Ремонт квартиры: заказчик и строители

Хотелось бы обратить внимание "товарищей по ремонту" на несколько "граблей", лежащих на их пути. Не на все! "Свои" грабли всё равно никуда не денутся - но можно попытаться избегать чужих.
Я намеренно не буду касаться подбора бригады строителей как такового: есть хорошие и плохие и среди официальных организаций, и среди гостей из СНГ. Идеально, когда есть рекомендация, но и это - не гарантия. Стоит обратить внимание на три обстоятельства: наличие у рабочих права на пребывание в России, регистрации в Москве и разрешения на работу. Это для участкового. Какая именно специальность стоит в разрешении - неважно.
Теперь нужно правильно сформулировать, чего мы добиваемся от бригады - и не ставить заведомо нерешаемых задач. То есть, бессмысленно настраивать себя на идеальное качество ремонта, строгую геометрию стен - в этом случае Вас ждёт разочарование. Ещё наивнее поставить перед собой задачу ограничить доходы бригады исключительно оговоренным гонораром. А что реально?
Во-первых, иметь календарный план ремонта - когда и что будет сделано.
Во-вторых, иметь финансовый план - сколько денег, в какое время потребуется.
В-третьих, обеспечить не идеальное, но максимально возможное качество строительных и отделочных работ.
Несколько приёмов облегчат решение этих задач (в некоторых случаях возможны варианты, у каждого из которых свои плюсы и минусы - решение за Вами).
Совет первый - смета строительных работ.
О цене работ как таковых Вы условитесь с бригадой быстро, как правило, эта сумма не пересматривается. Но Вас интересуют не только расходы на оплату труда, но расходы в целом. А они включают в себя расходы на строительные и отделочные материалы. С отделкой всё более-менее понятно, её выбираете Вы сами и "контролируете процесс". А как быть со стройматериалами. Если Вы - не строитель - сколько надо металлической сетки, сухой смеси, ротбанда? Эта загадка, как правило, разрешается лишь "по факту". Из моего опыта - требуйте от того лица, которое уполномочено выступать от имени бригады перечня потребных стройматериалов в физическом измерении. Бригадиры составляют его крайне неохотно, т.к. это существенно урезает возможность "манёвра". Иногда следует заявление: смета - 3 % от стоимости работ, оно Вам надо? На мой взгляд, надо соглашаться. Лучше отдать 1-2 тысячи долларов и потратить дополнительную неделю на согласование стройматериалов, чем потом узнать, что на квартиру потребовалось 500 мешков сухой смеси, 300 кв. метров фанеры и т.д. Пусть бригадир долбит и меряет стены, полы, потолки, привлекает дизайнера. Заодно это позволит ему более тщательно представить себе объёмы и сроки работ. В противном случае, лишь с началом работ выяснится, что "эта стена кривая, надо переложить", "здесь уклон пола, надо выравнивать" и пр. На выходе должен появиться список строительных материалов, за который бригадир отвечает. Всё, что потребовалось сверх того, относится на собственные расходы бригады (без ущерба качеству, разумеется).
Совет второй - календарный план работ.
Ни для кого не секрет, что строители имеют свойство "хвататься" за новые объекты, забрасывая старые. Соответственно, единственный выход - это оговорить сумму штрафов за нарушение каждого конкретного этапа и срока ремонта в целом. Сюда же примыкает и финансовый план - расходы на закупку материалов по времени ремонта - Вы должны знать, что средства Вам нужны в таком-то объёме в такие-то дни.
Совет третий - организация закупок стройматериалов.
Здесь возможны несколько подходов: работать "снабженцем", доверять строителям или ездить за покупками вместе. Последний вариант - самый предпочтительный, но надо иметь в виду, что бригадир будет назначать самое неудобное для Вас время, то есть, Ваша занятость должна полностью подчиниться ходу ремонта. Если же Вы возьмёте снабжение на себя, то легко попадёте в ловушку: бригадир может сказать, что привезённые Вами стройматериалы, хоть и называются как надо, но "не того завода", поэтому он не гарантирует качества. Если же Вы доверяете покупку бригаде, потрудитесь договориться о нераспаковке стройматериалов до Вашего прихода - это позволит Вам пересчитать привезённое и сверить с чеками. Парадокс - но даже такая простая мера позволяет выявить приписки.
Совет четвёртый - аутсорсинг.
Где только можно, перепоручайте работу специалистам. Разводку телеантенны, интернета, сварочные работы, монтаж душевой кабинки, кондиционеров, утепление балконов, сбор встроенной мебели, кухни - должны делать специалисты, которые только этим и занимаются. Это позволит избежать множества разочарований – скупой, платит дважды.
Совет пятый - сроки расчётов.
Оплата за работу должна производиться поэтапно, по факту приёмки каждого этапа - это азбука. Но последние деньги (какую-то часть, ощутимую для бригады) нужно выплатить спустя где-то месяц после завершения ремонта. Во-первых, это позволит обойтись без мелких недоделок, которые есть всегда и устраняться (по идее) должны в первый месяц (западающие выключатели, искрящие розетки, капающая сантехника...). Во-вторых, за это время могут потрескаться высыхающие стены, потолки, отстать обои и т.д. Если же гонорар выплачен - никакой силой не завести бригаду назад - все просто меняют номера телефонов.
Разумеется, эти подходы предполагают определённую жёсткость в переговорах. Нужны, разумеется, и встречные гарантии: например, Вы должны гарантировать оплату простоя по Вашей вине, оговорить неустойку со своей стороны за нарушение сроков оплаты, изменения в проект, нарушения со стороны специалистов и пр.
Как именно Вы оформили свои отношения - неважно. Вам ведь не в суде, в случае чего спорить, достаточно будет и обычной бумаги.
Да, самое главное. Когда подсчитаете стоимость строительных и отделочных материалов, прибавите к ней расходы на установочные изделия и оплату труда - умножьте полученную сумму на два - это и будет самой точной расценкой Ваших расходов на ремонт.
Успехов!

Пишет
Андрей Валерьевич
Андрей Валерьевич