Детские книги

Книга представляет собой одно из средств воспитания. С помощью книги ребенок лучше и быстрее познает

Книга представляет собой одно из средств воспитания. С помощью книги ребенок лучше и быстрее познает окружающий мир. Хорошая книга вызывает в душе ребенка сочувствие, радость, негодование. Книга учит, развивает умственные способности ребенка, расширяет его кругозор. Художественная литература обогащает язык ребенка, учит ясно излагать свои мысли. Положительные герои вызывают у детей стремление подражать им, а отрицательные - чувство возмущения, осуждения. Чтобы влияние книги было полноценным, она должна соответствовать развитию и возрасту ребенка.

Для детей дошкольного возраста характерно конкретное мышление, эмоциональность, неустойчивость внимания. Дети еще очень мало знают об окружающем их мире. Поэтому тексты и иллюстрации книг для дошкольников должны пополнять и расширить знания ребенка. Содержание книг должно быть эмоциональным, вызывать в детях различные чувства. Рассказы и стихи должны быть короткими, понятными, с интересным сюжетом.
Первую книжку-картинку ребенок получает тогда, когда ему уже знакомы изображенные в ней предметы. Способность узнавать и понимать нарисованное формируется постепенно, до двухлетнего возраста.

Уже в начале второго года жизни ребенок охотно тянется за книгой, его привлекают яркость красок и шелест бумаги. Двухлетний ребенок любит все ощупывать, комкать, рвать. Поэтому страницы книг должны быть из твердого картона. На каждой странице ребенок обнаруживает знакомую игрушку – мяч, медвежонка, кубики, погремушку. В другой книге он видит предметы одежды, принадлежности туалета, мебель.
После того, как ребенок познакомился с кошкой, собакой, петухом, козой и другими домашними животными, ему можно дать книжку, в которой они изображены. Ребенок с удовольствием рассматривает картинки и старается подражать «разговору» животных.
На третьем году ребенок распознает уже в картинках действие, небольшие происшествия, особенно если мама помогает ему ориентироваться (рассказывает, спрашивает, читает короткие тексты). Детям нравится повторять все, что читают, или рассказывают старшие: народные песни, стихи. Охотно слушают они рассказы о себе и о других малышах.
На пятом и шестом году жизни детям особенно нравятся сказки. Они начинают отличать реальное от выдумки.

Сказки имеют большое значение для нравственного воспитания детей. Персонажи сказок раскрывают перед ребенком многообразие человеческих характеров. Ребенок легко запоминает, что такое честность, отвага, прилежание, мудрость, лень, жадность, зазнайство. В сказках всем достается по заслугам – зло наказывается, добродетель награждается. Сказки развивают воображение ребенка, а воображение необходимо каждому человеку в любой работе.

Каждую новую книгу, прежде чем поставить ее на книжную полку ребенка, родители должны прочитать сами, продумать ее содержание, просмотреть иллюстрации, решить, как преподнести ее малышу. Затем вместе с ребенком надо осмотреть обложку книги. Рисунок в ней подскажет, о чем написано в книге. После этого надо просмотреть иллюстрации, а затем прочитать ребенку сказку, рассказ или стихи.

Для того, чтобы научить детей дошкольного возраста внимательно слушать, родители должны рассказывать или читать очень выразительно. Ведь ребенок должен понять основное содержание книги без лишних объяснений. Голосом, интонацией следует выразить отношение к положительным и отрицательным персонажам и их поступкам. Читая и рассказывая, нужно также принимать во внимание продолжительность: трех-четырехлетним можно читать 10-15 минут, пятилетним – 20 минут, шести-семилетним – 30 минут. Вредно читать подряд несколько рассказов и сказок. Ребенок воспринимает их поверхностно, впечатления быстро рассеиваются, смешиваются.

Пишет
Людмила Сергеевна