Какому событию, героям какой войны было посвящено строительство Храма Христа Спасителя?

Храм Христа Спасителя
(улица Волхонка, 15—17). Мемориальный храм-памятник в Москве был задуман в декабре 1812 после ухода последнего солдата Наполеона с территории России, о чём сообщалось в манифесте императора Александра I. Был объявлен международный конкурс на проект храма, в результате которого в 1817 был утверждён грандиозный по масштабам проект молодого художника А.Л. Витберга, предложившего возвести его на вершине Воробьёвых гор. Здесь первоначально и началось строительство, затянувшееся из-за размеров задуманного сооружения. Император Николай I, убедившись в разорительности этих работ для государства, в 1827 отказался от замысла Витберга и впоследствии сам выбрал для храма новое место — у Пречистенских ворот на месте древнего Алексеевского монастыря. В 1831 архитектором К.А. Тоном был выполнен проект храма-памятника в «русско-византийском» стиле, который и был реализован (в том числе с участием архитекторов А.И. Резанова, И.И. Свиязева, А.С. Каминского и др.). 10 сентября 1839 состоялась торжественная закладка сооружения. В разработке его мемориально-символической программы важнейшая роль принадлежала митрополиту Филарету, который наметил сюжеты для наружных горельефов, внутренних росписей и посвящения престолов (главный был посвящён празднику Рождества Христова). Помимо сюжетов, связанных с христианскими праздниками, на которые пришлись дни решающих сражений — при Тарутине, Бородине, Малоярославце, Кульме, Лейпциге и др., на стенах был размещён своеобразный пантеон русских святых — заступников Руси. Это святые Александр Невский, Даниил Московский, Сергий Радонежский, Иосиф Волоколамский, Василий Блаженный, царевич Дмитрий, Михаил и Феодор Черниговские, Савва Звенигородский, князь Владимир и княгиня Ольга, апостол Андрей, Георгий Победоносец и др. Среди горельефов были изображения чудотворных икон Богоматери — Владимирской, Смоленской, Иверской. Работа над скульптурами продолжалась 17 лет (скульпторы А.В. Логановский, П.К. Клодт, Н.А. Рамазанов и др.), над живописным убранством храма — 23 года (художники А.Г. Марков, П.В. Басин, Ф.А. Бруни, Г.И. Семирадский, В.И. Суриков, К.Е. Маковский и др.). Композиционным открытием Тона стало создание круговой галереи вокруг храмового пространства, где был создан первый музей Отечественной войны 1812. В её стены заделали мраморные доски с текстами рескриптов и манифестов императора Александра I, описанием сражений, перечислением отличившихся командующих и полков, именами убитых и награждённых. По специальным заказам была создана оригинальная надпрестольная сень, выполнена утварь храма, в 1877—78 на заводе П.Н. Финляндского отлиты 14 его колоколов. Главный колокол (27 тонн) был третьим по величине в Москве. 26 мая 1883 Храм Христа Спасителя на заново отделанной гранитной набережной был освящён. Четырёхстолпный, крестообразный в плане, пятиглавый собор (4 малые главы служили колокольнями) стал крупнейшим церковным сооружением Москвы (высота до креста центральной главы 102 м).
Храм был взорван 5 декабря 1931, а на его месте началось возведение колоссального здания Дворца Советов. Строительство было прервано Великой Отечественной войной, после окончания которой фундамент недостроенного дворца использовали для устройства открытого плавательного бассейна «Москва».

В 1994 правительством Москвы было принято решение о воссоздании храма в прежних архитектурных формах (за исключением видоизменённого стилобата); закладка состоялась 8 января 1995. В стилобатной части разместился зал Соборов Русской православной церкви на 1200 мест, здесь же устроены храм Преображения Господня с приделами, восстанавливающими посвящения престолов некогда снесённого Алексеевского монастыря, музей памяти павших в Отечественной войне 1812, зал заседаний Синода, другие административные помещения. Стены храма возведены на основе монолитного железобетонного каркаса с наружной обкладкой кирпичом и последующей облицовкой мрамором, главы — на основе металлического каркаса (проект архитекторов М.М. Посохина, А.М. Денисова, инженера В.И. Фадеева и др.). В комплексе Храма Христа Спасителя вблизи набережной Москвы-реки в 1994—95 был сооружён деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Богоматери «Державной» (архитектор А.Б. Барабанов).

В 1995 лабораторией колокольной акустики Общества древнерусской музыкальной культуры при Московской патриархии на основе сохранившихся документальных материалов, записей К.К. Сараджева, анализа виброакустических характеристик, сплава сохранившегося 51-пудового колокола, других материалов на базе производственных мощностей АМО ЗИЛ был отлит набор колоколов, звукоряд которого максимально приближен к утраченному.

Ответ
Jdanoff Andrey
09 февр. 2008 23:35
Другие ответы
Войне 1812 года - памятному и поворотному в судьбе России событию. Храм Христа Спасителя должен был непосредственно перекликаться с Кремлем - историческим и градостроительным центром Москвы. Спроектированное архитектором Тоном здание несет ... Еще
09 февр. 2008 23:31   Анастасия
Задуман националистами и протославянофилами генералом Петром Кикиным (должность дежурный генерал «перо армии») и государственным секретарем адмиралом Шишковым (составитель царских манифестов в Отечественную войну, «перо царя»). Задуман как памятник превосходства русских над Западом в момент, ... Еще
13 марта 2008 16:08   Наталья Игоревна