Подсказка

Для эффективного поиска ответа на Ваш вопрос, выберите вопросительное слово, например "Как" и соответственно этому вопросительному слову составьте свой вопрос. Если Ваш вопрос не содержит вопросительного слова, то выберите в списке -//- и просто напишите свой вопрос.

Что является основой общения?

Спрашивает Полина Валерьевна   20 апр. 2008
XXI век -век прогресса, информации, коммуникаций...
Общительные люди всегда являются объектом внимания, симпатий; успешность карьеры во многом зависит от умения расположить к себе собеседника
Что же, по вашему мнению, служит истоком коммуникативности человека?
Ответ
Как только не именуют человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo faber (человек производящий), и homo ludens (человек играющий). Но с не меньшим основанием его можно назвать, и homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Пётр Чаадаев остроумно отметил: “Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе”. И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.

Следует сразу же определиться с соотношениями понятий «общение» и «коммуникация». Коммуникация – один из видов всеобщей связи – так называемая направленная связь. В сущности, это передача чего-либо (в том числе и информации) от одних явлений, предметов и т.д. к другим. Например, СМИ. Общение обязательно предполагает коммуникацию (направленную передачу информации) в качестве одного из элементов, но не сводится к ней. Иначе это обедняет понятие «общение». В этом случае общение предстаёт, прежде всего, как субъектно-объектное отношение.

Общение же должно носить двусторонний характер процесса, обязательно предполагает обратную связь и по своему содержанию значительно богаче, чем просто примём и передача информации. Оно есть сложная система взаимодействия двух или более людей. Акт общения имеет место тогда, когда человек, вступающий в контакт с другим человеком, видит в нём себе подобного и себе равного и рассчитывает на активную обратную связь. Таким образом, общение, прежде всего, это субъектно-субъектное отношение.

Однако следует отметить, что во многих случаях в научной и популярной литературе авторы используют понятие «общение» и «коммуникация» как синонимы.

Общение, как процесс следует рассматривать как совокупность объективных потребностей, определённых интересов, целей, структуры, средств, техники общения, конечных результатов. Возникнув, оно проходит ряд этапов и фаз, характеризующихся определённой продолжительностью.

В качестве основополагающего стимула взаимодействия между людьми выступают объективные потребности.

Основой общения, его «пусковым моментом», исходной внутренней причиной является потребность в другом человеке, в общении с ним. Причём, другой человек может выступать и как самоцель (например, потребность в собеседнике – слушателе или наставнике), и как условие выполнения некоторой некоммутативной деятельности. «Опредмечивание» данной потребности посредством выбора конкретного человека, способного в той или иной мере исчерпать её, и установление с ним контакта – важный момент в развитии общения.

Э. Фромм сформулировал пять основных, фундаментальных потребностей: 1) потребность в «человеческих связях» – потребность в чувстве «мы»; 2) потребность в «самоутверждении», в утверждении своей значимости, в престиже; 3) потребность в «привязанности», в тёплых отношениях, в любви; 4) потребность в «самосознании», потребность быть индивидуальностью, получать от других признание; 5) потребность в системе «ориентации и объекте поклонения» (перед кем-то благоговеть, к кому-то относиться с презрением, враждебностью и т.д.).

Общение предполагает взаимный интерес обоих партнёров. Если таковой имеется, то общение может быть продуктивным. В противном случае связи могут легко разрываться. Но может быть и такой вариант: нет общего интереса в общении у партнёров, но невозможен разрыв (совместная работа, служба при взаимной антипатии). В этом случае отношения, как правило, деструктивные. Наконец в процессе общения может присутствовать момент стихийности и неосознанности. Результат может быть двояким: либо распад («мы с тобой случайно как-то встретились, от того так скоро разошлись»), либо в процессе спонтанного общения возникает интерес к его дальнейшему продолжению.

Если общение устойчиво, то у партнёров возникают определённые целевые установки: передача различной информации; обмен опытом, знаниями; достижение взаимопонимания, общности переживаний; достижение общности действий. Отсюда ясно просматривается три взаимных стороны структуры общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.
Источник: http://www.sociology.mephi.ru/docs/kulturologia/html/gusev.html
20 апр. 2008 20:09

Другие ответы
1
НА мой взгляд, основополагающей успешного общения должна являться собственная уверенность. Уверенность в себе, в первую очередь. Уверенность в своих способностях:как ораторских, так и артистических. Уверенность в собственной компитентности в теме ... Еще
20 апр. 2008 18:58
2
-(ред. А)"Общение — это воспитание полезных привычек, добрых манер, тренировка поступков, шлифовка достойного поведения. Поэтому в общении все важно: как ты одет, как сидишь, как ходишь, танцуешь, разговариваешь с соседями, помогаешь хозяевам, с чем приходишь в ... Еще
18 июля 2010 17:18

Обладаю личным опытом