Подсказка

Для эффективного поиска ответа на Ваш вопрос, выберите вопросительное слово, например "Как" и соответственно этому вопросительному слову составьте свой вопрос. Если Ваш вопрос не содержит вопросительного слова, то выберите в списке -//- и просто напишите свой вопрос.

Что такое принцип win-win?

Спрашивает Rodnoi   16 марта 2015
В чем заключается принцип win-win, и как его можно использовать в повседневной жизни?
Ответ
Принцип win-win означает, что в каком-то совместном деле нет проигравшего, а оба человека/компании выигрывают.

Есть самая популярная схема взаимодействия: "выиграл-проиграл".
По ней, если вы достигаете своей цели, то вторая сторона проигрывает. Сюда относятся все сопернические схемы: например, начальник сказал на работе: "кто больше всех сделает продаж в этом месяце, тот получит путевку в Крым!"
Вроде как хороший стимул, но что происходит по факту:
1. Люди перестают друг с другом делиться опытом.
2. Перестают помогать друг другу.
3. Возможно, даже, стоят козни.
4. Если у кого-то есть изначально преимущество, то он им пользуется по полной (например, начальник отдела забирает себе всех "теплых клиентов" и продает им больше всех, а подчиненным отдает только "холодных").

Результат может получиться не тот, который нужен всей фирме. Про того же начальника отдела можно предположить, что он супер спец по холодным продажам, а его подчиненные - нет. И в итоге суммарная прибыль меньше, чем та, что могла бы быть, если бы все друг другу помогали.

Бывают ситуации, в которых эта схема единственно возможная. Например, состязание двух команд по футболу в финале кубка мира :)

========

Также есть схема "Проиграл-выиграл".
По этой схеме вы идете на уступки, чтобы вторая сторона получает то, что она хочет.
В этой схеме вы по какой-то причине не готовы отказаться от сотрудничества, но и не можете настоять на своем, идете на уступки.
Например, оказывая услуги, вы согласились занизить стоимость сметы без уменьшения объема работ.
В итоге вы не получаете ту прибыль, что хотели, а также рискуете тем, что, если что-то пойдет не так, то вам будет убыток.

========

"Проиграл-проиграл"
Классический пример: по суду муж должен продать машину, чтобы отдать половину денег бывшей жене, он продает машину за 1 рубль. Отдает бывшей жене 50 копеек.
Выигрывавшего нет!

========

"Выиграл-выиграл" (win-win)
Это идеальная схема! Эта схема не означает, что люди ищут компромисс (вообще часто компромисс - это схема "проиграл-проиграл", так как ни одна из сторон не получает то, что хочет в полном объеме).
"Выиграл-выиграл" реализуется только с том случае, если обе стороны на это нацелены. Они ведут упорные переговоры, раскрываются полностью перед друг другом, объясняют свои цели и вообще зачем они это хотят. И в итоге находят вариант, в котором обоим сторонам хорошо.

Примеры.
1. Вы оказываете услуги по ремонту квартир, узнали досконально, цели работы. Для заказчика вы сделали: предложили варианты, как уменьшить стоимость сметы без потери качества, то есть его цели все равно будут достигнуты (например, выбрали другой вариант мебели, который производится у вас с городе, а не тот, который надо заказывать из другой страны).
Но смета все равно больше и, хотя заказчик может ее заплатить, для него все равно это выше бюджета.
Вы рассказываете ему вашу схему ценообразования, какая заложена прибыль, почему ее вы определили в таком объеме.
В частности она нужна потому, что вы оплачиваете рекламу, развешенную на плакатах в городе по цене 50тр в месяц. В этот момент заказчик вспоминает, что у него есть связи, хорошие знакомые или что-то другое, благодаря чему, он может вам предоставить рекламу, охватывающую такой же объем потенциальных покупателей за 30тр в месяц.
Или вы говорите, что в прибыль заложены расходы на склад - а у него у самого есть пустое помещение, до которого никак руки не дойдут, чтобы сдать его.
В этот моменты вы понимаете, что вы своими силами можете сделать это помещение пригодное для складирования (небольшой ремонт) и бесплатно или значительно дешевле получить склад!

Итог:
- Стоимость ремонта снижена за счет того, что вы нашли варианты, как сделать именно то, что нужно заказчику, но за меньшие деньги.
- Вы получили более дешевый источник привлечения клиентом, на разницу в стоимости за, скажем, следующие два месяца вы снизили смету данных работ.
- Вы получили склад за меньшие деньги. Смета заказчика снижена еще на какую-то сумму.
- Заказчик получил бесплатный косметический ремонт в складном помещении, а также прибыль дополнительную (деньги, которые вы ему будете платить за помещение).
- Вы получили очень лояльного клиента, который закажет еще и будет вас рекомендовать всем!

Обе стороны в данных взаимоотношениях выиграли.

2. Другой пример.
Начальник вместо того, чтобы устраивать соперничество в компании определяет показатели так
- Если суммарная прибыль компании увеличивается, то вы всей компанией и семьями идете в экстрим парк (или любое другое место, куда ВСЕ хотят).
- Уровень зарплаты старших сотрудников, зависит частично от качества работы младших и частично от личных достижений.
- Если сотрудник структурирует свои знания и умения и передает их всем остальным, то идет поощрение такому работнику.

В итоге получается
- Сотрудникам не надо конфликтовать – их схема поощрений зависит от успеха команды. Им надо помогать друг другу. Это делает коллектив более сплоченным. Таким коллективом легче управлять, меньше разногласий, меньше головной боли начальнику.
- Сотрудники стремятся увеличить объем общей прибыли, а не продажи на каждого отдельного сотрудника .

Коллектив работает как раз по принципу «Выиграл-выиграл» - никто не хочет, чтобы его коллеги «проиграли», так как это не поможет никому достичь общей цели.

3. Более простой пример из повседневной жизни…
Вы хотите на озеро, а жена в огород. Что делать? Начинаете разбираться.
Вы хотите на озеро почему: рыбалка? Собрать грибы вокруг озера? Посидеть у водоема?
Жена зачем хочет в огород: работать? Загорать? Пообщаться с соседями?
В итоге вы ищете вариант, который всех обрадует: едете на другое озеро, где классный пляж и есть лесок с грибами или есть рыба, зовете соседей по огороду с собой и во время отдыха планируете то, как вы измените ваш огород, что в нем надо доделать, и планируете это сделать в следующие выходные.

=====

Есть еще одна схема… Win-win работает только тогда, когда все хотят ее достичь. Это не всегда легко, но почти всегда возможно. Так вот, когда вторая сторона не стремится к тому, чтобы достичь результата Win-win, то рекомендуется использовать "Выиграл-выиграл или не связывайся".

Потому что "выиграл-проиграл" схема не всегда выгодна даже тому, кто выигрывает, так как результаты, которые получает она от этой схемы не всегда дальновидны (продали дороже – про вас потом будут говорить, что вы накручиваете).
"Проиграл-выиграл", сами понимаете, что она неприятна проигравшей стороне.

Схема win-win открывает новые возможности и горизонты для сотрудничества.
Рекомендую книгу Стивена Кови "7 навыков высокоэффективных людей", в ней хорошо описаны принципы данной схемы сотрудничества.
02 апр. 2015 05:52

Обладаю личным опытом


← Показать все ответы
Комментарии
  • 03 апр. 2015 05:46

    Отличный ответ, и опыт такого сотрудничества у Вас есть, подтверждаю :)).