Подсказка

Для эффективного поиска ответа на Ваш вопрос, выберите вопросительное слово, например "Как" и соответственно этому вопросительному слову составьте свой вопрос. Если Ваш вопрос не содержит вопросительного слова, то выберите в списке -//- и просто напишите свой вопрос.

По территории каких стран в древности проходил "Нефритовый путь"? Что вы о нём знаете?

Спрашивает QOCAYEV ANAR   02 мая 2008
По территории каких стран в древности проходил "Нефритовый путь"? Что вы о нём знаете?
Ответ
. Великий Шёлковый путь - одно из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации. Разветвленные трассы караванных дорог пересекали Европу и Азию от Средиземноморья до Китая и служили в эпоху древности и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока. Наиболее протяженный участок Шёлкового пути проходил через территорию Средней Азии и Казахстана. Культурные, духовные, политические и экономические связи, также как системы определенных дорог, соединяющих различные страны и историко-культурные области Ближнего и Среднего Востока, начали осуществляться, по-видимому, уже в эпоху неолита, в период сложения раннеземледельческих культур, и получили широкое развитие в цивилизациях эпохи бронзы. Об этом свидетельствуют разнообразные находки, чаще всего украшений и предметов утвари, далеко от мест происхождения. Около 3300 г. до н.э. в Южной Месопотамии появились первые в истории человечества общества с государственной структурой, так называемые города-государства, созданные шумерийцами. Они осуществляли торговые связи и проводили колонизационную политику в отношении соседних областей Месопотамии и Ирана, в особенности Элама с центром в Сузах, расположенного на юго-западе Ирана.
Эламиты в начале III-го тыс. до н.э. ещё более расширили ареал миграции, культурных влияний и торговых взаимоотношений. Протоэламские таблички, оттиски цилиндрических печатей, особого вида керамика найдены на поселениях Иранского нагорья, в Тепе - Гиссаре вблизи границы с Туркменистаном и в Шахри-Сохта на границе с Афганистаном, т.е. за тысячи километров на северо-восток от собственно Элама.
В свою очередь на юг и юго-запад из Южного Туркменистана, где в то время существовала высокоразвитая культура Намазга, шёл поток культурных влияний. Керамика и предметы этой культуры найдены в Шахри-Сохта, на поселениях Ношаро и Сибри в Пакистане. В первой половине III тыс. до н.э. в долине Инда сложилась одна из самых замечательных культур Древнего Востока - культура Хараппы, просуществовавшая до разрушения её в середине II тыс. до н.э. индоевропейскими племенами.
В Северном Афганистане в долине Амударьи при впадении в неё р. Кокча французкие археологи в 70-х годах обнаружили шесть поселений, содержащих материалы хараппской культуры. Одно из них - Шор-тугай раскопано полностью. Эти исследования свидетельствуют о том, что во второй половине III - первой половине II тыс. до н.э. хараппцы освоили многотрудный путь на север из долины Инда через Хайберский перевал в долину Амударьи. Есть предположение, что здесь существовали хараппские колонии для разработки месторождений бадахшанского лазурита, пересылаемого затем в города и поселения Хараппской метрополии.
В это же время был освоен и морской торговый путь, связывавший долину Инда с Месопотамией. В месопотамских письменных текстах неоднократно упоминаются жители Меллуххи (долины Инда), а также говорится о предметах меллуххского экспорта - золоте, олове, серебре, лазурите, сердолике и лесе. В Северном Афганистане в местности Фулол был найден клад драгоценных предметов, среди которых золотые и серебряные сосуды, изготовленные в месопотамских художественных традициях.
Таким образом, уже в III-II тыс. до н.э. складываются системы сухопутных дорог и морских путей, связывающих между собой самые отдаленные культуры и цивилизации в обширном регионе Среднего Востока, простиравшегося с запада на восток от равнин Месопотамии до долины Инда и с севера на юг от пустынь Средней Азии до Аравийского моря. В последующее время именно они стали одними из основных трасс Великого шелкового пути. Эту сложившуюся систему дорог можно назвать месопотамо-хараппский, учитывая наиболее важный вклад в её становление этих двух цивилизаций.
Интересны в этом отношении также изделия из лазурита - полудрагоценного камня, издревле высоко ценившегося на Востоке. Крупнейшие лазуритовые месторождения на Востоке находятся в Бадахшане, в бассейне верховьев Амударьи. Наиболее ранние находки изделий из лазурита на территории Средней Азии, Ирана, Месопотамии и Передней Азии относятся к IV-III тыс. до н.э. Вероятно, они были изготовлены из бадахшанского лазурита. Более того, картографирование мест находок этих изделий, в сопоставлении с упоминанием этого минерала в донесении некоего ассирийского агента, посланного своим царем в горную область за лазуритом, и в ряде шумерийских текстов привело ученых к выводу о наличии Великого лазуритового пути, шедшего от Передней Азии и Месопотамии к лазуритовым копям Бадахшана, который они пытаются реконструировать.
Наряду с лазуритовым путем, вероятно, существовал Нефритовый путь, связывавший Среднюю Азию и Сердний Восток с Восточным Туркестаном и Китаем. Добываемый в Яркенде (районе Хотана), нефрит пользовался большим спросом в восточных странах, особенно в Китае, где в древности из нефрита изготавливались государственные регалин. Нефритовые изделия играли играли важную роль в религиозных церемониях и украшали быт богатых сановников китайского императорского двора. Восхищение, почти поклонение этому полудрагоценному камню зафиксировано в китайских письменных источниках. Но нефрит ценился не только в Китае, находя активный рынок сбыта в средиземноморских странах.
Кроме «лазуритового» и «нефритового» путей, ещё одно направление, судя по находкам различного рода изделий, вело из Передней Азии в горный Алтай и Южную Сибирь.
Как прокладывались дороги в столь глубокой древности? Вероятно, стихийно; обмен товаров шёл непосредственно от племени, к племени от области к области через посредников, и вряд ли торговые караваны пускались в то время на столь отдаленные расстояния. Большую роль в становлении дорог играла миграция племён и народов, прокладывавших новые пути и маршруты в «неведомые земли». Именно в процессе миграции, в первую очередь индоевропейцев, были проложены первые пути на Восток с Запада. Индоевропейцы шли двумя направлениями: из южнорусских степей через Среднюю Азию в Индию, где в результате была сокрушена хараппская цивилизация, а в Индии расселились арийские народы. Вторая волна достигла Восточного Туркестана и поселилась здесь в плодородных оазисах.
Только с созданием крупных государств, взявших на себя функции прокладки дорог и обеспечения относительной безопасности продвигавшихся по ним торговых караванов, дипломатических посольств, можно говорить о регулярном их строительстве и использовании. Известно, что разветвленная сеть дорог с соответствующими станциями существовала в Ахеменидском государстве. Самой большой здесь считалась «царская дорога», общей протяженностью около 2400 км. Она начиналась в Эфесе, на западном берегу Малой, Азии, и шла через Месопотамию, вдоль Тигра, через Персеполь и Пасаргады в Сузы. Вдоль дороги, отдельные участки которой были вымощены камнем, через каждые 25-30 км располагались дорожные станции со служебными помещениями.
Когда ахеменидский флот потерпел сокрушительное поражение от объединенного флота эллинских городов в битве при Саламине, то Ксеркс (486-464 г.г. до н.э.) отправил в Сузы гонца с печальной вестью. По этому поводу Геродот пишет, что «... нет на севере ничего быстрее этих гонцов: так умно у персов устроена почтовая служба. Рассказывают, что на протяжении всего пути у них расставлены лошади и люди: так что на каждый день пути приходятся особая лошадь и человек. Ни снег, ни ливень, ни зной, ни даже ночная пора не могут помешать каждому всаднику проскакать во весь опор назначенный отрезок пути. Первый гонец передаёт известие второму, а тот третьему. И так весть переходит из рук в руки, пока не достигает цели... Эту конную почту персы называют «ангариетон». Создание великой Ахеменидской державы, объединившей гигантскую территорию от Греции и Египта до Средней Азии и Индии, несомненно, способствовало более тесному знакомству и общению между населявшими её многочисленными племенами и народами, исследованию ранее неизвестных территорий.
Когда же возник Великий шелковый путь ? Начало функционирования Великого шелкового пути относится ко второй половине II в.до н.э., когда китайский дипломат и разведчик Чжан Цзян впервые открыл для китайцев Западный край - страны Средней Азии. В 138 г. до н.э. он был напрвлен императором У-Ди к среднеазиатским народам за помощью в военных действиях против хуннов, которые опустошали северные окраины Китая.
Чжан Цзян был захвачен хуннами в Восточном Туркестане и находился у них в плену в течение десяти лет, затем бежал и продолжал свое путешествие через Кашгар и Фергану, краткое описание которой он оставил. Для Чжан Цзяна явилось неожиданностью то, что в Ферганской долине располагалось множество городов, объединенных в одно государство. Переговоры о предоставлении военной помощи закончились неудачей, правитель Ферганы соглашался только на установление торговых отношений, и Чжан Цзян, получив проводников, двинулся, дальше. Он дошёл до государства Кангюй и далее в Согд и область Юечжи (Бактрию). Свою миссию Чжан Цзян выполнить так и не смог: юечжи отказали ему в помощи, пояснив, что устали воевать и желали бы отдохнуть в занятой ими плодородной стране. Чжан Цзян отправился в обратный путь (через Бадахшан и Памир). В Восточном Туркестане он снова провел в плену один год, а затем через тринадцать лет, в 125 г. до н.э., вернулся в Китай.
По прибытии ко двору Чжан Цзян сообщил императору ошеломляющие сведения о жизни и быте населения Ферганской долины, о богатствах Даваня (Ферганы), Хорезма, Бактрии и Парфии. Он докладывал, что эти богатые земледельческие районы обильны рисом и пшеницей, производят виноградное вино, здесь много лошадей, в которых нуждались китайские императоры. «Сии лошади, - писал он, - да имеют кровавый пот и происходят от породы небесных лошадей». Особенно поразило всех, что Чжан Цзян видел в Средней Азии китайские изделия, привезенные, по словам местных купцов, из Индии.
Правительство императора У-Ди (140-86 гг. до н.э.) под впечатлением полученных сообщений решило непременно установить прямые связи со странами Средней Азии и Индией, а для этого нужно было разгромить гуннов и проложить через степи и пустыни удобные и безопасные пути.
В 104 г. (или 102) до н.э. китайские армии, обогнув пустыню Такла - Макан, перевалили через Тянь-Шань и спустились в Ферганскую долину. Так встретились древние цивилизации Средней Азии и Китая, а позже Среднеземноморских стран и Индии, тем самым были как бы соединены в единое целое две великие дороги. Одна, шедшая с Запада, из стран Средиземноморья в Среднюю Азию, разведанная и пройденная эллинами и македонянами в процессе походов Александра Македонского и селевкидского полководства Демодама, вплоть до Яксарта (Сырдарьи). Другая, ведущая с Востока, из Ханьской империи в Среднюю Азию, разведанная Чжан Цзянем, который прошел эту область с севера на юг через Давань, Кангюй, Согд, Бактрию.
Выдающуюся роль в соединении двух великих цивилизации - западной и дальневосточной сыграли народы Средней Азии, которые, несомненно, являлись проводниками как той, так и другой стороны. Спустя некоторое время по Великому шелковому пути пойдут, как об этом свидетельствуют китайткие и греко-римские источники, торговые караваны и дипломатические посольства.
Название «Великий шелковый путь» связано с драгоценным в те времена для стран Запада товаром - шелком, который был главным предметом торговли на этом пути. Считается, что секрет изготовления шелка из коконов шелковичного червя был открыт китайцами, почти 5 тысяч лет назад, а известный исследователь шелководства А.А.Тихомиров называет даже точную дату этого открытия - 2698 г. до н.э. Другие исследователи предполагают ещё более ранние даты начала его изготовления: 6-7 тысяч лет назад.
Согласно китайскому преданию, получение первой шелковой нити приписывается императрице Си Линг-чи, жене Хоанг-ти. Во время чаепития в чашку императрицы с дерева упал кокон тутового шелкопряда. Си Линг-чи потянула кокон за торчащую нить, которая, однако, все тянулась и тянулась, а кокон разматывался. Так была получена первая шелковая нить, а императрица Си Линг-чи в благодарность за это была возведена в божество Небесной империи, в её честь до сих пор во многих районах Китая устраиваются ежегодные ритуальные празднества.
Родиной шелководства в Китае некоторые ученые считают провинцию Шандунь (в нижнем течении р.Хуанхэ), уже в 2255 г. до н.э. платившую китайскому императору дань шелковыми такнями. Спустя много лет оно распространяется по всему Китаю. Особенно широкое развитие шелководство получило во второй половине I тыс. до н.э., когда из шелка изготовляли деньги, ткани, им платили дань, рассчитывались при торговых сделках.
Вместе с тем, не все исследователи едины во мнении, что родиной натурального шёлка является Китай. Одни считают, что он появился в горных районах Индии, другие - в Западных Гималаях, даже в Иране. Но скорее всего, родиной бомбикса является Северный Китай, где до сих пор обитает его ближайший родственник - бабочки теофила мандарина.
Китайский шёлк стал вывозиться в другие страны, в том числе и на Запад, ещё задолго до возникновения Великого шёлкового пути - в VI-V в.в. до н.э. Шелковая попона с вышитыми на ней фениксами была найдена при раскопках одного из «царских» курганов Пазырыка на Алтае, датированного V в. до н.э. Шелковые ткани и бахрома, подшитая к изделиям из шерсти, обнаружены в захоронениях VI-V вв. до н.э. в районах Южной и Западной Европы. В распространении драгоценных китайских шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, способствовавшие попаданию диковинного товара в Центральную Азию и Средиземноморье. В то же время шелк попал и в Индию, о чем свидетельствует слово «синапатто» - «китайский шелк», встреченное в трактате «Артхашастра» («Наука политики»), написанном в IV в. до н.э. Но даже, когда Великий шелковый путь начал функционировать как регулярная торговая магистраль (со второй половины II до н.э.), первоначально шелк являлся только товаром, вывозимым из Ханьской империи (Китая) в страны Западного края.
Распространение же шелководства в другие страны, хотя и проходило по трассам Великого шелкового пути, но уже на более поздних стадиях его функционирования. Вывоз грены считался преступлением в Китае, за которое предусматривалась смертная казнь. Вероятно, в IV в до н.э. шелководство из Китая проникло в Индию; в I-II вв. н.э. - в Хами - самый восточный из оазисов Восточного Туркестана; в III в. н.э. - в Корею; в н ачале V в. н.э. (по другим данным - первой половине III в. н.э.) - в Турфанский оазис и Хотан. Согласно легенде, жена владетеля Хотана тайно вывезла с собой из соседнего владения грену шелковичных червей, положив тем самым начало шелководства в Хотане.
Начало развития шелководства на западе Средней Азии обычно относят к V-VI вв. Однако, судя по находкам шелковых такней местного производства на Кампыр-тепа (Северная Бактрия), датируемых второй половиной II в. - началом III в., не исключено, что здесь оно появилось гораздо раньше. В VI в. сложился один из самых больших центров, шелководства на Востоке - согдийский.
В Риме шелковые ткани стали носить уже в 46 г. до н.э., но еще ряд столетий шелк являлся здесь только товаром. В ряде городов Римской империи, особенно в приморских центрах Восточного Средиземноморья, существовали многочисленные ткацкие мастерские, производившие шелковые ткани, но из шелка-сырца, так называемой метаксы. В V в. шелкоткацкие мастерские появились в Александрии (Египет). Производство шелковых тканей в Иране, по данным Масуди, началось при сасанидском шахе Шапуре II (309-379 гг.), привлекавшем для этого искусных мастеров-ткачей из Месопотамии и Сирии. Источники сохранили имя одного из таких мастеров из несториан - Пош.
Но все эти мастерские работали на шёлке-сырце, который доставлялся сюда из Индии и Цейлона по морской трассе Великого шелкового пути, или сухопутным путем-из Средней Азии в Иран. Собственное же производство шелковых тканей в Иране, например, возникло позже. Вероятно, в V в. культура шелководства распространилась в Мерве, а затем отсюда проникла в Восточный Иран, на юго-восточное побережье Каспийского моря.
Выращивание шелковичных червей и, следовательно, производство шёлка в Византии возникло только во второй половине VI в. н.э., откуда оно распространилось в южные районы Средиземноморья. Причем, проникновение культуры шелководства в Византию имеет интересную историю. Согласно ряду письменных источников, по приказу императора Юстиниана (527-565 гг.) некие монахи, а по другим сведениям - персы, провезли в 50-х гг. VI в. в гнездах, выдолбленных в посохах, грены шелковичных червей. После этого в Византии возникает производство шёлка.
Таким образом, Китай перестаёт быть монополистом в этой области. После распространения культуры шёлководства в Центральной Азии и странах Средиземноморья уже не только шёлк становится главным товаром на Великом шёлковом пути, а и многое другое.
Вообще, несмотря на абсолютную правильность утверждения ряда ученых, что шёлк был основным товаром, который в конце II в. до н.э. познакомил два мира - Запад и Восток по первой в истории человечества трансконтинентальной дороге, уже на ранних этапах её функционирования название «Шёлковый путь» было весьма условным. Сначала эта дорога называлась «Западный меридианальный путь», а термин «Великий шёлковый путь» был введён лишь в 1877 г. немецким путешественником и историком К.Рихтгофеном в его работе «Китай», ставшей затем классической.
Исторические источники не сохранили имени первого человека, преодолевшего весь этот гигантский путь от Китая до Рима. Быть может, это был гонимый превратностями судьбы римский воин или предприимчивый согдийский купец, китайский дипломат или еретик - несторианин, принесший религию Христа из далекой Византии в Среднюю Азию.
Вместе с тем в ряде китайсикх письменных источников есть сведения о людях, без конкретного указания их имен, преодолевших весь этот путь. Так, в комментарии Ду Ю (735-812 г.г.) к «Историческому своду» (801 г.) сказано, что «... когда император У-ди ранней династии Хань направил послов в Аньси (Парфия), страна Аньси прислала в качестве подношения двух фокусников из Ли-Цзянь...» Фокусникик были карликами и происходили из Ли-Цзяня - так китайцы называли город Александрию в Египте. Посольство из Парфии с александрийскими фокусниками прибыло в Китай между 110 и 100 г.г. до н.э. Известно также, что в 166 г. н.э. в Китай прибыл посланник Римской империи от императора Марка Аврелия (161-180 г.г.), преодолевший собственно весь Великий шелковый путь, исчисляемый тысячами километров от Рима до столицы Китайской империи.
Источники свидетельствуют о неимоверных трудностях, испытываемых человеком при путешествии через пустыни: «Если ехать по южной дороге, то к северо-западу от Изюймо на несколько сот ли - сыпучие пески. В летнее время там дуют горячие ветры, приносящие бедствие путешественникам. Лишь старые верблюды, когда поднимается этот ветер, начинают кричать, собираются вместе и прячут морды в пески. Люди считают это предупреждением и сразу же покрывают рот и нос шерстяными тканями. Этот ветер быстро проходит. Однако тот, кто не закроется, может погибнуть». Но ничто не пугало отважных путешественников - ни многотрудный путь, занимавший долгие годы, ни грозные воинственные кочевники, нападавшие на караваны, ни безводные азиатские пустыни, в которых песчаные бури нередко так заносили дороги, что их направление можно было отыскать по «костям людей и животных». По этим дорогам и распространялась культура шелководства на Запад, перевозились многочисленные товары и т.д.
Каковы же основные направления Великого шелкового пути ? Согласно греко-римским и парфянским источникам и археологическим данным, в первые века до новой эры - первые века новой эры Запад и Восток соединяли три основные трансконтинентальные дороги: Южная, Морская, вела из Египта, с упразднением династии Птоломеев, в 31 г. до н.э. вошедшего в состав Римской империи, в Индию, откуда далее в обход полуострова Морской путь шёл в страны Юга-Восточной Азии.
Вторая дорога - собственно Великий шелковый путь начиналась в Риме и через Средиземное море выходила к сирийскому городу Гиерополю, а оттуда через Месопотамию, Северный Иран, Среднюю Азию вела в оазисы Восточного Туркестана и далее в Китай. Хотя в письменных источниках нет на то конкретных указаний, но есть предположение, что далее Великий шелковый путь продолжался до Кореи и Японии и заканчивался в древней столице этого государства Наре. Организованная в 1987 г. в Японии большая выставка, посвященная Великому шелковому пути, была названа : «Шелковый путь ведёт в Нару». И не случайно также в ряде могильников Японии найдены типичные сасанидские стеклянные чаши.
Наконец, третья дорога - Степной путь, проходила к северу от Средней Азии. Он начинался в городах Северного Причерноморья, находившихся в первых веках н.э. под властью Боспорского царства и Римской империи. Основные города этой области: Тиры, Ольвия, Херсонес, Пантикапея, Фанагория имели оживленные торговые связи со странами Средиземноморья, скифскими и сарматскими племенами и, вероятно, с более отдаленными областями. Огромную роль в торговых и культурных связях между Причерноморьем и Средней Азией играли сарматские племена, особенно аорсы и аланы, занимавшие огромную территорию между Приаральем и Причерноморьем. Степная дорога, вероятно, шла от выше упомянутых городов через крупный античный город Танаис, расположенный в низовьях Дона, пересекала южнорусские степи, Нижнее Поволжье, Приаралье, а затем через Южный Казахстан выходила на Алтай и в Восточный Туркестан, где, вероятно, соединялось с основной трассой Великого шелкового пути. Одно из ответвлений этой дороги от Северного Приаралья через Хорезм шло в Согдиану и далее на юг.
Северная трасса Великого шелкового пути была более сложной для прохождения, поскольку многие десятки километров она проходила по безводным степям, лишенным городов и поселений, где торговые караваны подвергались набегам различных племен, не признававших чью-либо власть, в отличие от южных дорог, находившихся под контролем государств - будь то Парфянское или Кушанское.
Помимо трех основных трасс, по сути составляющих Великий шелковый путь, существовали и другие дороги, посредством которых все эти три трассы соединялись между собой. Так, из Морских портов Западного побережья Индии ряд дорог вел на север и через Хайберский перевал они выводили в Бактрию, где соединялись с основной трассой Великого шелкового пути. В столице Согда - древней Мараканде начинался Кавказский шелковый путь, который шел в Хорезм, огибал Каспийское море, пересекал степи Северного Кавказа, а затем по так называемой Дарьинской дороге подходил к перевалам хребта: Клухорскому и Марухскому и спускался к городу Цхуми. Отсюда торговые караваны переплывали Черное море к городу Константинополю - столице Византийской империи. Особое значение Кавказский шелковый путь приобрел во 2-й половине 6 в. н.э., когда Сасанидская империя закрыла проход торговых караванов с шелком через свою территорию в Византию.
Важная дорога шла из Нижнего Поволжья вдоль западного берега Каспийского моря через Каспийские Железные ворота - Дарбант, на юг в древнюю Албанию и Парфию, соединяя северную и основную трассы Великого шелкового пути. Именно по этой дороге, благодаря посреднической деятельности аорсов, поступали на Северный Кавказ и в южнорусские степи индийские и египетские товары. Вероятно, по этой причине здесь в достаточно большом количестве найдены египетские амулеты. Считается, что эти амулеты изготовлялись в египетских городах. Александрии и Навкратисе, хотя есть мнение, что часть из них производилась в античных городах Северного Причерноморья.
Несмотря на очень сложные природные условия, множество путей проходили из северных районов Средней Азии и оазисов Восточного Туркестана через перевалы Памира и Кашмир и далее на юг в Индию. Вот так описывается путешествие по одной из таких дорог двадцати пяти монахов, шедших на поклонение буддийским святыням Индии: «Они оставили за собой царства Куча и Кашгар, поднялись на горы Памира, перевалили Снеговые горы (Гималаи). Ядовитые пары давили на них с тысячной силой, наледи вздымались ввысь на десять тысяч ли, а под ними была большая река, которая неслась стрелой. Мостом с восточного на западный берег служили толстые веревки. ... Они шли три дня и вновь поднялись на большие заснеженные горы. Отвесная скала перед ними стеной, такой гладкой, что не упереться ногами... У каждого из спутников было по четыре колышка. Они выдергивали нижние колья и карабкались на верхние, так попеременно взбираясь то на одни, то на другие. Только к концу дня они выбрались на ровное место. Здесь они подождали отставших и произвели счет потерям. Они потеряли двенадцать человек».
Таким образом, значительная часть евразийского материка была покрыта густой сетью дорог, составляющих собственно Великий шелковый путь, по которому шёл интенсивный обмен материальными и духовными ценностями, причём своеобразным ретранслятором являлась Средняя Азия. В типологическом ракурсе эти дороги могут быть представлены следующим образом: межконтинентального значения (Великий шёлковый путь, связывающий два континента - Азию и Европу); континентального значения (коммуникации, связывающие различные регионы одного континента - Бактрию и Индию, Бактрию и Китай); регионального значения (коммуникации внутри какой-либо части континента - Средняя Азия, дорога между Бактрией и Согдом, Бактрией и Хорезмом); областного значения (коммуникации между крупными населенными пунктами внутри определенной историко-культурной области); местного значения (коммуникации между городом и населенными пунктами округи); тропы и тропинки между селениями внутри округи.
Расстояния на различных типах дорог могли занимать: межконтинентальные - до 10 тысяч километров; континентальные - несколько тысяч километров; местные - несколько десятков километров; тропы и тропинки - от несколько сот метров до нескольких десятков километров (горные тропы к охотничьим угодьям, пастбищам). Протяженность Великого шелкового пути, по подсчетам исследователей, составляла около 12 тысяч километров.
2. Основные функции Великого шелкового пути и его историческое значение. Великий шелковый путь сформировался во второй половине II в. до н.э. и выполнял целый ряд важнейших функций. В чем же они заключаются ? 1) Представляя собой систему караванных дорог, связывавших страны Востока и Запада, он в первую очередь выступал как крупнейшая торговая артерия, по которой осуществлялся интенсивный товарообмен между Китаем и Европой.
Из Китая преимущественно вывозили шелк, легкий и удобный для дальних перевозок. В древности и средние века в некоторых странах шелк ценился дороже золота. Из необработанного шелка-сырца искусные ремесленники Бухары, Дамаска, Константинополя изготавливали прекрасные ткани, которые славились по всей Европе и Ближнему Востоку. Кроме шелка, китайские купцы вывозили вышивки, разнообразные гладкие ткани типа тафты, репса, тонкие камчатные и газовые такни. В китайские шелка одевались римские и византийские вельможи, европейские, иранские и арабские феодалы.
Шелк наряду с золотом превратился в международную валюту, им одаривали царей и послов, выплачивали жалованья наемному войску и государственные долги. Не случайно на фресках дворцов владетелей Китая, Средней Азии, Восточного Туркестана шелковые одежды выписаны очень тщательно, с множеством украшений и деталей.
Караваны везли на Запад знаменитую китайскую фарфоровую посуду - вазы, чаши, бокалы, блюда, снежной белизны с изящными рисунками. Только в Китае владели секретом изготовления тончайшего и звонкого фарфора, поэтому он очень дорого стоил на рынках Европы. По преданию, фарфоровый бокал мог уберечь своего владельца от яда. И хотя секрет производства китайского фарфора был всё же раскрыт, рецепты получения жаростойких вольфрамовых красок, которыми он расписывался в древности, оказались на веки утраченными.
Вывозились также бронзовые украшения и другие изделия из этого металла, бронзовые зеркала с разнообразным орнаментом, зонты, изделия из знаменитого китайского лака, лекарства, парфюмерия. Высоко ценилась и китайская бумага - одно из замечательных изобретений китайского технического гения. Предметами вывоза были золото, кожи и многое другое.
Вполне естественно, что шелк, и часть товаров, проивозимых по Шелковому пути, оседала в городах, стоявших на среднеазиатских трассах - Мерве и Бухаре, Самарканде и Ургенче, Отраре и Чимкенте, Таразе и Баласагуне и многих других. Средняя Азия, находясь на перекрестке караванных путей, превратилась в крупнейший международный рынок.
В Китай с Запада везли стекло и стеклянные изделия; из Индии - хлопчатобумажные ткани, пряности (анис, перец, корицу, ваниль, имбирь и др.), великолепные красители (индиго, ультрамарин и пр.), самоцветы, слоновую кость и т.д.; из Средней Азии - шерстяные изделия, ковры, керамику, драгоценные и полудрагоценные камни (лазурит, нефрит, бирюзу, сердолик), ювелирные украшения и многое другое.
Караваны из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а позднее Европы и Руси перевозили товары, производимые в этих странах. Список их поистине неисчерпаем (полотна, минеральное сырьё, алмазы и яшма, янтарь и кораллы, слитки серебра и золота, меха и монеты, луки и стрелы, мечи и копья и т.д. и т.п.). Причём, если в древности и при аббасидских халифах (VII-IX вв.) караванная торговля была основана преимущественно на перевозке товаров, представлявших собой предметы роскоши, а порой просто диковинных, экзотических, то в IX - Х вв. в списках товаров всё чаще встречаются предметы первой необходимости, такие как продукты питания и сырьё для ремесленного производства, т.е. характер товарообмена меняется.
Вместе с тем, следует отметить, что уже в древности торговля на Великом шелковом пути велась не только товарами. Так, благодаря его первооткрывателю, Чжан Цзяню, в Китай были вывезены культуры люцерны и винограда, граната, огурца, грецкого ореха, инжира и других сельскохозяйственных растений, которые широко культивировались в Давани (Фергане). Прослеживается так же распространение по трассам Великого шёлкового пути семян хлопчатника, а затем возникновение хлопкосеющей полосы, начиная от Бухары, Самарканда, на Ташкент, Ферганскую долину. Совершенно очевидно, что семена хлопчатника были завезены в Среднюю Азию из Индии, Ирана, а возможно, - туда, в обратном направлении, мигрировали.
Одновременно с этим из Японии и Китая по Великому шёлковому пути началось движение такого злака и популярнейшего продукта питания в этих странах, как рис. В результате он был завезён и получил широкое распространение в Средней Азии, в странах, расположенных до самой Индии. Позже, примерно с Х в. н.э., с Востока на Запад проникает, благодаря караванной торговле, чай, настой которого стал впоследствии национальным напитком многих стран Европы и Америки, не говоря уже о Средней Азии. По Шелковому пути распространялись дыни и персики, сахар, зелень и т.д.
2Джалалутдин Мангуберди Выдающееся место в борьбе с захватчиками принадлежит Джаллалитдину Мангуберди,сын Алаутдина Мухаммада.Всего 33года прожил он,но за смелость ,отвагу народ свято хранит память о нём.Джал.сумел одержать ряд побед над монголами:сначала у г.Насы,в Кандагаре,у крепости Валиян,в битве на равнине Парван,вблизи Газны,где был разбит 45тысячный отряд монголов.Успехи Джалалутдини вдохновили жителей Мавераннахра,Хорасана на борьбу с монголами.Начались антимонгольские выступления в Мерве,герате,Самарканде,верховьях Сурхандарьи и тд.Однако Джалалутдину не удалось стать во главе антимонгольского движения ,т.к. в армии начались раздоры,что привело к расколу.Позднее монголы унечтожили каждого из военочальников в отдельности.Решающее сражение произошло 24ноября 1221г.у берегов Инда,где Чингиз-хан догнал Джалалутдина.Проиграв битву, Джал.переплыл реку и скрылся на другом берегу.Дальнейшая жизнь его протекала в Афганистане,Индии ,Иране,Азербаджане и Киргистане,где он организовывал сопротивление монголам.В 1227г. владетели Малой Азии ,Сирии,Ирана создали союз против Джалалутдина.Войска его были разбиты.Сам Джалалутдин погиб в 1231г.в Курдистане.Так закончилась могущественная династия хорезмшахов.
Монгольское завоевание принесло народам Ср.Азии неисчислимые бедствия.В результате грабижий и пожаров города Моверанахра превратились в груды развалин,трудовое население их подвергалось массовому истреблению.Пришел в запустение и сельское хозяйство.Ирригационные системы полностью разрушены.По словам Бартольда В.В.монгольское иго"не только давило,оно оскорбляло и оссушало душу народа,ставшее его жертаой.Монгольские татары установили режим систематического террора,причем разорения и моссовые убийства стали его постоянными институтами"Монгольские завоеватели обращали людей в скот,а плодородные землм и многолюдные населенные пункты-в пастбища.Вместе с тем,героическая борьба народов Ср.Азии пртив Чингизовского нашествия, совпавшая отпором,который был дан монгольским ордам великим русским народам,имело большое историческое значение.Это борьба ослабила систему ослабила силу монгольского натиска и нальнейшии его распространения на запад.Чингиз-хан разделил образованную им обширную империю между своими сыновьями.Старший сын Джути ещё в 1207г.получил во владения "лесные народы",населявшие обштрное пространство от незовьев Селенги до Иртыша.Ко времени смерти Чингиз-хана (1227.),к его владениям были присоединены также северная часть Семиречья, вся территория , населённая казахами и киргизами, северная часть Хорезма. Владения второго сына Чингиз-хана, Чагатая, протирались от страны Уйгур до Самарканда и южной части Алтая до берегов Амударьи, Орда-основные силы великого хана Уктая- находились в Тарбагатае. Младший сын Чингиз-хана Тули по обычаю кочевников владел основными землями своего отца. Мавераннахр входил во владения Чагатая, но фактически им владел великий хан Уктай (1229-1241), который выделял Чагатаю и его семье часть получаемых с Мавераннахра доходов.Захватчики не могли сами управлять завоеванным землями,Управленияе Маверанахром Уктай поручил крупнейшему купцу и ростовщику области Махмуду Ялавачу.Пребывая в Ходженте,Махмуд управлял оттуда отданной в его власть страной.В его распоряжении находились все рассквартированные в Мавераннахре военные отряды монголов под начальством баскаков,функции которых входили также наблюдать за поступлением податей от населения.Монгольское завоевание не изменила общественного строя, установившегося в Ср.Азии,но по разному отразилось на положении различных классов в стране.Духовенство,купцы и крупные землевладельцы очень быстро превратились в опору монгольских завоевателей.Как сообщает историк событии 13-14вв.Рашит ад-Дин,при Чингиз-хане и его преемликах Уктай-хане и Гуюк-хане(1246-1248гг.)монгольские принцы и ханы щедро раздовали крупным землевладельцам и купцам пайцзы,на основании которых местное население было обязано нести для них различные повинности.Положение трудящихся было одинакого тяжелым как в городе,так и всельских местностях.1227г-умир Чингиз-хан.
3 4. «Уложение Темура» и его значение. Амир Тумур не только создал могущественное централизованное государство, но и чётко определил его устройство, дал ему законы. Поэтому, с точки зрения тех преобразований, которые осуществляются в настоящее время в Узбекистане в целях создания демократического правового государства, огромный интерес представляют государственно-правовые воззрения Темура, изложенные в «Уложении Темура» (другие названия: «Изречения Темура», «Воспоминания Темура») - уникальном документе эпохи, своеобразной средневековой конституции. Это исторический труд, где изложена биография Темура, взгляды его на устройство и управление государством и войском.
Первоначально «Уложение» было составлено на староузбекском (на среднеазиатском тюрки) языке, о чём говорят почти все составители каталогов восточных рукописей. Труд не только был одобрен в кругах феодальных владык XV-XIХ вв., но и получил широкую известность в мире. По некоторым данным, первоначальный вариант «Уложения» поступил в библиотеку йеменского паши Джафара, для которого был сделан перевод на перси
Другие ответы
1
С конца 2 тыс. до н.э. до второй половины I тыс. до н.э. складывается система путей, связывающих Китай с Центральной и Западной Азией. Нефритовый путь связывал Восточный Туркестан (области Хотана и Яркенда) с районами Северного Китая – торговля ... Еще
02 мая 2008 19:44