Как реагировать на критику?

Спрашивает 17 июня 2008
Практические советы.
Получить новые ответы
Ответ
С каким удовольствием мы воспринимаем похвалу в свой адрес, одобрения наших личностных качеств, способностей, как сильно любим различные комплименты . Но в какое же негодование приходим, стоит только услышать чью-то критику по отношению к себе, даже малейший намек на упрек. Мы самозабвенно защищаем свои позиции, не уступая и в тех случаях, когда критика справедлива. Мы готовы доказать, что оппонент не прав, что его критика направлена не по адресу, в некоторых случаях, бывает, спор доходит чуть ли не до драки.
Когда мы слышим чей-то диалог, одна из сторон которого высказывается критически, такой разговор воспринимается вполне адекватно. Но далеко не всегда каждый из нас знает, что и как ответить на критику, окажись он на месте критикуемого. А ведь такие ситуации возникают в процессе коммуникации сплошь да рядом. Сегодня цель МирСоветов: показать способ правильного реагирования на критические высказывания без ущерба для своей психики. Мы знаем, как можно ответить так, чтобы у оппонента не возникло желания и дальше критиковать вас.
Конечно, межличностных ситуаций полно и их сюжеты многообразны, всё сразу охватить практически невозможно. Отталкиваясь от наиболее частых случаев, мы проиллюстрируем идею, общие принципы поведения при критике в свой адрес.
Как мы воспринимаем критику
Что же нас так цепляет в критичных замечаниях, почему так тяжело бывает принять нелестные отзывы и не взорваться в горьких сентенциях? Почему критика даже от человека, которого мы любим и уважаем, также воспринимается в штыки, пусть не явно, а подсознательно?
На все эти вопросы в психологии есть простой ответ, проще которого даже не придумаешь: «Потому что мы больше всего любим СЕБЯ!». Именно на себялюбие и тщеславие человека направлены острые стрелы критического высказывания. Тщательно оберегая свою сокровенную сущность, боясь разрушения внутренней опоры, которую создает броня нашего себялюбия, мы боимся показаться открытыми для подобных нападок и поколебаться в своих силах.
Может быть, вы когда-нибудь встречали людей, которые обезоруживающе улыбались в ответ на град несправедливых упреков, и эта улыбка, словно по мановению волшебной палочки, затыкала рот злопыхателям? Может быть, вы сталкивались с такими людьми, которые критику принимали спокойно, не возмущаясь, и отвечали с достоинством? Думаю, вы тоже захотите быть таким невозмутимым, особенно, когда на работе часто возникают различного рода столкновения с начальством и коллегами, когда дома вас поджидает вспыльчивый муж или язвительная жена, и они готовы предъявить претензии к вам как по поводу, так и без оного.
Для полноты картины МирСоветов обратится к определению, что же такое критика. По словарю, это отрицательное суждение о чем-нибудь, указание на недостатки. У каждого из нас найдется много такого, о чем предпочитаем не распространяться – это могут быть физические недостатки или психологические (характер, общее поведение, эмоции, чувства и т.д.), а также недостатки в нашей квалификации, сделанной работе.
Критикует – пусть идет в… игнор!
Критика может быть направлена на всё, что угодно, как только это что-то не соответствует общепринятым нормам общества или представлениям конкретного человека.
Вслушайтесь в нижеприведенные реплики:

«Ты ни разу не подарил мне ни одного цветочка!»
«Твой борщ не такой вкусный, какой бывает у моей матери!»
«Если ты будешь и дальше копаться, мы опоздаем на работу!»
«Как ты мог надеть этот ужасный свитер на деловую встречу? Я чуть не упала в обморок!»

Как вы себя поведете, услышав эти слова? Скорее всего, попытаетесь проигнорировать их или будете с возмущением припоминать этому человеку все его прошлые ошибки и огрехи.
Например, произошел вот такой диалог:

Жена: «Я в шоке от того, что ты сделал!»
Муж: «Давай поговорим не сегодня, чтобы не испортить сегодняшний чудесный день»
Жена: «Я должна именно сегодня поговорить с тобой. Мне за тебя так стыдно было перед гостями!»
Муж: «Ну вот, не можешь язык попридержать. Давай завтра обсудим?!»
Дверь с предательским треском захлопывается за уходящим мужем.

На примере этого диалога МирСоветов хотел бы привести вас к пониманию того, что критикующий вас человек, как правило, желает, чтобы вы выслушали и приняли к сведению его мнение относительно ваших личностных качеств, поведения. Если вы занимаете тактику ухода, не обращая внимания на его слова, сама ситуация и ваши отношения будут углубляться до кризиса и эмоционального отчуждения.
Лучше настоять на своем?!
Настояние на своем ставит вас в оборонительную позицию по отношению к критикующему и также не решает ваши проблемы. Например:

Лена: «Петя, я знаю, что тебе хочется иметь навороченный фотоаппарат, но купить его мы просто не в силах!»
Петя: «Можно же ограничить наши текущие расходы и приобрести в кредит!»
Лена: «Ну как ты не понимаешь? Наш малыш постоянно требует больших расходов. И, кроме того, у нас уже есть маленький цифровой фотик».
Петя: «Если я принял решение, значит куплю»

Что может почувствовать Лена, услышав подобный ответ? Да ничего, кроме обиды за их ребенка, что ее вроде правильные доводы не были приняты. И это привело к тому, что она была готова отобрать все имеющиеся деньги, спрятать семейную заначку в другое место, готова кричать и ругаться до тех пор, пока он не прислушается к ее словам.
А может извиниться?!
Бывает и такая ситуация, когда в ответ на критику вы пытаетесь пояснить свое поведение и извиниться:

Шеф: «Почему вы опоздали на работу, и пришли в таком виде?»
Подчиненный: «О, простите, я не успел на семичасовой автобус и был вынужден стоять под проливным дождем».
Шеф: «Вы сорвали важную сделку, кроме того, ваша вчерашняя работа никуда не годится! Что вы себе позволяете?»
Подчиненный: «Вчера я неважно себя чувствовал, да и …»
Шеф: «Хватит! Вы уволены!»

Такая оправдывающая позиция выставляет вас в заведомо невыгодном свете, унижает и оскорбляет ваше достоинство. МирСоветов рекомендует еще раз перечитать диалог, вы осознаете, что, кроме того, в таких ситуациях и сам оппонент не видит, что его упреки достигли цели, поскольку каждая его реплика наталкивается на оборонительную реакцию. В случае возникновения подобного разговора с начальством каждый сильно рискует лишиться хорошего места и заработать отрицательную репутацию легкомысленного и непунктуального работника.
Источник: mirsovetov.ru
Автор
Полина Валерьевна
Полина Валерьевна
17 июня 2008 19:23
Другие ответы
Критика это очень хорошая штука, не нужно отрицательно реагировать на критику, внимательно ее прочитать или прослушать и делать дальнейший выводы!
Реагируйте положительно.Ведь если вас критикуют,значит вы небезразличны,а это гораздо лучше,чем если бы на вас не обращали внимания.К тому же критикуя вас люди показывают вам на то,что вам стоит изменить в себе,поэтому вы должны быть за это еще и благодарны.
21 апр. 2009 23:18   Андрей Быстров