. А. Каббала, ереси и тайные общества. СПб., 1914.
Источник: Источ.: Гейликман Т. Б. О каббале и хасидизме // Критика иудейской религии. М., 1962; Дугин А. Г. Мессианство Каббалы. // Конец Света (эсхатология и традиция). М., 1997; Бутми Н. А. Каббала, ереси и тайные общества. СПб., 1914.
Другие ответы
1
Каббала - это наука управления судьбой, это Знание, которое передано всему человечеству, для всех народов земли. Каббала - это наука о скрытом от глаз человека, от наших пяти органов чувств. Она оперирует только духовными понятиями, то есть тем, что ... Еще
20 авг. 2008 13:25
2
Древнееврейская чёрная магия.
20 авг. 2008 20:06
3
Если хотите "простыми словами" сложить впечатление о Каббале (в предыдущих постах всё тоже верно), то почитайте "Рукопись, найденную в Сарагоссе" - там описан один учёный каббалист.
20 авг. 2008 20:06
← Показать все ответы
Комментарии
  • 25 окт. 2010 14:08

    Рав Ицхак Гинзбург, выдающийся учитель каббалы нашего поколения, дает следующее определение, что такое каббала:

    Каббала – внутренний аспект Торы в широком смысле: и письменной Торы (Танаха), и устной Тради­ции. Более того, каббала содержит глубочайшее объясне­ние тайн Торы.

    Каббала состоит из пророчества и муд­рости. Сущность каббалы можно описать как объе­динение рационального интеллекта (мудрость устной Торы) с иррациональным (пророческим духом, сохра­нившимся и в наши дни).

    Рашби представил и объяснил наиболее важную каббалистическую модель – десять сфирот. Эти сфирот – истечения (эманации) Божественного света, или энергии, которые находятся в сердцевине всего, что есть в нашем мире. Рашби открыл действие каждой сфиры (ед. число от сфирот), показывая, как сфирот проявляют себя в ка­ждом стихе Торы и в каждом явлении природы. Его уче­ние содержится в выдающемся классическом тексте каббалы, в Сефер а-Зоар (Книга Сияния), называемой также просто Зоар.

    В 13-ом веке Зоар стали распространять открыто. В это время в Испании раби Моше де Леон (1240 – 1305), каббалист, получивший копию Зоара от предыдущих по­колений, решил сделать его доступной книгой. Однако очень немногие смогли понять это учение. В последую­щие 250 лет многие каббалисты пытались снабдить Зоар концептуальной (понятийной) структурой, с помощью которой проводились тематически несвязанные и очень символические уроки Зоара.

    http://kabbala4u.ru/intro/raskryitie-kab.../