Подсказка

Для эффективного поиска ответа на Ваш вопрос, выберите вопросительное слово, например "Как" и соответственно этому вопросительному слову составьте свой вопрос. Если Ваш вопрос не содержит вопросительного слова, то выберите в списке -//- и просто напишите свой вопрос.

Почему первых профессиональных русских почтальонов называли "ямскими охотниками"?

Спрашивает Ирина Николаевна   16 нояб. 2008
Почему первых профессиональных русских почтальонов называли "ямскими охотниками"?
Ответ
Рост про­изводительных сил, постепенное разви­тие товарно-денежных отношений, прео­доление остатков феодальной раздроб­ленности, формирование всероссийско­го рынка, укрепление экономических, внутри- и внешнеполитических позиций Московского государства, необходи­мость укрепления господства правяще­го класса требовали постоянного рас­ширения и совершенствования государ­ственной системы почтовой связи.
В 1665 г. царь Алексей Михайлович (1645 — 1675) распорядился организо­вать первую регулярно действующую почту для связи с зарубежными стра­нами. В следующем году была основа­на почтовая линия на Ригу (Лифляндия), установлена почтовая связь с Кур­ляндией и Швецией. Регулярную почту организовал голландец Ван Сведен (Ян фан Свиден, Иван фон Сведен), а в 1668 г. она была передана Леонтию Марселиусу (Марселису). После его смерти в 1670 г. почтой ведает брат Леонтия Петр, а затем отец, тоже Петр Марселиус, с 1675 г. — первый русский почтмейстер Андрей Андреевич Виниус, а с 1693 г. — его сын Матвей Андреевич. Однако подлинным организатором и руководителем постоянно действующей государственной почты в России и ее международных линий был один из вы­дающихся прогрессивных деятелей вто­рой половины XVII в., глава Посоль­ского приказа боярин Афанасий Лав­рентьевич Ордин-Нащокин (1605 — 1630), "царской большой печати и го­сударственных великих посольских дел оберегатель", т. е., как называл его историк В. О. Ключевский, государ­ственный концлер. А. Л. Ордин-Нащо­кин основал в 1669 г. и вторую важную международную линию, так называемую Виленскую (или Смо­ленскую), которая связала Москву с Польшей через Можайск, Вязьму, Смо­ленск, Могилев, Минск на Вильну, где тогда находилась резиденция польского короля. Оттуда при необхо­димости почту доставляли в Кенигс­берг и передавали почте Турн-и-Такси-сов. В заключенном Ордин-Нащокиным Андрусовском перемирии (1667) России с Речью Посполитой в пункте об организации этой линии впервые в России официально употребляется сло­во "почта".
Ямской гоньбой из Рижской и Виленской линиям ведал не Ямской, а Посольский приказ.
По распоряжению А. Л. Ордин-Нащокина ямщиков одели в "зипуны с признаком" -форменные кафтаны зеленого сукна с наши­тыми на груди красными суконными дву­главым орлом и почтовым рожком. Ямщи­ков вскоре начали звать почтарями. На рем­не они носили медный почтовый рожок, не­сколько позднее почтарям выдали медные нагрудные знаки.
Почта продолжая обслуживать госу­дарственные нужды, получает право принимать за плату письма (грамотки) и от частных лиц. Постепенно совер­шенствовалась работа почты на старых линиях, открывались новые. В 1693 г. начала работать Архангелогородская почта, связавшая Москву с Архангель­ском, а в 1698 г. — Сибирская, устано­вившая связь между Москвой и Тоболь­ском, откуда почта отправлялась в Нер­чинск и Якутск.
Ямская гоньба пришла на сме­ну повозу в ряде русских княжеств еще в XIII в. Татарские баскаки на мес­те прежних станов создали свои почто­вые станции, называвшиеся "дзям" (дорога). Отсюда, вероятно, и пошло "ям, ямская гоньба". Среди ученых нет единого мнения о происхождении этих слов, но многие обращают внимание на то, что термин "ямщик" сходен по звучанию с тюркским "ямчи" (почто­вый смотритель), а еще больше с пер­сидским "ямджик" (гонец).
Русский повоз разделился на три по­дати: подводную, ям и корм. Официаль­ных лиц и гонцов стали возить ямщики (ямские охотники — выбранные добро­вольцы). Тяглые крестьяне были обяза­ны доставлять только грузы (эта по­винность называлась подводной, или просто подводой).
16 нояб. 2008 10:06

Другие ответы
1
Ямская повинность - государственная повинность тяглого сельского и городского населения России в 10 — начале 18 вв. по перевозкам лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов. С 10 в. называется повоз, в 13—15 ... Еще
16 нояб. 2008 11:08
2
Поработив Русь, татары возложили на покоренное население ямскую повинность, заставив развозить ханских чиновников в разные места и поставлять для того лошадей. Татарское слово «ямчи» означало «проводник», и у русских превратилось в «ямщика», а «ямом» ... Еще
17 нояб. 2008 00:00