Подсказка

Для эффективного поиска ответа на Ваш вопрос, выберите вопросительное слово, например "Как" и соответственно этому вопросительному слову составьте свой вопрос. Если Ваш вопрос не содержит вопросительного слова, то выберите в списке -//- и просто напишите свой вопрос.

Когда военнослужащие получат жилье?

Спрашивает I.S.   29 июля 2008
Когда государство обеспечит военнослужащих жильем в Московском регионе?
Ответ
Социальные аспекты реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих
Отношение военнослужащих к выполнению своих обязанностей, а значит, боеготовность Вооруженных Сил, в значительной мере зависит от уровня социальной защищенности военнослужащих. Права военнослужащих призваны косвенно обеспечивать эффективность их деятельности путем реализации моральных и материальных стимулов. Под ними часто понимаются социальные гарантии (льготы), призванные компенсировать военнослужащим обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых прав и свобод. Одним из основных направлений функционирования системы социальной защиты военнослужащих является реализация прав и социальных гарантий военнослужащих относительно их материального обеспечения.

По своему содержанию материальное обеспечение имеет видовую дифференциацию: жилищное, денежное, продовольственное, вещевое, торгово-бытовое, медицинское, пенсионное и т. д.

Среди многих острых проблем, связанных с социальным обеспечением военнослужащих, жилищная проблема является кризисной, затрагивающей практически все социальные аспекты жизни современного российского общества. В настоящее время под жилищным обеспечением военнослужащих понимается комплекс организационно-правовых мероприятий (механизм) по реализации субъективных прав граждан на жилище.

Справочно. По данным начальника Приемной Министра обороны Российской Федерации, наибольшее количество обращений военнослужащих посвящено жилищным вопросам (общее число письменных обращений, поступивших в течение 2005 г. в Приемную составило 54 798, и каждое пятое из них (12 723) по вопросам жилищного законодательства). При этом в течение 2005 г. значительно увеличилось (в 1,5 раза по сравнению с 2004 г.) количество обращений по жилищной проблеме, что свидетельствует о росте социальной напряженности относительно жилищного вопроса среди военнослужащих.

Анализ системы мотивации офицеров к службе показывает, что наряду с размером денежного довольствия обеспечение жильем является основным фактором мотивации офицеров к службе и улучшения кадровой обстановки вармии. Однако, несмотря на важность данного фактора мотивации офицеров к службе и стабилизации кадровой ситуации, в настоящее время в армии сложилась ситуация, когда не обеспечена жильем или нуждается в улучшении жилищных условий критическая масса семей офицеров. По данным Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, в Российской армии нет жилья у каждой третьей семьи офицера или прапорщика.

Такое положение в одной из самых важных сфер социальной защиты военнослужащих, по мнению специалистов, является причиной ряда негативных социальных явлений в жизнедеятельности общества и армии: большинство военнослужащих, не получивших жилье от Минобороны России, несут серьезные материальные издержки в связи с явно недостаточным размером компенсации за поднаем жилья; социально-бытовая неустроенность влияет, кроме прочего, и на демографическую ситуацию среди офицеров (по данным Общероссийского профессионального союза военнослужащих, половина семей молодых военных не имеет детей, распадается до 40% браков, число офицеров-холостяков за последние пять лет увеличилось в 2,5 раза); растет финансовая нагрузка на бюджет Министерства обороны, поскольку отслуживший положенный срок офицер не может быть уволен без предоставления жилья и остается в распоряжении командира части, продолжает получать положенное денежное довольствие и т. д.

Столь критичная ситуация с жилищным обеспечением, сложившаяся внастоящее время в армии, требует от руководства страны и «силовых» структур решительных шагов по ее решению. Одним из основных способов решения жилищного вопроса военнослужащих и одновременным созданием новой системы обеспечения их жильем стала разработка и реализация накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС). Она была введена в действие 1 января 2005 г. на основании Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ (далее – Закон).

Действие НИС заключается в формировании жилищных накоплений военнослужащих за счет средств федерального бюджета и поддержание платежеспособности военнослужащих при решении жилищной проблемы с помощью ипотечного кредитования. Новая система обеспечения жильем военнослужащих разрабатывалась с учетом рыночных условий современной российской экономики, поэтому в ней задействован такой рыночный механизм, как ипотечное кредитование, который еще не в полной мере получил развитие в нашей стране. При этом нужно отметить, что российские военнослужащие вряд ли хорошо знакомы со сложными механизмами ипотеки. Для прогнозирования результативности работы НИС и определения возможных дисфункций новой системы необходимо проанализировать социальные отношения, которые могут возникнуть в системе взаимодействия «экономика страны – государство – Минобороны России – военнослужащий – экономика страны».

Накопительно-ипотечная система кредитования жилья военнослужащих является элементом общей ипотечной системы и взаимосвязана с явлениями, процессами, тенденциями и реальными изменениями, которые происходят в ней. Для лучшего понимания вопросов, связанных с НИС военнослужащих, необходимо оценить обстановку на рынке жилья и предоставления ипотечных услуг в целом.

К настоящему времени в современной России уже сформировалась основа для развития системы ипотечного бизнеса и его составной части – ипотечного жилищного кредитования. По оценкам экспертов, в стране действует около десятка ипотечных моделей. В тоже время рынок предоставления кредитов в настоящее время входит в стадию активного развития.

Справочно. Лучшие доказательства развития ипотеки в России предоставляет статистика: по данным главного аналитика Российской гильдии риэлтеров Геннадия Стерника. В 2001 г. в России было выдано 1,7 млрд. руб. ипотечных кредитов, в 2002-м – в два раза больше (3,3 млрд.), а в 2003-м – уже 10,5 млрд. (15 млрд. – по данным президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна). Данные различных источников за 2004–2005 гг. указывают на ежегодный рост объемов ипотечных кредитов в1,5–2 раза. Минэкономразвития прогнозирует увеличение их в 2006 г. до 180 млрд. руб.

Основания для оптимистичного прогноза развития ипотечного кредитования также можно черпать в информации о национальном проекте «Доступное жилье». В нем, в частности, предусматривается широкое применение метода льготного ипотечного кредитования, когда первоначальная сумма вносится государством, и выплаты по кредиту осуществляются по сниженным ставкам. Это позволяет сделать доступным жилье для таких категорий граждан, как военнослужащие, ветераны, инвалиды, молодые семьи. Введение НИС для военнослужащих в этом смысле является, видимо, самой радикальной моделью обеспечения граждан социальным жильем.

В настоящее время жилищная проблема для россиян становится по-настоящему актуальной. Система обеспечения жильем, существовавшая в условиях нерыночной (советской) экономике, исчерпала свой потенциал. Поэтому развитие ипотеки в России – это необходимое условие социального благополучия граждан в рыночных условиях.

Однако существует ряд препятствий для развития ипотеки, среди которых два основных – это общая неразвитость рынка долгосрочного кредитования и несовершенство законодательства в этой сфере. Кроме этого, экономисты указывают на такие негативные факторы развития ипотеки в России, как низкие доходы населения и, соответственно, недостаточный платежеспособный спрос граждан на жилье в совокупности с отсутствием накоплений, а также слабое развитие банковской системы.

Справочно. В России только 10% жилья приобретается с привлечением ипотечных кредитов, а по более пессимистичным оценкам – и того меньше. Реальное количество семей, способных воспользоваться сегодня ипотекой, вряд ли превышает 3–4%. Основная причина – большой первоначальный взнос (как правило, 30% стоимости жилья) и высокие кредитные ставки. На сегодня они составляют около 14% при темпах инфляции примерно в 10–11%.

Однако уже в настоящее время государство делает ряд шагов по приведению ипотечной системы в соответствие с возможностями населения.

Справочно. Чтобы улучшить ситуацию, Правительство РФ собирается к 2008 г. довести ставку ипотечного кредитования до 10% годовых, а к 2001-му – до 8%. В 2006 г. она должна снизиться до 12%. В 2002 г. она составляла 18%. Еще один инструмент для повышения доступности ипотеки – планируемое снижение первоначального взноса за жилье до 20%.

Последние изменения в законодательстве о статусе военнослужащих связаны, прежде всего, с переориентацией натуральных форм материального обеспечения на денежные. Наиболее кардинальные изменения относительно этого процесса произошли в системе обеспечения военнослужащих жилыми помещениями. В результате изменений законодательства, регулирующего жилищное обеспечение военнослужащих, сложились следующие направления решения жилищной проблемы этой социально-профессиональной категории.

Первое. Обеспечение жильем бесквартирных военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 г. Имеющиеся перед ними обязательства будут выполняться в рамках действующего законодательства путем предоставления жилья для постоянного проживания.

Второе. Обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, не имеющих его и проживающих в служебном жилье, заключивших контракт после 1 января 1998 г., но не подпадающих под действие Закона о НИС.

Третье. Формирование фонда служебных жилых помещений под штатную численность воинских частей и соединений. Это необходимо как для обеспечения служебным жильем военнослужащих, заключивших контракт после 1998 г., так и для категорий военнослужащих, подпадающих под действие Закона о НИС.

Четвертое. Создание эффективного рыночного механизма, позволяющего реализовать права военнослужащих на получение жилья в собственность по завершению службы или при реализации своего права на жилище через ипотечное кредитование.

Офицерский корпус – это костяк армии. Это социально-профессиональная группа, которая, помимо прямых функций по защите Родины, исполняет роль стержневой, объединяющей силы, является носителем жизненно важных для общества ценностей. В настоящее время существует реальная угроза вымывания из среды кадровых офицеров тех традиций, ценностей, взглядов, образа жизни, которые являются основой их самоидентификации иобразуют общественно значимую и полезную специфику российского офицерства. К сожалению, одним из самых значимых факторов, негативно влияющих на указанные процессы, является низкий уровень социальной защищенности офицеров и, в частности, проблемы с жилищным обеспечением. Этим определяется объект данного исследования – офицеры Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом особое внимание уделяется молодым офицерам, которые обладают рядом объективных и субъективных особенностей относительно их службы, их социальной защиты и жилищного обеспечения.

Молодые офицеры уже двух выпусков имеют право на добровольных основаниях вступать в НИС. Практика показывает, что молодые офицеры очень глубоко задумываются перед тем, как принять решение о подаче рапорта овключении в реестр. Во мнении добровольных участников НИС нет однозначной оценки новой системы обеспечения жильем. У выпускников 2007–2008 гг. уже не будет возможности выбирать, поэтому для обеспечения выполнения одной из основных задач НИС – стабилизации кадровой ситуации – необходимо произвести анализ настроений и позиций молодых офицеров, заключивших контракт после 1998 г. Они наиболее близки по социальным ориентациям и установкам, социальному положению к потенциальным и обязательным участникам НИС.

Это позволит спрогнозировать отношение к НИС нескольких поколений офицеров, определить проблемы, наиболее болезненно воспринимающиеся офицерами, которые близки к ее обязательным и добровольным участниками с точки зрения психологических, социальных и других особенностей. Нужно также учитывать и то, что именно та категория офицеров, которая является объектом исследования, будет оказывать непосредственное влияние на мнение о НИС младших товарищей, закончивших военные вузы.

Следует также учитывать, что офицеры Вооруженных Сил делятся на несколько групп не только по общепринятым официальным критериям, но и по некоторым социальным характеристикам. Одной из таких характеристик, является отношение к обеспечению жильем (табл. 1).

По состоянию на 2006 г. из четырех выпусков офицеров, которые имеют право добровольно вступать в НИС, уже закончили ввузы два выпуска. Все офицеры, которые будут выпускаться после этих четырех выпусков, в обязательном порядке вступают в НИС и обеспечиваются жильем по новой системе.

В 2008 г. первые добровольные участники НИС из числа офицеров получат право, используя накопленные средства, взять ипотечный кредит иприобрести жилье, в 2011–2012 гг. офицеры – первые обязательные участники НИС – также получат это право. На этом этапе НИС должна заработать на практике. Остается надеяться, что избранный в 2008 г. президент и команда, которая будет осуществлять социальную политику государства, будут учитывать важность данного вопроса и социальную обстановку в стране ввиду ряда проблем в реализации НИС, которые очевидны уже сейчас.

Выпускники военных учебных заведений 2002, 2003, 2004-го гг. – нынешние старшие лейтенанты и капитаны – к началу действия НИС будут практически составлять среднее звено офицерского корпуса. При этом они невольно окажутся связующим звеном между офицерами «старой закалки» и «новой формации». Жилищное обеспечение этих офицеров строится на принципах отличных от тех, кто заключил контракт до 1 января 1998 г., но и под действие новой НИС они не подпадают.

Офицеров, заключивших контракт до 1 января 1998 г., государство должно обеспечить постоянным жильем в ходе службы и по увольнению через 10 лет службы «за счет предоставления жилья для постоянного проживания в рамках действующего законодательства». Другими словами, для этой категории офицеров Минобороны либо построит (купит) квартиру, либо частично оплатит государственный жилищный сертификат.

*Исключая военнослужащих по призыву, которые поступили в учебное заведение военно-профессионального образования. Они заключают контракт сразу после приказа о зачислении в военное учебное заведение.

Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих представляет собой совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Закон) от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ).

Реализация накопительной системы обеспечения военнослужащих жильем осуществляется Министерством обороны в целях создания механизма гарантированного обеспечения жильем военнослужащих.

Справочно. Основой для создания накопительно-ипотечной системы является долгосрочный характер воинской службы (в среднем 15–20 лет) и предусматриваемые в бюджете целевые ассигнования для накопления средств на именных накопительных счетах военнослужащих с последующим приобретением ими жилья.

Размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.

При этом расчетно принято, что за 17-летний срок участия в накопительно-ипотечной системе (средняя продолжительность военной службы до достижения 20 лет календарной выслуги) на именном накопительном счете участника должны быть накоплены средства для приобретения жилья в размере 54 кв. м, исходя из расчетного состава семьи 3 чел. В федеральном бюджете на 2005 г. предусмотрен размер накопительного взноса на одного участника в сумме 37 тыс. руб. в год.

В настоящее время военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в соответствии с действующим законодательством обеспечиваются жилыми помещениями по социальной норме площади жилья (18 кв. м общей площади на человека), с учетом членов семьи (среднестатистическая семья военнослужащего 3–4 чел.).

Отдельным категориям военнослужащих (в званиях полковник и выше, преподавателям ввузов, командирам частей, военнослужащим, имеющим почетные звания или ученые степени) предоставляется дополнительная общая площадь жилья в размере от 15 до 25 кв. метров.

Программа предусматривает накопление средств на счету военнослужащего с таким расчетом, чтобы при достижении 20 лет выслуги военнослужащий мог приобрести собственное жилье в размере, соответствующем социальным нормам, и в любом регионе, выбранном им для постоянного места жительства.

При продолжении службы сверх 20 лет, средства на счету военнослужащего будут увеличиваться, что позволит ему приобрести жилье, превышающее по площади социальную норму.

Функционирование накопительной системы позволит обеспечить:

• улучшение морально-психологического климата в воинских коллективах и семьях военнослужащих;

• формирование у военнослужащих уверенности в жилищном обеспечении их семей;

• компенсацию ограничений, связанных с военной службой как особым видом федеральной государственной службы, сопряженной с риском для жизни;

• повышение социальной справедливости – снижение социальной напряженности;

• подтверждение статуса военнослужащих как граждан, находящихся под особой защитой государства.

Справочно. По данным члена Президиума Генерального совета Партии «Единая Россия», члена комитета Госдумы РФ по обороне Франца Клинцевича (опубликовано на официальном сайте партии «Единая Россия» 18.01.2006 г.): участниками накопительно-ипотечной программы уже стали 22,6 тыс. военнослужащих. Прежде всего, это молодые офицеры, окончившие в 2005 г. военные образовательные учреждения и заключившие контракт, 1200 офицеров, призванных на два года, 3,6 тыс. прапорщиков и контрактников, отслуживших первый контракт в три года и заключивших новый контракт. Каждый из них получил в 2005 г. на личный именной накопительный счет по 37 тыс. руб. В 2006 г. размер взноса возрастет до 40,6 тыс. руб.

К концу 2007 г. ожидается участие в данной системе более 160 тыс. военнослужащих, а в 2008 г., т. е. уже через два года, первые ее участники получат право на заключение договора о предоставлении целевой жилищной ссуды по ипотечному кредиту и приобретение жилья.

Органы военного управления считают, что основными задачами НИС являются следующие.

Переход от обеспечения отдельными квартирами военнослужащих за счет государства к накоплению денежных средств для приобретения жилья в собственность по избранному месту жительства.

Предоставление военнослужащим возможности приобретения жилья в собственность по избранному месту жительства.

Обеспечение стабилизации и закрепления военных кадров, прежде всего офицеров, на основе стимулирования военнослужащих к продолжению военной службы.

Особенности НИС: с учетом требований ст. 40 Конституции Российской Федерации государство практически полностью берет на себя материальное обеспечение правовых, экономических и организационных отношений в обеспечении военнослужащих жильем. При наличии определенных условий (сроки службы, основания для увольнения) государство гарантирует военнослужащему денежные средства, причем в таком размере, который позволит военнослужащему решить жилищную проблему без привлечения личных сбережений.

В настоящее время НИС существует только на бумаге, т. к. нет практического опыта ее реализации. Однако уже сейчас анализ нормативно-правовых актов, регулирующих действие НИС показывает, что в ней существуют проблемы, ставящие под сомнение реальность выполнения основной цели новой системы обеспечения военнослужащих жильем.

Анализ современных политических, социально-экономических и правовых реалий показывает, что существует опасность, когда благие намерения по модернизации системы жилищного обеспечения могут привести к социальной напряженности, а в случае неблагоприятной социально-экономической ситуации – и к социальному взрыву.

Изучение мнений военных юристов, экономистов и социологов, вторичный анализ статистических и социологических данных, а также проведение исследования Социологическим центром ВС РФ среди офицеров частей и подразделений по всеармейской выборке позволили определить проблемные моменты реализации НИС.

В октябре 2005 г. Социологический центр провел в частях и подразделениях Вооруженных Сил социологическое исследование, целью которого являлся анализ мнения офицеров о НИС и определение проблемных вопросов ее реализации.

Справочно. Описание выборочной совокупности. Опрос молодых офицеров проходил пропорционально в 15 субъектах федерации РФ на территории шести военных округов и в одном из флотов. Среди респондентов – представители всех видов Вооруженных Сил (части постоянной готовности, учебные части и т.д.), двух родов войск, военных училищ и институтов. В выборке представлены жители гг. Москвы, С.-Петербурга, областных, районных центров, военных городков, пгт. Более чем у половины (64%) опрошенных нет жилья, у трети (29,5%) есть служебное жилье, только у 2,2% есть постоянное жилье, 4,3% имеют другое (снимают жилплощадь и т. д.) жилье. Среди опрошенных – 97,1% кадровых офицеров, окончивших высшие военные учебные заведения.

Актуальность жилищного вопроса для военнослужащих не подвергается сомнению. Подтверждают это и данные социологического исследования. На вопрос, «если у Вас будет перспектива получения жилья, то будете ли Вы продолжать военную службу?», абсолютное большинство (79,7%) молодых офицеров ответило «да» или «скорее всего да», только 11,3% не собираются служить даже при этом условии, и еще 8% затруднились ответить на этот вопрос.

По результатам анализа данных, только каждый десятый (11,9%) из опрошенных офицеров в той или иной степени удовлетворен тем, как решены жилищные проблемы военнослужащих. Большинство респондентов либо вообще не удовлетворены (58,5%), либо скорее не удовлетворены (23,8%) тем, как государство решает вопрос предоставления военнослужащим жилья (затруднились ответить – 5,8%).

Одной из проблем реализации НИС является недостаточная информированность личного состава о содержании и специфике новой системы обеспечения жильем военнослужащих. Органам военного управления, командирам частей и подразделений нужно учитывать при работе с молодыми офицерами такие факторы, как недостаточную осведомленность потенциальных участников НИС об особенностях ее действия.
Результаты опроса показали, что только 10,1% молодых офицеров знают хорошо все, что связано с НИС. Более половины (56,8%) опрошенных частично осведомлены о новой системе, и четверть (25,5%) слышали о реализуемой НИС, но не знают сути, еще 6,5% вообще не знают ничего о том, что связано с ипотекой.

Молодые офицеры, опрошенные сотрудниками Социологического центра, разделились на примерно равные группы: те, кто одобряют введение новой системы обеспечения жильем – 39,4%, не одобряют – 30,3% и треть офицеров (30,3%) не смогли определиться

При этом более половины (50,9%) ответивших не верят в то, что НИС способна решить жилищную проблему молодых офицеров

Пессимистично офицеры оценивают и способность НИС сократить количество увольняемых военнослужащих, не выслуживших установленный срок службы по контракту. Так, каждый четвертый (25,3%) ответивший считает, что реализация НИС никак не повлияет на офицеров, увольняющихся до истечения срока контракта. Почти половина (48%) офицеров посчитали, что введение накопительной системы окажет незначительное (слабое) влияние на процесс стабилизации кадров, соответственно только 17% респондентов думают, что НИС будет активно способствовать сохранению офицерских кадров (рис. 4).

Приведенные данные свидетельствуют о еще одной субъективной проблеме реализации НИС – недоверие офицеров к вводимым новшествам, которое основано на объективных факторах: неисполнение государством текущих обязательств, недостаточная стабильность в стране в период реформ и модернизации многих социальных институтов и т. д.

Одномерный анализ данных социологического исследования, проведенного СЦ ВС РФ среди молодых офицеров, позволил определить те условия НИС, с которыми они не могут согласиться даже при неполной информированности Среди условий НИС, о которых знают опрошенные офицеры, самым непопулярным оказалась цена, по которой оплачивается 1 кв. м. жилой площади.

Справочно. Расчетная стоимость 1 кв. м жилплощади в приводимых представителями Минобороны России конкретных примерах действия НИС составляет 11 800 руб. за «квадрат». Или, с учетом планируемой инфляции, 37 тыс. руб. за три метра в 2005 г. и 40,6 тыс. руб. – в 2006 г. Если учитывать, что размер денежной суммы, поступающей ежегодно на именной накопительный счет, не уменьшится, реальная денежная сумма, которая будет предоставлена военнослужащему по договору целевого жилищного займа за три года участия в НИС, составит не менее 120–130 тыс. руб. (без учета доходов от инвестирования накоплений, на существенный размер которых вряд ли стоит рассчитывать). Реально оценивая ситуацию, следует признать, что участник НИС с 120–130 тыс. руб. «в кармане» вряд ли будет привлекательным клиентом на рынке жилья в Москве или Санкт-Петербурге и еще многих крупных российских городах.

Стоимость жилья на конец 2005 г. в Москве на первичном рынке составляет 58912 руб. (2104 у.е.) за кв. метр. На вторичном рынке жилья: в панельных домах – 59 080 руб. (2110 у.е.), в кирпичных домах – 76 944 руб. (2748 у.е.). Разброс цен на жилье по стране очень большой. Рынок в Калининграде, Сочи, Екатеринбурге, Перми и других промышленных городах с отставанием примерно в два года повторяет московский.

В Ульяновской области самая низкая стоимость жилья среди регионов Приволжского Уральского округа. Один кв. метр жилья в новостройке стоит в среднем 12 500 руб. Самые дорогие квартиры в округе в Нижегородской области: стоимость кв. метра на первичном рынке достигает 22 800 руб.

В Новосибирске на первичном рынке квартиры повышенной комфортности в среднем стоят около 28 952–33 600 р. (1034–1200 у.е.) за кв. метр, в перспективных районах средней удаленности и приближенных к центру – 22 400–25 200 руб. (800–900 у.е.) за кв. метр, на окраинах – 15 400–21000руб. (550–750 у.е.) за кв. метр. В Магнитогорске стоимость жилья в восточной зоне Правобережного и Ленинского районов составляет от 6000 до 9000 руб. за кв. метр одно- и двухкомнатных квартир. В Хабаровске метраж двухкомнатной «элитки» может составлять от 70 до 100 кв. м при средней стоимости кв. метра жилья 42 000 р. (1500 у.е.). Для сравнения: стоимость кв. метра в «типовой многоэтажке» на вторичном рынке – 19 600–22 400 (700–800 у.е.).

Вторая проблема, которая волнует молодых офицеров относительно действия НИС – это неопределенность гарантий по страхованию ипотечного жилья и сумм, находящихся на личных счетах.

Также офицеров не устраивают сроки реализации НИС, нормативы, определяющие количество кв. метров на одного члена семьи, и ограничения по составу участников.

По мнению многих исследователей НИС, регулируемая положениями Закона, в сложившейся ситуации нуждается в дополнениях и изменениях. Что же думают по этому поводу молодые офицеры? Анализ ответов респондентов на открытый вопрос об условиях, на которых они стали бы участвовать в НИС),* показал, что при реализации этого проекта следует обратить внимание на ряд моментов, связанных с суммами, сроками, механизмом, гарантиями НИС и др.

1. Сумма.

1.1. Увеличение суммы ежегодных выплат.

«Нужно платить больше денег (низкие цены за 1 кв. м, если бы цена была реальной, рыночной и т.п.).

Если бы стоимость 1 кв. м составляла 28 тыс. руб. Не устраивает первоначальная сумма.

Увеличить накапливаемую сумму до 60 000 руб. в год.

Размер кредитования должен быть около 90 тыс. руб.».

1.2. Соответствие сумм выплат реальной цене жилья.

«Если бы сумма выплат реально зависела от стоимости 1 кв. м и от изменений на рынке недвижимости, инфляции и т.д.

Если бы при формировании суммы ежегодной выплаты учитывалась реальная рыночная цена за 1кв. м жилья».

1.3. Главное, чтобы к сроку реализации накоплений сумма соответствовала стоимости квартиры в том городе, в котором мне нужно.

Если бы стоимость 1 кв. м к концу ипотеки соответствовала стоимости 1 кв. м в Москве».

2. Сроки.

«Если бы после трех лет службы обеспечили бы жильем в городе, котором захочу.

Если бы сроки реализации были меньше (оптимизация сроков реализации).

Предоставление жилья в течение 1–2 лет после начала участия в программе».

3. Ближайшая перспектива.

«Если бы после подписания первого контракта дали квартиру.

Если бы можно было сразу (в течение года) получить квартиру, а потом платить за нее в ходе службы.

Если бы можно было купить квартиру сразу, а не в туманном будущем, а если через 2–3 года сократят?»

4. Механизм.

«Отслужил год, заплатите деньги – я сам и распределю, и накоплю.

Единовременная выплата денег в течение 3 лет.

Деньги платить ежемесячно в соотношении до пенсионного возраста 20 лет – 100%.

По прибытии к месту службы выплачивать 25–50%, остальное – в течение следующих 15 лет.

Если все оплатит государство.

Если бы при увеличении выслуги лет коэффициенты, при выплачивании суммы процентов за кредит, были уменьшены.

Накапливать надо не деньги, а квадратные метры, а затем выплачивать в зависимости от накопленных кв. метров сумму, равную 1 кв. м в Москве».

5. Особенности реализации.

«Если бы учитывался состав семьи.

Если бы всех офицеров и прапорщиков включили в НИС (расширить состав участников).

Если бы учитывалась сумма процентов за кредит, которую придется платить после его оформления. Если бы не нужно было делать первоначальный взнос.

Чтобы учитывался имеющийся срок службы.

При своевременном и четком информировании о том, что происходит в реализации НИС.

Беспроцентная ссуда банка на 12 лет и все.

При условии реального повышения заработной платы.

При условии возможности использования накоплений на другие нужды.

Если бы у меня было служебное или иное жилье, где можно было жить до момента покупки жилья.

При снижении процентной ставки по ипотечным кредитам у банков и увеличении срока погашения кредитов (улучшение условий выдачи ипотечных кредитов)».

6. Гарантии.

«Если все, что обещают – выполнят.

Если бы было гарантировано, что выплаты (сумма) будут индексироваться при повышении рыночной стоимости жилья.

При твердых гарантиях и четко сформулированных условиях и обязательствах.

Если мне дадут 100%-ю гарантию».

Итак, социально-экономический и правовой анализ новой системы обеспечения жильем военнослужащих, подкрепленный анализом данных социологического исследования мнений молодых офицеров о НИС, а также результатами вторичного анализа статистических и социологических данных, позволил выделить три группы объективных и субъективных проблем, которые при определенных обстоятельствах могут осложнить достижение целей и выполнение задач НИС.

Социально-экономические проблемы

Размер накоплений не соответствует рыночным ценам на жилье (ежемесячные выплаты, а значит, и общая сумма). Таким образом, не может быть осуществлено установленное законом право военнослужащего приобрести жилье в том месте, где он захочет. В Законе нет дифференциации выплат в соответствии с ценой жилья в разных регионах и населенных пунктах. Поэтому существенно сокращаются возможности приобретения жилья вкрупных административных центрах без привлечения собственных или заемных средств. Эти условия ставят офицера перед необходимостью приобретения жилья согласно социальным нормам, но в сельской местности, поселках или мелких провинциальных городках или использования личных сбережений для решения целей и задач НИС.

Ситуация на рынке ипотечного кредитования, условия НИС и доходы военнослужащих лишают офицеров возможности взять ипотечный кредит после трех лет накоплений.

Справочно. Размер предоставляемого кредита (займа) не должен превышать 70% минимальной из сумм оценки приобретаемого жилья и продажной стоимости квартиры. Сумма кредита (займа) зависит от дохода семьи военнослужащего и рассчитывается исходя из того условия, что ежемесячные выплаты по возврату кредита (займа) и уплате процентов по нему не превышают 35% от совокупного дохода заемщиков. В случае если заемщик вносит больше 50% собственных средств в счет оплаты стоимости квартиры, ежемесячные выплаты могут достигать 40% от совокупного дохода заемщиков.

Исходя из указанных условий, участник НИС может вычислить, что накопленные у него за 3 года 120–130 тыс. руб. могут «претендовать» на роль первоначального взноса по погашению кредита (30% стоимости жилья) за двухкомнатную квартиру общей площадью 56 кв. м в Ульяновской области (например, военнослужащий женат и имеет одного ребенка). При этих условиях ему придется доплачивать еще порядка 72 500 руб. из своих личных сбережений (1 кв. м – 12 500 руб., стоимость 54 кв. м – 675 000 руб., 30% – 202 500 руб.). К указанной сумме необходимо добавить и те расходы, которые военнослужащий должен будет произвести на регистрацию жилья и различные виды страхования.

Размер жилищных накоплений не учитывает состав семьи военнослужащего. Вне зависимости от количества членов семьи размер ежегодных начислений на именные накопительные счета военнослужащих является одинаковым для всех.

Эффективность расходования бюджетных средств на накопительно-ипотечную систему вызывает серьезные сомнения. За военнослужащего, приобретающего жилье по ипотеке, государство будет платить в расчете на квадратный метр не менее чем в полтора – два раза больше, чем на этапе инвестирования.

Привлечение средств военнослужащих для оплаты ипотечного кредита в условиях крайне низкого денежного довольствия является попыткой переложить ответственность государства на плечи самих военнослужащих, что приведет к еще большему ухудшению материального положения военнослужащих и их семей.

Справочно. Расчетные материалы, представленные в обоснование законопроекта, подготовлены на основе благоприятных прогнозов и совершенно не учитывают реальной ситуации и тенденций на рынке жилья. Так, даже при 6%-м росте цен на жилье – а с 2000 г. их рост был гораздо более значительным – покупательная способность накоплений одного участника системы к 2024 г. достигнет лишь 29 кв. метров, а не 83,6, как указано в сопровождающих законопроект документах.

Очень важный вопрос – насколько жестким будет контроль за деятельностью тех управляющих компаний, которые получат накапливаемые деньги военнослужащих в доверительное управление. По расчетам военных экономистов, уровень рентабельности при их инвестировании должен быть выше инфляции как минимум на три процента.

Отсутствие механизмов, обеспечивающих адекватную реакцию новой системы обеспечения военнослужащих жильем на изменение цен на рынке недвижимости.

В настоящее время ситуация такова, что военнослужащему, пожелавшему, не дожидаясь окончания военной службы, через 3–4 года участия вНИС приобрести жилое помещение с помощью ипотечного кредита, не избежать дополнительных расходов из собственных средств. Участнику НИС, ставшему заемщиком, предстоит понести дополнительные расходы, которые составляют 3–4% от суммы кредита (то есть при покупке, например, двухкомнатной квартиры за 810 000 руб. (30 000 у.е.) участник НИС - молодой офицер с денежным довольствием около 10 000 руб., вынужден будет дополнительно потратить примерно 28 000 руб. (1050 у.е.)).

Справочно. Приобретая квартиру в кредит, военнослужащий в обязательном порядке должен заключить соответствующие договоры ипотечного страхования (ст. 31 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)»). Традиционно стоимость ипотечного страхования составляет 1,5% в год (0,8% – страхование жизни, 0,4% – титул, 0,3% – имущество), однако сумма, из которой высчитывают проценты, может быть разной. К дополнительным расходам участника НИС можно отнести и плату за оценку стоимости предмета залога, т. е. квартиры (100–200 у.е.), также придется заплатить банку: за рассмотрение заявления-анкеты (30–65 у.е.), комиссию за предоставление кредита (0,5–1% от суммы кредита, но не менее 350 и не более 1500 у.е.). За государственную регистрацию догово
Источник: http://www.mil.ru/849/11876/16392/index.shtml
29 июля 2008 23:34

Другие ответы
1
По заявлению представителя Федерального агентства по строительству (Росстрой) Анатолия Мишанова, все военнослужащие Российской Федерации получат жилье к 2010 году. Та часть военных, которые вообще не имеют жилье, получат квартиры в течение 2009 ... Еще
09 окт. 2009 11:21
2
Каждый год обещают но не выполняют. Вот 8 октября только что в новостях показывали как Сердюков обещал президенту страны что к такому то году столько квартир выделять. Обещение обещанием,старайтесь как нибудь сами выкрутиться из этого положения.
09 окт. 2009 13:44