Подсказка

Для эффективного поиска ответа на Ваш вопрос, выберите вопросительное слово, например "Как" и соответственно этому вопросительному слову составьте свой вопрос. Если Ваш вопрос не содержит вопросительного слова, то выберите в списке -//- и просто напишите свой вопрос.

Какие источники предчувствия (предвидения), вы можете назвать?

Спрашивает Администратор   08 нояб. 2008
Предчувствие (предвидение) — свойство человеческого организма видеть или каким-либо образом чувствовать события еще не состоявшегося будущего.
В последнее время все чаще сталкиваюсь, что некоторые люди обладают предчувствием в некоторой большей степени, чем все остальные. Источником этой способности является множество факторов, но самый легко объяснимый это опыт. При появлении определенных событий, в человеческом мозге срабатывает либо на уровне сознания или же подсознания некоторая последовательность действий, на основании которой он делает предвидение, а неспособность объяснить это предвидение самим предвидевшим называет «предчувствие».
Еще одним источником предвидения является способность выстраивать множество возможных вариантов, в этом нам помогает фантазия, и выбирать наиболее вероятный исход событий, опираясь при этом чувства элементарной логики поведения людей.
Вопрос к творческим людям, какие источники Предчувствия (предвидения), вы можете назвать?
Только давайте не трогать астрологов и прочих, которые набивают свои карманы за счет человеческой глупости.

ИНТЕРЕСУЕТ КОНКРЕТНО ИСТОЧНИК предчувствия (предвидения) И КРАТКОЕ ПОЯСНЕНИЕ
Ответ
Вот интересная информация на эту тему:

1.2. Теории времени и предвидение

Необратимость – это свойство систем, а не времени.

С.М.Коротаев.

Современное прогнозирование, отказавшись создавать «науку о будущем» и заменив ее «исследованием будущего»[1] упустило феномен настоящего, во время которого и происходит акт предвидения. Другими словами, отнеслось пренебрежительно к самому моменту предвидения, подразумевая, что процесс научного предвидения не зависит от времени, что опрос экспертов может выдать валидный[2] результат, что сам прогнозист никак не зависит от настоящего, то есть не должен руководствоваться научной интуицией, исследуя будущее или прошедшее. Современное научное прогнозирование не учитывает настоящий момент, играющий ключевую роль в предчувствии и предвидении. Именно в настоящем приходит нам постижение истины через осознание себя и мира. Современная наука не учитывает того мгновения, которое называется настоящим, и которое содержит в себе будущее и прошедшее одновременно.

М. Persinger анализировал случаи объективно доказанных предсказаний смерти и болезни родственников сензитивами и одновременно геомагнитную активность во время предсказаний. Все случаи были верифицированы реальными событиями.[3] Оказалось, что в день предсказания, за семь дней до и после предсказания геомагнитная активность была ниже, чем среднемесячные данные года. Была высказана гипотеза, что высокий фон геомагнитной активности маскирует эффект перцепции.[4] Если перцепция наблюдалась в дни магнитных бурь, то предсказание оказывалось неточным. М. Persinger в экспериментальных исследованиях[5] также обнаружил, что пси-эксперименты успешнее в дни полнолуний, это относится также к предсказательным (телепатическим) и проскопическим[6] сновидениям.

Время как предмет исследования

Что такое время? Каждый из нас чувствует, что вопрос этот очень важен, а ответы крайне неясны. Время неудержимо меняет Мир вокруг, но мы храним о нем память; время неизменно тает, но идет в немыслимо строгом темпе. Нас повсюду окружают часы, но что же мы измеряем, когда измеряем время? Время есть первый инструмент науки, с его помощью исследуются все движения, изменения, периоды, колебания, все силы и стихии природы. Но все определяя, время само остается неопределенным. А все попытки описать его мало удовлетворяют, природа времени остается неясной. И, тем не менее, такие попытки множатся. Время и пространство начинают изучать. О них создается особая наука. Такая наука создается в виртуальном Институте исследований природы времени. Учредил Институт Российский междисциплинарный семинар по изучению феномена времени, который непрерывно работает в МГУ с 1984 года.[7]

Нелишне упомянуть и о Международном Обществе по Изучению Времени, которое является профессиональной организацией ученых и гуманитариев, интересующихся идеей времени и той ролью, которую время играет в физическом, органическом, интеллектуальном и социальном мире.

Почему необходимо междисциплинарное изучение времени?

Время — фундаментальная черта физической вселенной. Оно тесно связано с процессом жизни. Человеческий разум способен формулировать и следовать долговременным планам, предвидеть, а также встречать непредвиденные обстоятельства, используя преимущества долговременной памяти. Течение времени затрагивается всеми великими религиями и философиями, находит разнообразное выражение в литературе и искусстве.

Несмотря на то, что время является непременным атрибутом всех человеческих знаний и способов выражения, до основания в 1966 году Международного Общества по Изучению Времени (МОИВ) не предпринималось систематических попыток исследовать природу времени, привлекая коллективную мощь научного знания и гуманитарных прозрений.

Участники общества убеждены, что если существует нечто единое в исследованиях природы времени, проходящее сквозь различные сферы человеческого знания, то оно, вероятно, откроется в процессе работы.

Предполагается построение универсальной теории времени в результате междисциплинарных усилий. Дисциплины, представленные членами Общества, включают в себя антропологию, астрономию, биологические науки, геологию, историю, лингвистику, литературу и искусство, математику, медицину, музыку, политологию, право, психологию и психиатрию, религию, социологию, физику, философию и экономику.[8]

Проблема времени сопряжена с комплексом общенаучных и философских понятий. Среди них существуют, по мнению И.Н.Гансвинда[9], пары антиномичных взаимно дополнительных концепций, имеющих корни почти во всех философских школах и в истории естествознания. Есть субстанциальная и реляционная, статическая и динамическая концепции времени. Это множество несводимо к одной фундаментальной модели. Каждая из существующих моделей времени находит соответствие в той или иной физической теории. Сами же свойства времени, такие как непрерывность - дискретность, обратимость - необратимость являются взаимно дополнительными.

У Ньютона «время само по себе и по своей собственной природе, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно». В картине мира классической теории время субстанциально, выступает как самодостаточная сущность, оно абсолютно и непрерывно. Ходу времени подчиняются все тела и физические явления природы, осуществляется абсолютный синхронизм[10], но сами эти тела и явления не оказывают на ход времени никакого воздействия.

Лейбниц отстаивал реляционную концепцию. Он считал "пространство, так же как и время, чем-то чисто относительным: пространство - порядком сосуществований, а время - порядком последовательностей. Современная реляционная концепция времени находит опору в специальной теории относительности, рассматривающей время как систему отношений между физическими событиями и телами. Пространство-время определяется как множество всех событий в мире, связанных общей структурой отношений воздействия одних событий на другие и ничем иным. В этой структуре фундаментальную роль играет предельная скорость передачи сигналов. Вопрос о следовании событий во времени теряет смысл, если между ними нет возможности взаимодействовать.

Другую антиномичную пару образуют статическая и динамическая концепции. В статической модели все события рассматриваются как существующие[11]. Ничего само по себе не возникает и не исчезает; сознание встречается с различными событиями и фиксирует их как моменты настоящего. Временные отношения этой концепцией не отрицаются, но сводятся к отношению "раньше-позже", заданному на универсальном пространственно-временном многообразии, наделенном метрикой и топологией. В статической модели, стрелы времени не существует. Неожиданный физический смысл эта концепция получила у Дж.Барбура[12], где он устранил различие между прошлым и будущим.

Динамическая концепция ранжирует все события на временной шкале как прошлые, настоящие и будущие. События приходят из будущего в настоящее, обретая свою подлинность, и уходят в прошлое, но не бесследно. Развитие предполагает образование нового и преемственное влияние прошлого на будущее, сохранение цельности, неизменной идентичности при наличии изменений. Динамическая концепция видит время как линейную структуру.

Концепции необратимости и обратимости времени также образуют парную оппозицию.

Структура времени связана с характерами процессов, отражающих его природу. Можно говорить о циклическом, линейном, ветвящемся и фрактальном времени.

Циклическая структура времени не допускает необратимости. Идея цикличности как первоосновы мира известна со времен античности и Древнего Китая. Цикл или круг - символы вечности. Жизнь на Земле согласно этому взгляду на время организована в виде замкнутого причинно обусловленного кругового процесса, допускающего эволюционные изменения в характере поддержания цикличности, но не допускающего потери самой цикличности. Цикличность является способом сохранения устойчивости, гомеостаза всего сущего от небесных тел до общественных структур. Современной общественной науке известны более 1380 типов цикличности.

В циклической модели превалирует функция, это мир функционирования, в нем ничего не появляется и ничего не исчезает; время - это длительность, измеряемая множеством циклов и оно дискретно.

Ветвящаяся структура времени находит опору в квантовой механике. Согласно многомировой интерпретации Эверетта волновая функция описывает все возможные типы вселенных вместе с живущими в них разнообразными наблюдателями. Мировая история расщепляется на различные возможные пути, и эти варианты реализуются, не взаимодействуя между собой. Параллельные миры должны не только расщепляться после каждого акта наблюдения или взаимодействия между субатомными частицами, но обнаружить развитие ветвлений вспять по времени. Таким образом, вероятностно не только будущее, но также и прошлое.

Идея фрактальности пространства - времени порождает необратимую Вселенную. Фрактальная организация времени свойственна системам с динамическим хаосом. Примером может служить дискретная фрактальная структура биоритмов. Работа Л.Кобелева свидетельствует о возможности мира с пространством-временем фрактальной размерности без постоянных величин.[13]

Вывод о необратимости или обратимости времени определяется временным горизонтом суждения о направленности изменений, с которыми связывается ход времени. Овеществленное, оформленное время как результат процесса необратимо.

Ни одна из работ по прогнозированию или предвидению не затрагивает категорию времени. Считаю это серьезным упущением при рассмотрении вопроса о предвосхищении будущего.

Представить несколько теорий времени, доказав тем самым, что бытующая теория времени в современной классической науке может быть поколеблена.

«Главный постулат причинной механики Н.А. Козырева – необратимость времени – парадоксальным образом привел его к выводу о возможности наблюдения будущего как существующей реальности».[14] Взаимодействие процессов (корреляции) без носителей силы взаимодействия…. Влияние будущего как материальной реальности…. Возможность наблюдения такого будущего, которое нельзя изменить[15]…. Причинность, квантовая нелокальность, слабая причинность и отношение с будущим …. Опережающее поле, запаздывающее поле…. Влияние на детекторы солнечной и геомагнитной активности с 42-х дневной опережающей корреляционной функцией… (из выступления Коротаева на семинаре 16.10.07.).

Эвереттика – квантово-технологич. теория….

Менский о других реальностях….

Вывод: Есть модели времени, допускающие возможность «наблюдения будущего как существующей реальности».

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Бестужев-Лада И.В. Обязательное предисловие // Впереди ХХ1 век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики. 1952-1999. Редактор составитель и автор предисловия академик РАО И.В.Бестужев-Лада. М.: Academia, 2000. с13.

[2] Валидность теста — действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен. Количественно валидность теста может выражаться через корреляции результатов, полученных с его помощью, с другими показателями, например, с успешностью выполнения соответствующей деятельности. Выделяют несколько типов валидности: содержательную; по критерию, или эмпирическую; понятийную, или конструктивную.

[3] Persinger M.A. Geophysical variables and behavior // Perceptual and Motor Skills, 1985. – P. 320-322.

[4] Перцепция социальная — феномен восприятия. Влияние на процесс восприятия социальных или личностных факторов, к которым могут относиться мотивация, установки, ожидания, влияние группы и т.д. Литература. (Ред.) Андреева Г.М., Донцов А.И. Межличностное восприятие в группе. М., 1981.

[5] Persinger M.A. Spontaneous telepathic phantasms of living and low global geomagnetic activity.// Am. Soc. Psyh. Res. - 1987. – V. 81.- P. 23-36/

[6] Проскопия - индивидуальная сверхъестественная способность некоторых людей выявлять прошлые и предсказать будущие события, касающиеся в т.ч. состояния здоровья. Явление проскопии не имеет научного объяснения и трактуется одними как вершина таинственной интеллектуальной и психической деятельности, другими - как цирковой трюк (медицинский словарь). Проскопия - "видение будущего"; символическое именование паранормальной сверхспособности, позволяющей поверх барьера физического времени заглянуть за завесу грядущего и рассмотреть в многомерных вероятностных структурах развивающегося мироздания линии наибольшей вероятностной плотности, которые обещают сбыться при прочих равных условиях прежде других вариантов развития; нередко ложно ассоциируется с идеей заданности, или сложенности событийных рядов в некоем трансфизическом пространстве; на самом деле видение будущего, часто реализуемое в предсказаниях, предвидениях и пророчествах, всегда корректируется реальным ходом развития жизни, опирающегося на неизменность полноты свободы воли.

[7] http://www.chronos.msu.ru/roinstitute.ht...

[8] http://www.studyoftime.org/

[9] http://www.chronos.msu.ru/TERMS/gansvind...

[10] По иному синхронизация, как теоретический конструкт, используется К.Г.Юнгом (1951 г.), и обозначает одновременное смысловое совпадение событий, которые в действительности друг с другом не связаны. Индивид может, например, многократно сталкиваться с одним и тем же феноменом, имеющим особое значение для его психической жизни, который представлен в различных вариациях (т.е. все события ассоциированы с чем–то одним). Возможность введения такого понятия была обусловлена использованием понятия архетипа, близкого по своему онтологическому статусу понятию платоновской идеи. На основе принципа синхронизации дается объяснение соотношения работы мозга и психических процессов, а трактовка самого архетипа сводится к констатации его как особой реальности, существующей синхронно (параллельно) с феноменальным миром.

[11] И эта концепция нам более всего подходит для разработки технологии социального предвидения.

[12] Barbour J. The End of Time. Weidenfeld & Nicolson, 2000; New Scientist magazine, v.164, is.2208, 1999.

[13] Kobelev L. Irreversible Universe as a Space-Time with Multifractal Dimensions. XXIV Workshop of High Energy Physics and Field Theory. Protvino, 2001.

[14] Коротаев С.М., Морозов А.Н., Сердюк В.О. Обратимость в необратимом времени. «Этот вывод подтвержден в новейших экспериментах, исходящих из более строгой формулировки козыревской гипотезы, опирающейся на современные представления о природе квантовых корреляций и возможности их выхода на макроуровень. Уравнение макроскопической нелокальности количественно проверено в длительных экспериментах с крупномасштабными естественными процессами. Для процессов с большой случайной компонентой обнаружены опережающие корреляции, превышающие запаздывающие. Большое время опережения и высокий уровень таких корреляций позволил поставить задачу о прогнозе случайной компоненты. Эта задача решена для процессов солнечной и геомагнитной активности. Точность прогнозов удовлетворительна для любых практических целей». Российский междисциплинарный семинар по темпорологии, 16.10.07. http://www.chronos.msu.ru/seminar/rindex....

[15] Вероятно, эта мысль является ключевой для предвидения неотвратимых событий, которые приходят нашему сознанию в ИСС как рок…

© 2007-2008, Сергей Антонович Кравченко Персональный сайт - http://skravchenko.ru Дата последнего изменения этого узла 30.01.2008

Сергей Антонович КРАВЧЕНКО - персональный сайт

И увидел Бог дела их,
что они обратились от злого пути своего,
и пожалел Бог о бедствии,
о котором сказал,
что наведет на них,
и не навел.

Книга пророка Ионы,
Глава 3 стих 10.

Предвидение - одна из форм предвосхищения будущего.

Prediction - one of forms of an anticipation of the future.

В отечественной философии и социологии проблемы предвидения наиболее полно отражены в работах Э-А.Араб-Оглы, И.В.Бестужева-Лады, А.М.Гендина, В.В.Косолапова, В.А.Лисичкина и др. В их работах нашел отражение поиск более точной интерпретации различных форм предвидения и его соотношения с прогнозированием.[1]

Тема конкретизации понятия социального предвидения, определения различных его форм и разграничение с другими близкими понятиями достаточно актуальна, так как термин предвидения всегда имел множество определений и часто смешивалось с другими близкими ему понятиями, такими, например, как прогнозирование, предчувствие, предсказание и др.

Если мы проведем исследование понятия «социальное предвидение» и обозначим основные подходы к нему, в том числе и его соотношение с другими близкими понятиями, то увидим, что у разных авторов встречаются разные варианты определения этого понятия. Более того, существуют и разные соотношения понятия предвидения с другими понятиями, близкими ему. Основанием такого отличия на наш взгляд являются различные методологические платформы, на которых строят свои определения авторы.

Ниже приведена таблица, где можно более наглядно сравнить определения разных авторов. Здесь представлены определения И.В.Бестужева-Лады, Ж.Т.Тощенко Л.В.Лескова, Б.С.Сивиринова и И.А.Величко.

Таблица 1.


Определение понятия «социальное предвидение»
Автор и источник

1
Предвидение – определение явлений природы и общества, относящихся к будущему или неизвестных в настоящий момент, но поддающихся выявлению. Является по существу информационным (описательно – познавательным) аспектом опережающего отражения как имманентного свойства высших форм материи.
Бестужев-Лада И.В. Энциклопедический социологический словарь. - М., 1995. с. 865.

2
Социальное предвидение представляет собой форму опережающего отражения действительности, направленную на определение общественных явлений, относящихся к будущему или неизвестных в данный момент, но поддающихся выявлению и использованию в теории и практике управления.
Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: Прометей. Юрайт,1998, с.407.

3
Знание будущего, представленное в виде образа, визуального, звукового, иногда - запаха, ощущения тепла, света и т. п., называется предвидением.
Величко И.А. Пророчество как особый способ предвосхищения социального будущего. Автореф. дис. канд. филос. наук. М. 1998.

4
Предвидение будущего – это знание альтернативных вариантов, открывающее практическую возможность управляющих воздействий на вектор исторического процесса. Поскольку спектр альтернативных «целей» эволюции – виртуальных аттракторов ясен тому, кто обладает таким знанием, можно говорить, что будущее способно оказывать влияние на ход истории. Спектр альтернативных аттракторов эволюции определяется внутренними свойствами социальной системы.
Лесков Л.В. Футуросинергетика: универсальная теория систем. Научно-учебное пособие. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. – с.50-51.

5
Предвидение - способность ожидать и оценивать будущие события с целью вырабатывать стратегию, чтобы предотвратить будущие опасности и использовать будущие возможности. Человек проявляет предвидение, будучи в состоянии развить успешные долгосрочные стратегии и будучи подготовленным к вероятным непредвиденным обстоятельствам.
Edward Cornish. Futuring: The Exploration of the Future. WORLD FUTURE SOCIETY. Web site http://www.wfs.org.

Данное определение не проанализировано в тексте.

6
Основа социального предвидения – это социальная перспектива, которая есть не просто сумма социальных объектов, представленных в образах сознания, а общее динамическое единство объектов и явлений этого социокультурно-природного мира, это «видение», которое предполагает наличие «смотрящего» субъекта.
Сивиринов Б.С. Феномен социальной перспективы в современной социологии. Методологические основания социального прогноза и управления: Дис…. д-ра социол. наук: 22.00.01. Москва, Про-Совт-М, 2005. с. 237-238.

Если мы проанализируем первое определение И.В.Бестужева-Лады, то увидим, что предвидение «является по существу информационным (описательно – познавательным) аспектом опережающего отражения как имманентного свойства высших форм материи», и человек, с его способностями к предвидению относится к высшей форме материи.

Ж.Т.Тощенко считает социальное предвидение просто формой «опережающего отражения действительности», направленной на определение общественных явлений, «относящихся к будущему или неизвестных в данный момент, но поддающихся выявлению». «Информационный аспект опережающего отражения как имманентное свойство высших форм материи» у него уже отсутствует, что может нам говорить о меньшей выраженности у данного автора методологических оснований материалистической диалектики.

Еще более сдержана в определении социального предвидения И.А.Величко, констатируя, что знание будущего, представленное в виде образа, визуального, звукового, иногда - запаха, ощущения тепла, света и т. п., называется предвидением.

Не следует упускать и временную составляющую, которая у первых двух авторов (И.В.Бестужев-Лада, Ж.Т.Тощенко) присутствует в определениях в следующем виде: «определение явлений «относящихся к будущему или неизвестных в настоящий момент, но поддающихся выявлению», тогда как у И.А.Величко отношение ко времени более определенное – «знание будущего, представленное в виде образа».

Как видим, первые два автора считают процесс предвидения в некоторой степени процессом обезличенным, лишенным какой бы то ни было субъективной составляющей, выражая это фразой «определение явлений», тогда как И.А. Величко подразумевает роль субъекта в процессе предвидения, когда говорит о «знании, представленном в виде образа». По нашему мнению, это очень значительное отличие в подходах определения понятия социальное предвидение. Первые два автора видят за понятием процесс, не выделяя роль отдельной личности в предвидении социального будущего. Для них социальное предвидение не есть поступок отдельного человека, для них это просто «определение явлений», которое протекает в каком-то внесубъективном пространстве. Что же касается определения И.А.Величко, то мы понимаем, что «знание, представленное в виде образа» не может быть коллективным достоянием, пока не возникнет в голове отдельной личности. Это важное наблюдение помогает нам внести определенную ясность и в другие определения понятий, смежные с понятием социального предвидения.

И.В.Бестужев-Лада разделяет предвидение на научное и ненаучное, а последнее на интуитивное (связанное с подсознанием), обыденное (по народным приметам на основе жизненного опыта) и мантическое (в виде пророчеств, прорицаний, «откровений», гаданий и т.п.) предвидение, считая последнее псевдопредвидением.[2] Интуитивное предвидение у него попадает в категорию ненаучных видов предвидения. По мнению Ж.Т.Тощенко «научное предвидение обычно подразделяется на естественно-научное (перспективы развития природы в целом или отдельных ее явлений) и социальное (перспективы развития личности и общества)[3].

И.А.Величко точно подмечает, что в традиционных определениях понятия предвидения именно от «степени обоснованности зависит принадлежность тех или иных предположений к определенному типу предвидения: обыденному, научному или интуитивному»[4]. При этом, так называемое подлинное предвидение отличается от интуитивного (связанного с подсознанием), обыденного, мантического и т.п., то есть неподлинного, ложного.

С нашей точки зрения, и, по мнению И.А.Величко, традиционный стереотип разделения знаний о будущем устарел и в нем смешанны понятия научного и ненаучного, истинного и ложного. Единственным показателем подлинности предвидения социального будущего может быть лишь соответствие или не соответствие действительности.

Как видно мы не можем обойти понятие научного предвидения, которое может быть определено следующим образом: Предвидение научное - вид теоретической деятельности, заключающийся в определении, описании тех или иных явлений природы, общественной жизни, психических состояний, которые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем.[5] И теперь мы можем однозначно дать объяснение фразе, которая встречается у И.В.Бестужева-Лады и Ж.Т.Тощенко, «определение явлений». Она же звучит и в классическом определении научного предвидения: «вид теоретической деятельности, заключающийся в определении, описании…», где предполагается, что наука есть коллективное творчество, и отдельные факты интуиций личности о социальном будущем не могут быть основанием для определения понятия социального предвидения.

На наш взгляд, с учетом вышесказанного, является целесообразным на данном этапе исследования сформулировать новое определение понятия социального предвидения, которое с учетом данных дальнейшего исследование будет дополнено.

Социальное предвидение является формой опережающего отражения действительности, представленной в сознании отдельной личности в виде образа визуального, звукового или иного, и направленной на постижение общественных явлений, которые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем.

Лесков Л.В., определяя предвидение как знание альтернативных вариантов, открывающее практическую возможность управляющих воздействий на вектор исторического процесса, дополняет наше определение с точки зрения футуросинергетики.[6] Его определение говорит нам больше о новом подходе в методологии познания будущего с точки синергетики, где «спектр альтернативных аттракторов эволюции определяется внутренними свойствами социальной системы».

Сивиринов Б.С., раскрывающий в своей работе[7] «феномен социальной перспективы» в современной социологии, дает новые методологические основания социального прогноза и управления, считая ее «основой социального предвидения». Его точка зрения совпадает с точкой зрения Величко И.А.. Социальная перспектива, есть не просто сумма социальных объектов, представленных в образах сознания, а общее динамическое единство объектов и явлений мира, это «видение», которое предполагает наличие «смотрящего» субъекта.

Теперь логично перейти к анализу видов конкретизации понятия социального предвидения, среди которых следующие: предчувствие, предугадывание, предвидение, предположение, прогнозирование.

И.В.Бестужева-Лады, Ж.Т.Тощенко и И.А.Величко едины в том, что социальное предвидение как абстрактная категория имеет несколько форм конкретизации. У разных авторов эти формы представлены в разной последовательности, чаще всего не имея какой-либо взаимосвязи, являясь просто «формами конкретизации предвидения». В нашей же работе мы представим эти формы в той последовательности, которая будет иметь не только логическую взаимосвязь, но и ту естественную внутреннюю связь, которая может нам подсказать направление развития технологий социального прогнозирования.

Первая из них – предчувствие (простое предвосхищение), которое может выступать, согласно Ж.Т.Тощенко, как «психофизиологическое или биологическое явление, практически присущее любому живому организму, и как социальное явление, которое находит воплощение и отражение в жизни многих людей и связано обычно с ожиданием вероятностных событий».[8] Ему вторит и И.В.Бестужев-Лада словами «свойственное любому организму», в чем мы еще раз утверждаемся, обращаясь к исследованию Н.Н.Карпицкого,[9] в котором он приходит к выводу, что «выявление первичного содержания сознания, т. е. первичной очевидности трансцендентального предчувствия, позволяет обнаружить критерий реальности», дающий человеку опору в сложной психологической ситуации и позволяет найти всегда связь с реальным миром. Если предчувствие – первичное содержание сознания, пусть даже и неопределенный его слой, но оно «основа сознания». При этом субъект рассматривается не как предпосылка сознания, но как результат переработки сознанием более первичной очевидности – предчувствия. «Субъект - это принцип, который наделяет переживание определенностью»[10]. И именно от этого субъекта зависит та неосознаваемая деятельность его сознания, которая может сделать шаг от неопределенности предчувствия в сторону большего осознания. Первичная неопределенность феноменологического потока жизни «еще не есть ощущение, чувство или мысль, но то, что предшествует им - пред-ощущение, пред-чувствие, или пред-мыслие».

Это небольшое и необходимое для нашего исследования отступление в сферу философии и психологии, без которых социология существовать не может, помогает нам более определенно взглянуть на одну из первых форм конкретизации предвидения, которая в социальном предвидении также является первой, и она непосредственно связана с личностью человека, а не является абстрактным научным понятием.

И.А.Величко выделяет в понятии предчувствия только эмоциональную составляющую, считая, что термин предчувствие фиксирует эмоциональное предвосхищение. Если считать эмоциональное предвосхищение первичным содержанием сознания, то и здесь мы достигаем совпадения смыслов.

Второй и более высокой формой конкретизации предвидения как абстрактной категории является предугадывание (сложное предвосхищение), которое присуще только человеку и выступает как вид его интеллектуальной деятельности, как размышление о будущем. По мнению Ж.Т.Тощенко предугадывание основывается только на основе личного опыта, и что оно проявляется в представлении о будущности своей личной судьбы, своей профессии, своего ближайшего окружения и контактной среды (микросреды).

Согласно И.В.Величко термин «предвидение» несколько уже, нежели то содержание, которое ему приписывают, поэтому она предлагает наиболее общее понятие, соответствующее способности предугадывания будущего, и вводит понятие «предвосхищения». Как мы видим понятие предугадывания у И.В.Величко идентично понятию предвосхищения. У И.В.Бестужева-Лады и у Ж.Т.Тощенко предугадывание является сложным предвосхищением, тогда как простым предвосхищением, как мы видели раньше, является предчувствие. Предвосхищение, таким образом, является понятием, вбирающим в себя и предчувствие и предугадывание, и в какой-то мере является синонимом опережающего отражения действительности, как «имманентного свойства высших форм материи»

Таким образом, понятие предугадывания выступает у И.А.Величко как способность и одновременно как предвосхищение, попадая в разряд имманентных свойств материи, в разряд категорий, присущих человеку изначально. Но все же она считает, что предвосхищать будущее можно по-разному, что предположения, построенные на логическом анализе конкретной обстановки, учитывающие объективные законы-тенденции, действующие в обществе, относятся к рациональному или научному предвосхищению, а те, которые основаны на личных переживаниях, эмоциях, идеалах и требованиях субъекта предвосхищения считает иррациональными или ненаучными. И те, и другие предположения по ее мнению могут быть как истинными, так и ложными.

В результате анализа появляется еще одно понятие, близкое понятию социального предвидения, - это предположение. И предположения могут быть как рациональными или научными предвосхищениям, так и иррациональными, то есть ненаучными, основанными на личных переживаниях, эмоциях, идеалах.

В определении предвидения И.В.Бестужева-Лады,[11] которое цитирует большинство отечественных авторов, понятие прогнозирования стоит на третьем месте после вышеупомянутых форм конкретизации предвидения (после предчувствия и предугадывания). Прогнозирование определяется им как специальное научное исследование перспектив какого-либо явления.

Здесь возникают особые разногласие в определении соотношения предвидения и прогнозирования. Так, если И.В.Бестужев-Лада рассматривает прогнозирование как один из уровней (или форм) предвидения, то Ж.Т.Тощенко считает, что социальное прогнозирование — не один из видов предвидения, а один из этапов процесса управления. Если предвидение ограничивается утверждением, что событие наступит обязательно, особенно не задаваясь вопросом о времени и форме реализации, то прогнозирование представляет будущее в вариантах. Изучая схему управления, которую он представляет через алгоритм, последовательно развертывающихся стадий, можно увидеть, что на первом месте этого алгоритма стоит предвидение, далее идет прогнозирование, а потом уже проектирование, программирование, планирование, социальные технологии, социальный эксперимент и социология организаций.

Предугадывание, предположение и предсказание находятся в двух разделах нашей классификации, так как они могут существовать в двух видах: для себя и для других. Другими словами, предугадывания, предположения и предсказания могут быть транслированы в социальную среду, стать известными другому субъекту, но может этого и не произойти, и тогда вся деятельность предугадывания, предположения и предсказания останется только в жизненном опыте личности, проделавшей эту работу. Данная тонкость в рассуждениях на наш взгляд очень важна в социологии, так как предугадывания, предположения и предсказания одного человека, становясь достоянием других людей, могут в значительной степени влиять на социальные процессы в обществе, и на трансформационные процессы в частности.

Как мы видим, предвидение у нас находится на субъективном уровне, что оно есть социальное предвидение, которое, согласно нашей гипотезе, значительно участвует в трансформации общества.

Теперь мы рассмотрим еще пока упущенные из-под нашего взгляда оставшиеся формы конкретизации предвидения. Таковыми в нашем случае являются предсказание и конкретное научное предвидении.

У Ж.Т.Тощенко конкретное научное предвидение может обретать вид предсказания, когда оно локализировано во времени и пространстве. Другими словами, в данном случае объем понятия предсказания уже понятия конкретного научного предвидения. У И.В.Бестужева-Лады предсказание – локализованное во времени и пространстве конкретное предвидение, где нет упоминания о его научности.

Что же касается непосредственно конкретного научного предвидения, то у первого автора оно «логический вывод из закономерностей развития определенного природного или общественного явления, когда известны причины его зарождения и функционирования и ход развития представляется в виде определенного алгоритма, а у второго – вывод из законов развития природы и общества, открытых наукой.

Внести же большую ясность в определение понятия предсказания нам поможет определение И.А.Величко, в котором предсказанием называется то предвосхищение, которое оформляется в вербальную, понятийную модель, принятую в языке.

Опираясь на последнее определение и определение И.В.Бестужева-Лады, где «предсказание – локализованное во времени и пространстве конкретное предвидение», мы можем дать свое, вносящее ясность, определение понятию предсказание. Предсказанием является такая форма предвосхищения будущего, которая оформлена в вербальную, понятийную модель, принятую в языке, и локализована во времени и пространстве.

Следует также упомянуть о высшей форме научного социального предвидения, являющегося, по Ж.Т.Тощенко определением совокупности будущих изменений, которые ожидаются в рамках всего общества и касаются всего человечества или его крупных частей.

Обращаясь к работе И.А.Величко, где она исследует феномен пророчества, который охватывает именно социальное будущее, пересматривая устаревшие стереотипы в его трактовке, можно утверждать, что у пророчества и у высшей формы научного социального предвидения есть одно общее – их основой является человеческая способность предвосхищения, которая представляет собой сложный природно-социальный процесс.

И далее мы приведем определение предвосхищению. Предвосхищение[12] – одна из основных функций человеческого сознания, его интеллектуальной сферы, выражающаяся в способности понимания будущего, и являющаяся изначально присущей человеку вне зависимости от культуры и воспитания. Оно имеет как природные, так и социальные предпосылки. Природные предпосылки являются наследием биологической сущности человека и предопределяются его психической организацией, среди них: особенности функционирования полушарий мозга, экстраполяционные рефлексы и опережающее отражение. Основной социальной предпосылкой предвосхищения является осознание отдельными личностями и обществом безусловной необходимости некоторых представлений о возможном развитии событий в будущем с целью оптимизации деятельности.

Источник: http://www.skravchenko.ru/Prediction.htm
09 нояб. 2008 06:56

Другие ответы
1
в голове есть отдел мозга который отвечает за интуицию. Интуиция – это бессознательный процесс, результат которого представляет собой вторжение бессознательного или сверхсознательного содержимого – внезапной идеи или предчувствия – в ... Еще
08 нояб. 2008 15:53
Комментариев: 1 
2
Одна знакомая видит вещие сны . реально видит маленьких детей и на утро узнаёт ,что какая-то знакомая беременная . Может сон - это тоже источник .
08 нояб. 2008 21:05
← Показать все ответы
Комментарии
  • 10 нояб. 2008 06:58

    Конечно статья хорошая, но я просил

    ИНТЕРЕСУЕТ КОНКРЕТНО ИСТОЧНИК предчувствия (предвидения) И КРАТКОЕ ПОЯСНЕНИЕ

  • 31 марта 2010 22:06

    Предвидение проверяется: разумом, если есть, и временем...

    КТО МЫ? ОТКУДА? КУДА ИДЕМ? ЧТО НАС ЖДЕТ?

    Ответы дает сенсационное открытие - ключ к тайнам мира и грядущего

    АПОКАЛИПСИС — НЕ АРМАГЕДДОН — КОНЕЦ СВЕТА, А ЖАЛКОЕ БУДУЩЕЕ — ПО-АРИЙСКИ!

    Многие обсуждаемые вопросы имеют ответы -- неожиданные. Это стало возможным благодаря методике декодировки слов во всех языках с помощью живого и ныне диалекта данного Свыше арийского праязыка человечества. Главное – доказательство субъективной реальности... Господа Бога! И это – не вопрос веры, а знания и наличия разума.
    Обращаюсь ко всем людям доброй воли! Сокрытая правда о прошлом – знание тайн настоящего и возможность спастись в будущем! И это в наших силах – если захотим! Сделано судьбоносное для цивилизации открытие, меняющее мировоззрение и навязанные представления о мире – доказуемые факты о реальном прошлом, тайнах настоящего и угрозах будущего. Об этом в статье “Код разума“ в журнале «Горцарар» N 7/9 за 2009 г. и на его информационном сайте (http://gortsarar.ru/files/code.pdf), что лишь часть пока известного о происходящем. Апокалипсис уже идет – если знать, что это значит, как и море иной информации. Новая Эра – Новый Мир: эта техногенная цивилизация обречена, а мы или станем более человечными, или сгинем. Но вопрос: кто спасется и что сумеем сохранить из достижений цивилизации? Об этом и на сайте 2012god.ru на форуме в разделе “Разные мнения» – “Сенсационное открытие – правда о происходящем в мире“. Важно мнение всех, готов обсудить тему здесь или где и с кем угодно. Например, тот факт, что в арийских названиях металлов закодированы их атомные номера...