Венчание в Православной церкви: ответственность

Возможно, кто-то воспринимает венчание как красивую церемонию, которая разнообразит вступление в брак и обеспечит приятные воспоминания. На самом деле, все куда серьезнее. Оставим в стороне споры о сущности религии, молодым не до них. Но если будущая чета решается на церковное таинство, это означает, что они добровольно налагают на себя дополнительные обязанности, избавиться от которых по собственной инициативе уже нельзя.

Возможно, дополнительные трудности придется преодолеть еще на первоначальном этапе, до вступления в брак и венчания. Предусмотрены случаи, когда церковный брак не может быть заключен и венчание не проводится.

К таким случаям относятся: родство между женихом и невестой до третьего колена включительно, если молодые являются крестными родителями одного и того же ребенка, если родитель одного из молодоженов является крестным для второго, а также, если жених или невеста не крещены в Православной церкви.

Но церковь в наши дни не всегда настаивает на догмах. Для попавших в «черный» список есть шанс. Следует обратиться к главе епархии. Возможно, разрешение будет получено.

В отличие от прежних порядков, сегодня церковь не запрещает разводы, но предпринимает меры, чтобы осложнить процедуру, дать еще одну возможность осмыслить происходящее и спасти семью. Как известно, время лечит. На этот процесс и надеются священнослужители.

Расторгнуть церковный брак, конечно же, можно, но значительно сложнее, чем мирской. Если благословить на брак и провести церемонию венчания может обычный священник, то снять благословение имеет право только патриарх или архиепископ.

Процедура начинается совсем как в ЗАГСе, с приема заявления. Для этого необходимо лично прийти в епархиальную канцелярию и написать прошение. Термин "заявление" здесь не в чести. Лучше приходить вдвоем с бывшим супругом или супругой. Все равно церковь поинтересуется его (ее) мнением.

Впрочем, можете не терять зря время, если вашему браку меньше года, если у вас есть ребенок не старше трех лет или если желание развестись не взаимно. Церковь не дает согласия на такие разводы.

Каноны Православной церкви предусматривают не так уж и много оснований для расторжения брака. Это прелюбодеяние, по привычной ныне терминологии - измена одного из супругов, заключение в тюрьму, душевная болезнь (сумасшествие) или физическая невозможность зачать или родить ребенка. В последнем случае обязательно медицинское подтверждение болезни, а также продолжительность совместной жизни более пяти лет.

Если прошение о расторжении брака подает бесплодный супруг, то ему обычно отказывают, благородный уход в сторону, чтобы не мешаться, церковь не поддержит. Но если развод считает выходом противоположная «половина», к ее мнению, скорее всего, прислушаются. Все-таки, цель брака - именно дети.

Хотя повторные браки и не одобряются, церковь допускает венчание до трех раз. Венчание не в первый раз называют обрядом второбрачия. При исполнении обряда читают искупительную молитву, и жениха с невестой не спрашивают, хотят ли они вступить в брак.

Исключение допускается, если один из супругов женится или выходит замуж впервые. В этом случае, по просьбе молодых, священник может провести обряд венчания полностью.

Как видим, позиция Православной церкви в вопросах ответственности перед супругом и обществом сурова, но вполне конструктивна. В заключение могу пожелать только одно - будьте счастливы.
Пишет
Алексей Норкин
Алексей Норкин