Подсказка

Для эффективного поиска ответа на Ваш вопрос, выберите вопросительное слово, например "Как" и соответственно этому вопросительному слову составьте свой вопрос. Если Ваш вопрос не содержит вопросительного слова, то выберите в списке -//- и просто напишите свой вопрос.

Кто может стать депутатом? Статус депутата?

Спрашивает Андрей   19 марта 2008
Могу ли я стать депутатом? Что для этого нужно?
Ответ
Реформа местного самоуправления, в результате которой едва ли не в каждом селе появились советы депутатов, лишила депутатскую должность как таковую ореола избранности. А в преддверии выборов в Государственную и областную Думы вопрос «как стать депутатом» из предмета теории для многих превращается в практическую задачу. Наши читатели все чаще и на полном серьезе интересуются, что же необходимо для того, чтобы попасть в законодательные и представительные органы власти того или иного уровня. Этот вопрос мы адресовали председателю избирательной комиссии области Владимиру МУСТАФИНУ. Разумеется, Владимир Яковлевич не ограничился цитированием законодательства – разговор зашел об институте выборов в целом, о тех изменениях, которые он в последнее время претерпел.
– В части 2-й статьи 32 Конституции РФ закреплено, что граждане России имеют право избирать и быть избранными – как в органы государственной власти, так и в органы местного самоуправления. С реализацией активного права – то есть права голосовать – все намного понятнее и проще. Принимать участие в голосовании может лицо, достигшее 18 лет. А вот для реализации так называемого пассивного избирательного права – права избираться самому – необходимо соблюдение некоторых условий. Во-первых, существует возрастной ценз: избираться в нашей стране можно по достижению 21 года. А если речь идет о выборах президента – по достижению 35 лет. В ряде субъектов РФ региональным законодательством предусмотрен иной возрастной ценз. Например, на должность президента Чеченской республики президент Владимир Путин предложил кандидатуру Рамзана Кадырова, которому исполнилось 30. Самое главное – чтобы претендент на выборную должность был гражданином РФ. Раньше второе гражданство не было препятствием для регистрации пассивного права граждан – достаточно было просто указать его наличие. Не могут быть избраны граждане, признанные судом недееспособными, отбывающие срок по приговору суда и лица с неснятой или непогашенной ко дню регистрации судимостью за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе – за действия экстремистской направленности. Важный момент: сегодня не только уголовное, но и административное наказание может стать причиной для отказа в регистрации. Право выдвигаться теряют, например, привлеченные по статье 20 КоАП – за пропаганду нацистской символики.

– Удивляет, что до сих пор не ввели еще и образовательного ценза. В городские и сельские советы в нашей области были избраны 4018 депутатов. Буквально сразу стало очевидно, что люди не готовы работать с такими сложными законами, как 131-й ФЗ, Налоговый и Бюджетный кодексы. В результате области приходится тратить немалые средства на их обучение.

– На мой взгляд, законодатель не случайно предусмотрел возрастной ценз. К определенному возрасту человек, как правило, приобретает определенный багаж знаний и навыков, жизненный опыт. Доступность образования – тоже законодательно закреплена. Поэтому готовность избранных депутатов к своей работе – результат того, насколько они соизмеряют свои силы и возможности, в том числе свои знания.

– И все же выборы – этап, который необходимо преодолеть в первую очередь. Некоторые весьма искушены в этом, но большинство не знают даже с чего начать.

– Способов выдвижения два – это самовыдвижение и выдвижение избирательным объединением. И в том, и в другом случае кандидату необходимо заручиться поддержкой электората – закон обязывает собрать не менее 2% подписей зарегистрированных на территории округа избирателей. Разумеется, в одном случае кандидат беспокоится о себе сам, а в другом, когда за ним стоит партия, процедура немного упрощается. Но в любом случае избиркомы проверяют подлинность собранных подписей. Для регистрации в качестве кандидата претенденты могут также воспользоваться институтом избирательного залога. На выборах в органы МСУ он составляет 50 тысяч, на выборах в областную думу – 52,5 тысячи. Некоторые избирательные объединения – ЕР, ЛДПР, КПРФ и другие парламентские партии – могут выдвигать своих кандидатов без залога и сбора подписей. Достаточно только решения соответствующего съезда или конференции.

– Пожалуй, один из самых интересных вопросов – каков размер избирательного фонда и откуда он берется?

– Избирательный фонд формируется за счет собственных средств кандидата – максимум на 50% (!). А также за счет денежных средств избирательного объединения – максимум на 50%, добровольных пожертвований юридических и физических лиц – максимум на 50% и 5% соответственно. Что касается выборов в органы местного самоуправления, размер добровольных пожертований там дополнительно ограничен: 20 тысячами рублей для юридических лиц и 2 тысячами – для граждан. Иностранные государства, иностранные юридические и гражданские лица, несовершеннолетние, органы государственной власти, государственные и муниципальные учреждения выступать в качестве жертвователей, как и анонимные граждане и юридические лица, не могут. Пожертвования, внесенные анонимно на счет, открытый кандидатов в отделении Сбербанка, подлежат зачислению в областной и местные бюджеты – в зависимости от выборов.

Поэтому хочу предупредить всех заинтересованных лиц: если вы решили материально поддержать того или иного кандидата, делайте это открыто и рамках закон. А тем, кто собирается в будущем баллотироваться, особенно в городские и сельские советы, хочу напомнить: если есть возможность обойти своих избирателей по дворам, создавать избирательный фонд совсем не обязательно – закон это разрешает.

Максимальный размер избирательного фонда сегодня составляет 500 тысяч на выборах в органы МСУ, и 350 тысяч рублей – на выборах областного уровня. В Пензе – уже 500 тысяч, в соседней Самаре – увеличился до 3 миллионов. На протяжении длительного времени мы пытаемся подсказать областным законодателям, что размер избирательного фонда по выборам в представительные органы власти на территории области останется одним из самых низких в РФ. Поэтому будем весьма пристально следить за затратами кандидатов в областную Думу – чтобы за 350 тысяч они не выходили. А соблазн велик. Так зачем создавать ситуацию, в которой неизбежно будут привлекаться теневые средства? Кстати, если превышение выльется в определенные проценты (этак 5% с хвостиком) – санкция вплоть до отказа в регистрации.

– Самые популярные статьи предвыборных расходов – полиграфия, оплата труда сборщиков подписей и агитационных материалов в СМИ. В последних зарегистрированные кандидаты не всегда сдержаны. Но если в размещении коммерческих статей или сюжетов редакции вправе – по этическим соображениям – отказать, то разыгранные в ходе жеребьевки бесплатные печатные площади и эфир предоставить обязаны…

– Сегодня закон строго определил, для чего может быть использован информационный ресурс: для рассказа о собственной программе и программе своей партии. Запрещено призывать к действиям экстремистской направленности, оправдывать экстремизм, расовую и национальную рознь, демонстрировать нацистскую атрибутику, привлекать к агитации несовершеннолетних. Запрещено призывать голосовать против какого бы то ни было кандидата, партии, предсказывать возможные последствия избрания либо неизбрания конкретного кандидата. Последнее не относится к «круглым столам» – во время публичных дебатов не запрещено дискутировать, критиковать. Не секрет, что поправки направлены на то, чтобы предвыборные кампании проходили в более цивилизованном русле. Хотя, конечно, мгновенно этого не произойдет – понадобится время, чтобы система избирательных комиссий и политические партии заблаговременно к этому подготовились.

– На этом законодательные новшества не заканчиваются. С предвыборных гонок всех уровней сняли кандидата «против всех».

– В ряде демократических стран этот институт тоже отсутствует. Голосование против всех – специфический элемент российской избирательной системы. Хотя, считаю, что перемены несколько преждевременные. Необходимо было учесть нашу российскую действительность, наш менталитет. Ведь долгое время люди, приходя на выборы, видели в бюллетенях графу «против всех» и кто-то в ней ставил отметку, если не находил среди претендентов достойных. Для системы избирательных комиссий, для власти, для специалистов это служило своего рода барометром, свидетельством того, что на данной территории непорядок, поводом что-то или кого-то менять.

– Есть мнение, что голосование «против всех» – самая пассивная форма демонстрации протестных настроений, что она расхолаживала – граждане не пытались выдвинуть из своего числа достойную альтернативу.

– Нельзя все время возлагать ответственность только на граждан! А где остальные участники избирательного процесса, где политические партии и кандидаты, которым важно доверие избирателей? Они должны эффективнее и продуктивнее работать.

– Отмена порога легитимности, в свою очередь, дала повод говорить о том, что бюджеты просто-напросто хотят сэкономить на повторных выборах, а в результате власть в стране могут избрать три-четыре пришедших на выборы человека.

– Законодательство допустила подобные крайности теоретического плана. Однако давайте посмотрим на нашу область: где-нибудь и когда-нибудь, в том числе на прошедших 11 марта выборах, явка дала повод сомневаться в легитимности избранной власти? Нет. К тому же идти или не идти на выборы – это констутуционное право, выражение воли людей. Так же как и отданный за кого-то из претендентов голос. А что хорошего, когда одни голосуют несколько раз, но при этом их голоса не учитываются – только потому, что кто-то другой голосовать не пришел?

– Мы не случайно в который раз констатируем, что выборы – всегда конфликт интересов, и лишь отчасти – их совпадение. И депутаты порой быстро забывают «миг единения» с избирателями. Но при этом получается, что депутат может сложить с себя обязанности, когда пожелает, а избиратели фактически не могут воздействовать на разочаровавшего их избранника.

– Действительно, депутату достаточно написать заявление, чтобы досрочно прекратить полномочия. Отзыв же – процедура и впрямь труднореализуемая. Если и найдем примеры, то даже в целом по РФ их единицы. Сегодня, рассуждая об ответственности депутата перед избирателями, мы говорим про этические нормы. Следует, на наш взгляд, регулировать их правом. Например, раньше депутат мог избраться от одной партии, а затем примкнуть к другой. Теперь законодательство, в том числе областное, это запрещает. Иначе депутат потеряет мандат. В случае с представлением и отстаиванием депутатом интересов избирателей возможен похожий, законодательно закрепленный механизм.

В то же время нельзя постоянно и поспешно править избирательное законодательство. Мы не раз предлагали ввести мораторий на внесение в него поправок – по крайней мере за полгода до выборов. Не только потому, что нам необходимо успеть обучить его тонкостям деятельности членов избирательных комиссий всех уровней. А в первую очередь для того, чтобы законотворчество осуществлялось в интересах граждан России.

Источник: http://www.nedelia.ru/?nums-2007-012-page10
19 марта 2008 15:28

Другие ответы
1
Кто может стать депутатом? Депутатом может быть избран дееспособный гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин РФ: 1) осужденный к лишению свободы за совершение ... Еще
19 марта 2008 15:36
2
Депутатом какого законодательного органа государственной власти? Государственной Думы Федерального собрания РОссийской Федерации? Законодательного органа госудкрственной влпсти субъекта РФ? Депутатом муниципального собрания депутатов? ... Еще
24 дек. 2009 10:10
3
Выкиньте эту мысль из головы. На сегодняшний день возможности стать депутатом у простого человека практически нет. Случайных людей туда не берут. В нашей стране теперь стать депутатом может только очень богатый человек. Обратите внимание, около ... Еще
21 февр. 2010 20:04