Конфликт в песочнице: вмешаться или подождать?

Почему мы конфликтуем? Распространено мнение, что причина - в природе человека и борьбе за существование. Мы настаиваем на своем, чтобы выжить, обеспечить себя и своих близких необходимыми ресурсами, которых на всех не хватает. Основанный на такой точке зрения, логично выглядит вывод о том, что нормальное разрешение конфликта - это подавление одной стороны и победа другой.

Кроме «зова природы» есть еще и общественное мнение, определяющее, что допустимо в отношениях между людьми. Большинство людей, применяющих насилие в конфликтных ситуациях, все же ведет себя «в рамках приличия», понятных и приемлемых для окружающих. Общество диктует правила и при помощи социальных институтов обучает своих членов применять силу дозированно.

Но если можно «обучить насилию», значит, можно научить разрешать спорные вопросы и без применения силы. Как известно, самым эффективным обучение бывает в детском возрасте. Давайте посмотрим, как протекают «конфликты в песочнице» и как воздействуют друг на друга малолетние спорщики. Психологи выделяют следующие основные формы.

«Физическое воздействие» - дети толкаются, дерутся, отбирают друг у друга игрушки, не допускают соседа в свои игры.

«Опосредованное воздействие» - на «противника» воздействуют через кого-то: жалуются родителям, взрослым, обращаются к другим детям, привлекают к ситуации внимание громкими криками и плачем.

«Психологическое воздействие» - крики, плач, топанье ногами и катание по полу обращены на участника конфликта.

«Словесное воздействие» - партнеру даются прямые указания, что он должен, а чего не может делать («отдай лопатку», «уходи отсюда»). Заявления о собственных действиях («я буду мамой») и отказ от выполнения полученных указаний («сам уходи»).

«Угрозы и санкции» - предупреждение о возможных негативных последствиях нежелательных действий партнера, угроза жалобы («я все маме расскажу»), угроза прекращения игры («я с вами больше не буду играть») и разрыва «дипломатических отношений» («я не буду с тобой дружить»). А также различные слова и междометия, произносимые с угрожающей интонацией («понял?», «ну», «ты что?» и пр.)

«Аргументы» - попытки объяснений и обоснований своих притязаний и неправомерности претензий партнера, апелляции к правилам и «общественному мнению».

Прогресс взаимного воздействия дошкольников в конфликтах в зависимости от возраста.

Прогресс взаимного воздействия дошкольников в конфликтах в зависимости от возраста.

Детки растут и развиваются не по дням, а по часам. Закономерный процесс. Поэтому вполне естественно, что разным возрастам соответствуют разные модели поведения. Самые маленькие абсолютно не задумываются над аргументацией, преимущественно действуя еще слабенькими ручками. Зато в «предшкольном» возрасте попытки убедить «противника» превалируют.

«Переломный возраст» в свете преобладания попыток убедить над насильственными методами - 3-5 лет. Именно в этом возрасте конфликт с открытой конфронтацией, криками, плачем и дракой превращается в словесный спор.

В этом же возрасте вместе со снижением числа неразрешенных конфликтов резко возрастает количество «счастливых исходов» без вмешательства взрослых.

Постепенно дети учатся мирно решать свои проблемы самостоятельно. Насколько эффективным будет обучение в конкретном случае зависит от нас, взрослых.

Успехов, удачи, настойчивости.
Пишет
Алексей Норкин
Алексей Норкин