Подсказка

Для эффективного поиска ответа на Ваш вопрос, выберите вопросительное слово, например "Как" и соответственно этому вопросительному слову составьте свой вопрос. Если Ваш вопрос не содержит вопросительного слова, то выберите в списке -//- и просто напишите свой вопрос.

Кто основал золотую орду?

Спрашивает Raushan   17 марта 2008
Кто основал золотую орду???
Ответ
Бату-хан, Батый, основатель и первый правитель Золотой Орды — одна из самых известных фигур мировой истории. Правда, его не называют великим государем, или талантливым полководцем, или блистательной личностью. Видимо, он и не был таковым и его ошеломляющие успехи завоевателя и устроителя гигантского государства — порождение той военно-государственной машины, которая была сконструирована и запущена его гениальным дедом Чингисханом.
Впрочем, историки знают о Батые удивительно мало, а о его личности почти ничего не знают. Поразительно, что не сохранилось абсолютно никаких предметных — вещественных, как говорят следователи, — свидетельств его жизни, пристрастий, привычек, вкуса. Скудны свидетельства современников о нём, сомнительна иконография Батыя — настолько отличаются его изображения друг от друга. Да и несомненные достоинства Золотой Орды как государства и историко-культурного феномена проявились не при его, Батыя, правлении. Словом, загадочная историческая личность, хотя масштаб её бесспорен: будь иначе, этот человек не возвысился бы над множеством других соплеменников, претендовавших на его место и роль в великой Монгольской империи и той её части, которая известна как Золотая Орда .
Написано о Батые немало, однако, если не брать в расчёт беллетристику вроде повести Василия Яна "Батый", это, за малым исключением, тексты об истории его деяний, а не о нём самом, к тому же во многом противоречащие один другому.
Вот сведения об основателе Золотой Орды и покорителе Руси, почерпнутые из статьи "Батый" выдающегося востоковеда, академика Петербургской Академии наук и впоследствии АН СССР Василия Владимировича Бартольда (1869—1930), написанной им для "Энциклопедии ислама".

Бату-хан (Батый) родился в первые годы XIII века вторым сыном царевича Джучи. Чингисхан ещё при жизни пожаловал отдельные части своей необъятной империи трём старшим сыновьям — Джучи, Чагатаю и Угэдэю (младший сын, Тулуй получил лишь после смерти отца собственный родовой удел последнего — восточную часть Монголии). По установлениям обычного права монголов (которые у некоторых тюркских кочевых народов соблюдаются до сих пор), самый младший сын считался наследником отцовского "дома"; о своих старших сыновьях отец должен позаботиться ещё при жизни, причём, по-видимому, самому старшему сыну должна была предназначаться наиболее удалённая от отцовского дома часть владений, а другим сыновьям — части, расположенные ближе. Этим и объясняется то, что вместе с военными успехами Чингисхана юрт (земельные владения) его старшего сына всё время перемещался в западном направлении. В год смерти завоевателя (1227) всё степное пространство на запад от Иртыша, "до тех земель, куда доходили копыта монгольских коней", вместе с сопредельными культурными областями (такими как Хорезм и персидские провинции на южном побережье Каспийского моря) рассматривалось как владения Джучи и его потомков.
Сам Джучи умер на шесть месяцев раньше отца, то есть примерно в феврале 1227 года; из его 14 сыновей второй, Батый, был признан войсками на западе наследником Джучи, и этот выбор был впоследствии утверждён Чингисханом или его преемником Угэдэем. Границы между его владениями и владениями Чагатая никогда не были определены какими-либо постановлениями или договорами; так же трудно было бы ответить на вопрос, на какое положение мог претендовать Батый в отношениях с другими потомками Джучи или с великим ханом, правившим на берегах Орхона (в Монголии). Несмотря на раздел, произведённый Чингисханом, основанная им империя продолжала считаться единым государством. В соответствии с представлением о собственности у кочевников империя считалась собственностью всего царствующего рода, отдельным членам которого назначались в кормление определённые части этой общей собственности.
О первых десяти годах правления Батыя мы знаем только то, что он присутствовал на курултае (сейме) в Монголии в 1229 году (или в 1228-м; так по монгольскому эпосу, возникшему около 1241 года), на котором Угэдэй был провозглашён великим ханом; возможно также, что он присутствовал на курултае 1235 года, на котором было принято решение возобновить войну против русских и соседних с ними народов. После этого Батый уже не бывал в Восточной Азии.
В войске, которое весной 1236 года двинулось в поход, находились также сыновья Чагатая, Угэдэя и Тулуя: как и все предприятия того времени, этот поход рассматривался с точки зрения его значения для всей империи, а не какой-либо её отдельной части. Однако всё войско было под верховным командованием Батыя.
Ещё осенью этого же года войско достигло области волжских болгар. С 1237 (в ноябре этого года татары перешли по льду через Волгу) до 1240 года была опустошена Русь, в 1241-1242 годах — Польша, Венгрия и Далмация; сам Батый в рождество 1241 года перешёл через Дунай, замёрзший из-за необычайных морозов, вскоре после этого взял город Гран, весной 1242 года двинулся на Болгарию и оттуда зимой 1242/43 года через Валахию и Молдавию возвратился в Поволжье. Его войско не понесло ни одного поражения ни в России, ни в Западной Европе, возвращение монголов было вызвано отчасти разладами в их собственном лагере (Гуюк, сын Угэдэя, и Бури, внук Чагатая, восстали против Батыя, и поэтому будто бы Угэдэй был вынужден их отозвать), а отчасти — известием о смерти великого хана, последовавшей в декабре 1241 года. Начиная с 1243 года Батый больше не участвовал ни в каких походах.
События этих лет заставили Батыя обратить всё своё внимание на восток. Преемником Угэдэя был назначен его старший сын Гуюк, личный враг Батыя, и курултай 1246 года возвёл его на престол. На этом торжестве присутствовали и пять братьев Батыя; сам Батый не явился, ссылаясь на телесный недуг ("болезнь ног", вероятно, подагра). В следующем году новый великий хан объявил о своём желании отправиться в свой родовой удел на Эмиле (река в нынешнем округе Тарбагатай, на границе между Россией и Китаем), где климат будто бы был более благоприятен для его здоровья. Батый был предупреждён, что великий хан имеет против него враждебные намерения, и поэтому выступил во главе своего войска навстречу Гуюку. Ещё в пределах Монголии, в пяти или семи днях пути Гуюк умер.
Хотя его старший брат Орда был ещё жив, Батый в то время считался старшим членом царствующего рода, поэтому все царевичи засвидетельствовали ему своё уважение и готовность подчиниться его решению в вопросе о наследовании престола. Собрание, которое должно было решать этот вопрос, было созвано Батыем. По его предложению присягу как великому хану принесли царевичу Мункэ (по-тюркски Менгу) — старшему сыну Тулуя, младшего сына Чингисхана. Сыновья и внуки Чагатая и Угэдэя или совсем не явились или покинули съезд раньше, чем дело было решено; когда им стало известно, что за решение там было принято, они категорически отказались его признать. Торжественное вступление на престол должно было произойти на курултае, созванном в Монголии; лишь в 1251 году Беркаю, брату Батыя, удалось по поручению своего брата собрать курултай, на котором и состоялось торжество.
Царевичи из родов Чагатая и Угэдэя не присутствовали при вступлении на престол, но вскоре явились, чтобы присягнуть новому государю. Великий хан был извещён, что царевичи сделали приготовления к тому, чтобы неожиданно напасть на его ставку и убить его и его сторонников; по этому обвинению они были арестованы и в результате допроса признаны виновными, вследствие чего им, их семьям и их сторонникам был вынесен самый жестокий приговор. Почти все взрослые члены обоих родов были осуждены на смерть или изгнание; царевич Бури выдан оскорблённому им Батыю и по его приказу казнён.
После этих событий монгольская империя фактически была поделена между Мункэ и Батыем, хотя по всей империи, в том числе в Болгаре, чеканили монету только с именем великого хана. Францисканец Рубрук (путешествовал по Монголии, встречался с Батыем в Сарай Орде — Ред.) утверждает, что он слышал от Мункэ в 1254 году следующие слова: "Как солнце всюду распускает свои лучи, так власть моя и Батыева простирается на все страны". Граница между владениями Мункэ и Батыя, по словам того же Рубрука, проходила в степи между реками Талас и Чу. Согласно тем же путевым запискам, во владениях великого хана подданным Батыя оказывалось больше уважения, чем людям великого хана во владениях Батыя. Несомненно, что Батый, который считался старшим членом царствующего рода и которому великий хан был обязан своим троном, пользовался в то время большим авторитетом. Даже в странах, которые не принадлежали к уделу Джучи и его потомков, он пользовался некоторыми правами государя; так, он утвердил сына Тимур-мелика, прославленного защитника Ходженда, как наследника владений и имущества его отца.
По словам Рубрука, у Батыя было 26 жён; по словам Рашид ад-дина, у него было четыре сына. Согласно русским летописям, присяга от русских князей уже с 1249 года большей частью принималась его старшим сыном Сартаком, которому его отец ещё при жизни, по-видимому, передал часть своей власти.
Как год смерти Батыя у Рашид ад-дина приводится 650 год хиджры (март 1252 — март 1253 года); сообщается, что ему было 48 лет. Однако эта дата не может быть верной, так как в августе 1253 года Батый принял Рубрука; во время обратного пути того же путешественника (октябрь-ноябрь 1254 года) хан также был ещё жив. По всей вероятности, следует предпочесть рассказ Джувейни, согласно которому Сартак в 653 году хиджры (10 февраля 1255 — 29 января 1256 года) был послан Батыем в Монголию к великому хану и по дороге туда получил известие о смерти своего отца. Из путевых заметок Рубрука видно, что в последние годы своей жизни Батый пребывал на левом (восточном) берегу Волги, в летние месяцы поднимался вверх по реке, а зиму проводил около устья, где в это время им был основан на Ахтубе город Сарай.
Батый, которого русские знали только как жестокого завоевателя, получил от своих соплеменников прозвище Саин-хан — "Добрый хан". Такие историки как перс Джузджани и армянин Магакия, которые вовсе не были расположены к монголам, восхваляют его как справедливого, мягкого и мудрого правителя; даже согласно путевым запискам францисканца Иоанна де Плано Карпини, Батый был страшен на войне, но для своих подданных он был милостивым господином. По слуху, сообщаемому у Джузджани, он будто бы тайно принял ислам; по словам Вассафа, он был христианином (это известие, вероятно, возникло только вследствие смешения Батыя с его сыном Сартаком); вероятно, правильнее считать, что он, как сообщает Джувейни, не оказывал предпочтения ни одной из религий и придерживался веры предков в "познании бога", то есть культа неба.
Источник: Энциклопедии ислама
17 марта 2008 16:51

Другие ответы
1
Вернувшиеся в 1242 г. из похода в Центральную Европу татаро-монголы образовали новое государство Золотая орда. В Золотую Орду входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Булгария, Северный Кавказ и Крым. Русские земли находились в вассальной ... Еще
18 марта 2008 11:29
2
Золотая Орда, улус Джучи, феодальное государство, основанное в начале 40-х гг. 13 в., ханом Батыем(1236-1255), сыном хана Джучи. Власть ханов З. О. простиралась на территорию от нижнего Дуная и Финского залива на З. до бассейна Иртыша и нижней Оби на ... Еще