Подсказка

Для эффективного поиска ответа на Ваш вопрос, выберите вопросительное слово, например "Как" и соответственно этому вопросительному слову составьте свой вопрос. Если Ваш вопрос не содержит вопросительного слова, то выберите в списке -//- и просто напишите свой вопрос.

Могу ли я получить жилье вне очереди, так как мое право до настоящего времени не реализовано, но в свете приказа № 1280 оно как бы и не предусмотрено?

Спрашивает Владимир   19 февр. 2011
Здравствуйте! Я военнослужащий МО РФ, в настоящее время подлежу увольнению по ОШМ, в связи с чем выведен в распоряжение (служу, но не на должности). В начале 2010 г. признан жилищной комиссией своей войсковой части нуждающимся во внеочередном обеспечении жилым помещением в связи с предстоящим увольнением, в соответствии с действующим на тот момент приказом МО РФ № 80. Однако в конце 2010 г. данный приказ отменен и вместо него издан другой приказ МО РФ № 1280, в котором внеочередной порядок не предусмотрен. ВОПРОС: могу ли я получить жилье вне очереди, так как мое право до настоящего времени не реализовано, но в свете приказа № 1280 оно как бы и не предусмотрено. Заранее спасибо! Жду Вашего ответа.
Ответ
Гражданам, признаваемым законодательством нуждающимися в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.
Правовое регулирование жилищных правоотношений с участием военнослужащих осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (далее «Закон»), а также включает в себя другие законодательные и иные нормативные правовые акты, в том числе и ведомственные:
Приказ Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте":
«…Военнослужащие, уволенные в запас или в отставку, по избранному при увольнении месту жительства обеспечиваются жилой площадью… Все вопросы, связанные с обеспечением жилой площадью военнослужащих, должны решаться по месту прохождения ими службы...»
Приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации":
«…Вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с жилищным законодательством и настоящей Инструкцией. Военнослужащие…, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках. Военнослужащим … при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди…»

Согласно вышеуказанным нормативным актам, военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого является Закон (п.1 ст.15), в котором записано, что военнослужащим гарантируется их предоставление, в том числе и после увольнения с военной службы.
Жилые помещения предоставляются за счет государственного или муниципального жилищного фондов, закрепляемых за Министерством обороны Российской Федерации. Военнослужащим жилье предоставляется по договору социального найма жилого помещения. При этом предоставление жилых помещений производится не только военнослужащим, но и совместно проживающим с ними членам семьи.
Жилые помещения предоставляются также военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Под понятие " нуждающиеся в улучшении жилищных условий" подпадают две категории граждан: 1) те, кто вообще не имеет жилого помещения, например, чаще всего это военнослужащие, молодожены, проживавшие ранее на жилой площади родителей либо у частных лиц на началах поднайма; 2) лица, улучшающие жилищные условия (чаще всего те, кто переезжает из одного жилого помещения в другое, большего размера и т.д.). Согласно Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (приказ министра обороны 2000 г. N 80) они именуются "лицами, нуждающимися в получении жилых помещений".
К "бесквартирным" относятся лица, не имеющие жилой площади на условиях бессрочного договора социального найма (заселение которой осуществляется по ордерам) в домах государственного и муниципального жилищного фондов как по месту службы, так и в другой местности. Не может считаться обеспеченным жилой площадью лицо, получившее право на ее заселение на основании срочного ордера (что предусматривается для отдельных категорий военнослужащих Положением о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии СА и ВМФ, введенным в действие приказом министра обороны СССР 1977 г. N 75), а также пользующееся жилой площадью по договору коммерческого найма.
Все вопросы, связанные с обеспечением жилой площадью военнослужащих, должны решаться по месту прохождения ими службы с учетом всестороннего полного и объективного изучения условий проживания. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий содержатся в ЖК РСФСР (ст.29), в ст.7 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335, и иных нормативных правовых актах.

Право на жилье военнослужащие имеют с учетом норм жилой площади. Ст.38 Жилищного кодекса РСФСР установлена норма жилой площади. Она составляет 12 кв. м на одного человека. ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики" под социальной нормой площади жилья понимается размер площади жилья, приходящейся на одного человека. Социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов. Пределы социальной нормы площади ограничены постановлением Правительства РФ "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья" и составляют: 18 кв. м общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 кв. м общей площади на семью из двух человек; 33 кв. м общей площади на одного человека.
При определении размера предоставляемого жилья:
- учитывается состав семьи гражданина, уволенного с военной службы, в соответствии с п.5 ст.2 Закона и на основании выписки из личного дела о составе семьи;
- учитываются дети гражданина, уволенного с военной службы, проходящие военную службу по контракту и сохраняющие в течение 5 лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) право на жилье;
- не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов;

Жилые помещения предоставляются лишь лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и только в порядке очередности. Единственный критерий в определении очередности - время принятия на учет (по дате решения о постановке на учет).
В соответствии с п.4 ст.37 Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилые помещения предоставляются не только тем категориям граждан, которые перечислены в этой статье закона, но и в других случаях, предусмотренных законодательством.
Увольнение военнослужащих вопреки требованиям ч.1 ст.23 Закона без предоставления жилых помещений является нарушением их законных прав. Следовательно, для восстановления нарушенных прав этим лицам должны быть созданы все условия для скорейшего получения жилья.
Так, в Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, содержится положение о том, что военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди.
Вместе с тем следует учитывать, что согласно ст.33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Таким образом, военнослужащие должны обеспечиваться жильем по спискам внеочередников исходя из времени включения их в эти списки. Поэтому они имеют преимущество перед другими категориями военнослужащих и внеочередниками, включенными в отдельные списки позднее их. Преимуществом перед другими внеочередниками, принятыми на учет и включенными в соответствующие списки ранее, они не пользуются.

Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за военнослужащими до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.32 ЖК РСФСР (выезд на другое ПМЖ). Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. Они не могут без их согласия быть уволены с военной службы по вышеуказанным основаниям без предоставления им жилых помещений.
По смыслу этой нормы перед увольнением военнослужащего с военной службы командованием части должны быть проверены жилищные условия военнослужащего (принадлежность жилья к тому или иному виду жилищного фонда, обеспеченность жилой площадью на одного человека и т.д.) на основании предоставленных им документов (выписок из домовой книги, копий лицевых счетов, документов о проверке жилищных условий и др.). На практике такие мероприятия целесообразно проводить в ходе предварительных бесед о предстоящем увольнении с военной службы, на которых необходимо выяснять и вопросы об обеспеченности увольняемого военнослужащего жилой площадью.
Если военнослужащий, увольняемый с военной службы в ходе предшествующих увольнению мероприятий заявит о желании уволиться без предоставления жилой площади за счет федерального органа исполнительной власти, в котором проходит военную службу, он подлежит увольнению с военной службы, так как Законом предусмотрены различные способы обеспечения военнослужащих жильем кроме получения его от военного ведомства. В зависимости от обстоятельств жилье могут предоставить органы местного самоуправления, возможно строительство кооперативного или индивидуального жилья, приобретение жилья за счет государственных жилищных сертификатов. Выбор в данном случае зависит от волеизъявления самого военнослужащего (определения Военной коллегии Верховного Суда РФ по гражданским делам от 6 февраля 1996 г. N 6н-13/95 и N 3н-389/95, постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9). Поэтому для увольнения военнослужащих без предоставления им жилых помещений органами военного управления по месту увольнения требуется их четко выраженное согласие получить жилье в другом населенном пункте, которое должно быть выражено в форме рапорта по команде и заявления на имя главы муниципального образования.
Таким образом, увольнение с военной службы военнослужащих, не обеспеченных жилыми помещениями, без их предоставления возможно, во-первых, только с их согласия и, во-вторых, с оставлением в списках на получение жилья (улучшение жилищных условий) по последнему месту жительства.
20 февр. 2011 09:32