Образ глины. В исключительном многообразии

Невероятное разнообразие, богатство форм и материалов, множественность функций -мир современной сантехники удивительно многообразен и сложен. Каждый день он преподносит интереснейшие открытия и свершения, носящие порой революционный характер. Однако остаются и вещи, представляющие собой незыблемую ценность, основу основ, на которой зиждется все наше представление об оборудовании для ванной комнаты как таковом! Меняясь внешне, не меняйте главного - своей сути.

Акрил, металл, стекло, искусствен­ный и натуральный камень, дерево и даже силикон. Каких только материа­лов не применяют сегодня для изго­товления сантехники. Одни подходят для этого больше, другие меньше, но в любом случае лидером в этом спи­ске по-прежнему остается керамика. Выбор материала для того или иного предмета сантехники, которые при­сутствуют в современной ванной комнате, диктуется множествбм фак­торов, одинаково важных и значи­мых: требования дизайна, техниче­ские характеристики, экологичность и гигиеничность - все учитывается и имеет значение. Случается, иногда одним фактором пренебрегают в пользу других, и тогда функциональ­ность приносится в жертву красоте, а случается и наоборот...

Назад в будущее

На протяжении своей истории че­ловечество перепробовало массу ма­териалов, которые годились для изго­товления сантехники. Начиная от ба­нальных общедоступных, заканчивая драгоценными. Умывальники и ван­ны были деревянными, каменными, медными, латунными... Со временем появились более совершенные мате­риалы, и от наследников первобыт­ного валуна, в котором собиралась дождевая вода, деревянной кадушки и медного таза во всех его проявле­ниях постепенно отказались, и, каза­лось бы, бесповоротно...

Однако все в человеческой исто­рии идет по спирали, и неудивитель­но, что в определенные моменты времени мы вновь оказываемся в той точке, из которой вышли. Дерево, камень и медь с латунью верну­лись в изготовление сантехники, ко­нечно, уже не в том качестве, что прежде, а скорее, как дизайнерские изыски. В первую очередь в принци­пе изменился внешний облик сантех­ники из этих «исторических» матери­алов, да и не стоявший все это время на месте технический прогресс силь­но увеличит уровень их пригодности для изготовления сантехники.

С медными и латунными ваннами и умывальниками все ясно: они необ­ходимы в первую очередь при созда­нии стилизованных под определен­ное время интерьеров ванных ком­нат. Основной мотив здесь, бесспор­но, эстетический. Изредка из меди или бронзы изготавливают почти штучные дизайнерские умывальники, например повторяющие облик най­денной при археологических раскоп­ках тибетской вазы.

В случае с камнем и деревом все несколько иначе. Их активное возвра­щение в оборот связано, скорее, с не­вероятно возросшим уровнем ценно­сти всего натурального в современном тотально искусственном мире. И создателей изделий из них не пугают ни трудности обработки, ни возмож­ные эксплуатационные проблемы. Хо­тя многие из них современными сред­ствами успешно преодолены. Необыч­ность дизайна, приятность ни с чем не сравнимого соприкосновения с при­родным материалом, которая позво­ляет мысленно возвращаться к исто­кам бытия, делает успех такого рода продуктов, даже несмотря на их высо­кую цену, более чем предсказуемым. Ладьи из дерева и саркофаги из кам­ня успешно продаются. Узкому кругу страшно далеких от народа ценителей сантехнического эксклюзива...

Область вечного эксперимента

Одна из главных задач, которую ставят перед собой в последние деся­тилетия создатели сантехники, - изо­бретение материалов, которые могли бы составить конкуренцию традици­онным керамике для белой сантехни­ки или чугуну для ванн. И даже преус­пели в этом, но лишь отчасти. Так, но­вые материалы по своим качествам не смогли полностью превзойти их исходных свойств, обусловленных природой происхождения, однако су­мели предложить множество инте­ресных возможностей, а также широ­ко раздвинуть горизонты дизайнер­ских решений, вступив на прежде не­изведанную почву.

Акрил, разнообразные пластики, литьевой камень не имеют жестких ра­мок, которые ограничивают сложность создаваемых форм и размеры, кото­рые могут варьироваться практически как угодно. Но при этом они не приме­няются, так как не подходят по ряду по­казателей для изготовления унитаза.

Стекло, казалось бы, по всем па­раметрам должно идеально совме­щаться с водой, тем более что более красивого и естественного обрамле­ния для нее просто не найти! Однако целый ряд факторов по-прежнему мешают ему выйти из узких рамок ди­зайнерского изыска, за исключени­ем области изготовления ограждений для ванны и душа. Теоретически из стекла можно успешно изготавливать не только раковины, ванны или душе­вые поддоны, но и унитазы, все его технические параметры это более чем позволяют. Однако здесь, несмотря на все усилия, до сих пор не нахо­дит решения важнейшая проблема защиты поверхности стекла от раз­личных по характеру известковых и грязевых отложений. И в ближайшее время кардинального решения, к со­жалению, не ожидается.

Нержавеющая сталь тоже, каза­лось бы, имеет все нужные качества, чтобы стать подходящим материалом для производства сантехники. И дей­ствительно, из нее возможно изгото­вление всех без исключения предме­тов: ванн, раковин,унитазов, биде и душевых поддонов. Но... Действи­тельно, для антивандальной сантех­ники, а также дизайнерских проектов в стиле хай-тек сталь стала совер­шенно незаменимой. Однако слож­ная технология производства, дикту­ющая высокую цену, а также специ­фический «холодный» внешний облик, исключающий даже намек на столь ценимую многими пресловутую уютность, не позволяют металлической сантехнике стать чем-то большим, чем дизайнерский изыск или вынуж­денная мера предосторожности.

И, как венец всех эксперимен­тов - прозрачные,хрупкие, как кры­лья бабочки, силиконовые ракови­ны, а теперь и ванны, которые мягко прогибаются при прикосновении... Или светящиеся объекты того же на­значения из полиэтилена, которые кажутся нам знамениями грядущего сантехнического рая... Он, скорее всего, не наступит, а если даже и на­ступит, то будет другим, еще менее практичным.

Не создавайте себе проблем!

Глина и, впоследствии, керамика -пожалуй, древнейшие материалы на Земле, одни из первых, из которых человек стал созидать предметы сво­его быта. Сначала примитивные сосу­ды наших далеких предков, потом дальнейший расцвет в Древнем Егип­те и античном мире. История отлично известна всем... И спустя 22-23 ве­ка мы получили сантехническую ке­рамику в привычном нам виде.

На открытии очередного сантехни­ческого бутика хозяина одной весьма известной в данной области компа­нии спросили, что сейчас является са­мым модным в мире сантехники. «Все натуральное и не доставляющее сво­им владельцам никаких проблем», -не задумываясь ни на минуту, отве­тил, бесспорно, авторитетный в этой области эксперт.

Из всех созданных человечеством материалов нет ничего более нату­рального, чем обожженная глина. Следовательно, керамика, в том чис­ле и сантехнический фарфор и фаянс, которые, пусть и с некоторыми нюан­сами, являются именно ею, - чисто ес­тественные материалы и ближе всего к природе.

Хотя самый биологически полез­ный для создания правильного окру­жения человека - массив натураль­ного дерева, за ним, с небольшим отставанием, следует керамика. Сантехника, изготовленная из спе­циально обработанной древесины, сейчас довольно широко представ­лена на рынке, но позволить ее уста­новить у себя в ванной может лишь человек, у которого ванных десять. А сантехнический фарфор и фаянс общедоступны.

Глина, как исходный материал, по­зволяет технологически делать все что угодно, от грубого кирпича до изящной вазы. Керамика, в данном случае сантехнический фарфор и фа­янс, принимают практически любую форму. Ни один другой материал, ис­пользуемый в данной области, не по­зволяет это делать с такой легкостью. Для того чтобы, скажем, сделать уни­таз из металла, нужно произвести ко­лоссальную работу. Раскроить металл на куски нужной формы, использо­вать для скрепления лазерную свар­ку, затереть швы, отшлифовать. И все это почти вручную... Дорогая и слож­ная технология, долгий трудоемкий процесс не позволяют наладить быст­рую работу на поток. А это как раз то, что необходимо для успешного про­движения любого продукта.

С керамикой ситуация с точностью до наоборот. Если раньше для литья сантехнического изделия было нужно от 3-4 до 12 часов, то теперь унитаз можно изготовить всего за десять минут! Но это не меняет естественной сути процесса его производства, из­менились лишь технические нюансы.

Чисто технологически альтерна­тивы керамике на сегодняшний день нет. Если даже изобретут новые ма­териалы аналогичных свойств, они не станут ей 100-процентной заме­ной. Это значит, что в обозримом бу­дущем все ведущие производители сантехники в мире будут продолжать отдавать предпочтение именно ей, создавая с одинаковым успехом и базовые коллекции, и дизайнерские шедевры.

Несмотря на все многообразие старых и новых материалов, о кото­рых мы упоминали в данной статье, именно в керамике рождается большинство самых интересных сантех­нических коллекций. А сколько из со­зданных уже стало вечно модной классикой?..

Если большой дизайнер берется за работу над сантехнической кол­лекцией, он выбирает материал, ко­торый позволит воплотить его задум­ку в жизнь наиболее полно. Отлич­ным примером здесь может служить одна из самых известных коллекций компании IDEAL STANDARD Belvedere, дизайнера Акселя Эндхофена. Она стала одновременно вершиной худо­жественных и технических достиже­ний. В основе ее дизайна лежит водо­пад, чистый источник, красота природ­ного свободного потока воды.

Кроме сантехнического фарфо­ра, она, вероятно, могла бы быть выполнена из натурального мрамо­ра, что, впрочем, сделало бы ее не­вероятно тяжелой и баснословно дорогой. Но больше ни из какого другого материала!

Архитектор многих масштабных проектов Ренцо Пиано, когда при­шел в сантехнику, опять же взял на вооружение не что иное, как кера­мику. В коллекции PIANO для IDEAL STANDARD он придал керамике при­родную чистоту и даже некоторую зоологичность.

Даже эпатажный Марк Ньюсон, разработавший проект знаменитого оперного театра в Сиднее, проекти­рующий все, от облика самолетов до флаконов духов, не попробовав себя в дизайне сантехнического фарфо­ра, не чувствовал себя полностью реализованным как художник. И тог­да создал изысканно-брутальную коллекцию сантехнического фарфо­ра Newson...

Дизайнер №1 в мире на сегод­няшний момент Антонио Читтерио для воплощения своих идей о взаимодей­ствии времени, места и пространства с личностью владельца жилища вы­брал именно керамику, создав пол­ную и совершенную сантехническую коллекцию Q3 для POZZI-GINORI.

Возможности дизайнерских реше­ний расширяются тем, что керамика позволяет легко осуществлять любые комбинации с самыми разнообраз­ными материалами. При этом собст­венно сантехнический фарфор дол­жен соприкасаться с отходами. А от­делка кожей, деревом или сталью -придавать шарм.

Во многих общественных местах мы часто видим металлические или стеклянные умывальники... Но, в си­лу жизненного опыта, подспудно не верим, что они до конца чистые. Абсолютную гигиеничность действи­тельно может предложить исключительно глазурованный фарфор. Ведь его можно мыть практически чем угодно. Кроме того, фарфор не впиты­вает никакие запахи.

Легкая утилизация отслуживших свой срок или бракованных изде­лий - очень важный вопрос. Пра­вильно подобранные глазури для керамики всегда экологически чис­тые. Конечно, не у всех производи­телей, но в основном это так. Доста­точно перемолоть отслужившие свое или неудачно изготовленные унитаз или раковину - и получается ценная добавка к шликеру для ли­тья новых изделий, позволяющая экономить исходное сырье.

Из всех видов сантехника из кера­мики наиболее долговечна. На свои изделия многие известные произво­дители дают гарантию до 25 лет. Дру­гие материалы физически столько не служат, не придя в негодность или не потеряв вида!

Что касается хрупкости изделий, из­готовленных из сантехнического фар­фора и фаянса, то если ударить молот­ком по любому материалу, даже стали или камню, они тоже не выдержат.

И в конце нашего повествования хочется привести маленький курьез на тему выбора из возможного сан­технического многообразия. Акриловые ванны, пожалуй, наиболее дос­тупны. Но люди все равно предпочи­тают чугун, природный, прочный и долговечный... Франция производит 70% чугунных ванн в Европе. Но французский профсоюз запретил грузчикам их переносить, слишком они тяжелые! И это единственная причина, по которой сокращается объем продаж чугунных ванн во Франции и Европе в целом. Интерес­но, а у российских грузчиков есть профсоюз? Будем надеяться, что ес­ли и есть, то ему не до уважаемых чу­гунных ванн.
Пишет
moscow-fab AC - (Александра Сафронова)
moscow-fab AC - (Александра Сафронова)