Влияние биоритмов на режим дня детей дошкольного возраста


В 1935 году известный физиолог И.П.Павлов произнес замечательные слова: "Человек - это высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным". И.П.Павлов, будучи физиологом, был уверен, что именно физиолог "должен научить людей, как правильно, то есть полезно и приятно работать, отдыхать, питаться, как правильно думать, чувствовать и желать". Я бы от себя добавила, что именно родители являются для каждого ребенка первыми учителями по всем жизненно важным вопросам. Именно родители являются первыми для ребенка учителями здорового образа жизни, рационального поведения в окружающей среде. Нельзя преуменьшать значение дошкольного детства, о чем говорил в своих работах известный педагог А.С.Макаренко, утверждавший, что главные основы воспитания закладываются в возрасте до пяти лет.

Многие педиатры, родители, учителя придерживаются мнения, что самым важным в воспитании ребенка является режим: режим дня, режим питания. Однако, не все могут ответить на вопрос "Почему так важно соблюдать режим?" Научное обоснование роли режима как ведущего фактора в укреплении здоровья ребенка началось сравнительно недавно - в конце 80-х годов прошлого столетия. Именно в этот период стремительное развитие получили такие науки, как биоритмология и нейрофизиология. Обратимся к биоритмологии.

Эта наука изучает одно из основных проявлений жизнедеятельности всех живых существ - цикличность процессов, которая, как и адаптация, и сохранение постоянства внутренней среды (гомеостаз), составляет жизненный базис любого человека. Из выше сказанного следует, что именно биоритмы (то есть цикличность процессов жизнедеятельности) и обуславливает соблюдение режима, который нам знаком с детства как распорядок дня.

Процессы, имеющие ярко выраженную периодическую структуру, издавна вызывали интерес человека (смена дня и ночи, смена времен года и пр.). В те далекие времена наметилась тенденция рассматривать ритмичность (ритм) как одно из важнейших свойств мира.

В настоящее время доказано, что ритмичность имеет довольно широкий диапазон проявлений - от деятельности отдельных клеток организма до сложнейших форм интеллектуальной активности.

Биологические ритмы человека имеют различный диапазон колебаний - от доли секунды до года и более. Течение биоритмов зависит как от внешних, так и от внутренних факторов, либо от их сочетания. Чаще внешние факторы мешают протеканию биоритмов (например, посторонние звуки). Из всего многообразного спектра биоритмов наиболее важными по значению являются околосуточные биоритмы (с периодом от 20 до 28 часов). Смена состояний сна и бодрствования обусловлена ритмичностью всех физиологических функций организма. Их суточная периодичность имеет большое значение в приспособлении организма к окружающей среде. Для более полного понимания ритмичности физиологических процессов, прежде всего, обратите снимание на ритмичный характер деятельности сердца и дыхания. У человека учеными обнаружено более 400 процессов, подчиненных циклическим ритмам.

Не вдаваясь в тонкие физиологические характеристики процессов, происходящих в организме человека при смене дня и ночи, обратимся к влиянию биоритмов на наших детей, на организацию их распорядка дня в соответствии с биоритмами. Сразу хочу оговориться, что речь пойдет именно о здоровых детях.

Ни для кого не секрет, что ученые давно разделили людей на три основные группы в зависимости от биоритмов. Первая группа - так называемые "жаворонки" - у таких людей работоспособность повышена в утренние часы и снижена в вечерние (рано ложатся спать и рано просыпаются утром). Вторая группа - "совы" - у таких людей период наивысшей работоспособности приходится на вечернее время (поздно ложатся спать и поздно просыпаются). Если в долевом отношении, то на долю "жаворонков" приходится примерно 25%

взрослых людей, на долю "сов" - 30%, а остальных ученые назвали "голубями" (примерно 45%) - динамика работоспособности у таких людей не имеет выраженных суточных колебаний.

Я не случайно обратилась к этим типологическим различиям. Именно эти биоритмологические различия и должны быть взяты за основу при поиске путей эффективной организации режима детей. Именно в период дошкольного детства начинается распределение на "жаворонков", "сов" и "голубей", ведь биоритмы начинают проявляться уже в первые недели жизни каждого человека. Любой внимательный к своему ребенку родитель может проанализировать динамику поведения своего ребенка в течение дня и сделать вывод о его биоритмологический принадлежности к тому или иному типу людей. В результате такого наблюдения может появиться необходимость внести коррективы в организацию режима дня ребенка и в процесс его воспитания.

Нельзя упускать из виду и тот факт, что между биоритмами ребенка и состоянием его здоровья имеется прямая зависимость. Более того, можно утверждать, что даже незначительные отклонения в состоянии здоровья ребенка являются следствием нарушения его биоритмов. Многие сталкивались с тем, что при повышении температуры у ребенка возникает плохой сон, появляется плаксивость и раздражительность. У детей болезненные состояния также проявляются и в отказе от еды, неадекватных эмоциональных реакциях,

повышенной утомляемости. Так чувствуют себя дети, придя в детский сад, чьи родители в выходные дни грубо нарушали режим дня (отсутствие прогулок, дневного сна, позднее ночное засыпание и пр.). Таким деткам трудно войти в обычный ритм (режим) функционирования детского сада. Тем более важным становится постулат о том, что выполнение режима дня важно для укрепления здоровья ребенка. Вот почему педагоги детского сада призывают родителей будущих воспитанников начинать заранее прививать ребенку тот режим дня, который принят в детском саду. Это во многом облегчает адаптацию детей, когда они начинают посещать детский сад.

Безусловно, нельзя жестко подходить к распорядку дня. Организм ребенка должен иметь возможность для адаптации. И.П.Павлов признавал важным "динамический стереотип". Он под этим понятием подразумевал регулярно повторяющуюся деятельность, но не статичную, а динамичную, то есть развивающуюся, изменяющуюся. Таким образом, прививая ребенку навык соблюдения режима, родители обеспечивают более легкую адаптацию своего ребенка в дальнейшем к изменяющимся условиям среды. Рациональный режим

должен быть стабильным и одновременно динамичным.

Родителям важно соблюдать основные режимные моменты в общении с ребенком: время пробуждения и время отхода ко сну, длительность прогулок, время приема пищи. Остальные виды деятельности ребенка, которые он осуществляет самостоятельно или совместно с родителями (воспитателями), могут изменяться и по содержанию, и по продолжительности их выполнения.

Ниже приведу пример рационального режима дня для ребенка 5-ти лет.

7.30-8.00 Пробуждение, подъем ребенка после ночного сна, гимнастика, водные процедуры.

8.00-8.30 Подготовка к завтраку, завтрак.

8.30-9.00 Игры, посильный бытовой труд.

9.00-11.30 Подготовка к прогулке, прогулка на свежем воздухе.

11.30 -12.00 Возвращение с прогулки, игры.

12.00 - 12.30 Подготовка к обеду, обед.

12.30 - 15.30 Дневной сон.

15.30 - 16.00 Подготовка к полднику, полдник.

16.00 - 18.00 Игры, подготовка к прогулке, прогулка на свежем воздухе.

18.00 - 19.00 Возвращение с прогулки, игры и занятия с родителями.

19.00 - 19.30 Подготовка к ужину, ужин.

19.30 - 20.30 Подготовка ко сну, спокойные игры и занятия.

20.30 - 7.30 Ночной сон.

Приведенный вариант распорядка дня демонстрирует нам рациональный, плавный переход от одного вида деятельности к другому без нарушения ключевых режимных моментов. Но это только схема, которую можно и нужно изменять, исходя из биоритмологических особенностей ребенка. Как это сделать?

В течение 2-3-х дней проанализируйте обычное поведение ребенка (ещё раз повторюсь, что речь идет о здоровом ребенке, производить наблюдение в период болезни бессмысленно). Важно обратить внимание на время пробуждения утром, время отхода ко сну вечером, на особенности (в частности, на продолжительность) дневного сна. Также необходимо проанализировать степень активности ребенка как в утреннее, так и в вечернее время. С учетом особенностей ребенка, нужно регулировать степень как умственной, так и физической нагрузки. Так, если ребенок - "жаворонок", то целесообразно наиболее насыщенные в физическом, информационном плане занятия проводить в первой половине дня. Для "сов", соответственно, в вечернее время. Перед сном для всех детей лучшими будут являться наименее напряженные занятия.

Для примера можно привести следующее распределение занятий по степени насыщенности.

В первой половине дня - игры на улице с мячом (подразумевается большая физическая активность ребенка), изучение нового познавательного материала (знакомство с новым животным, новым природным явлением и пр.), задания на развитие мышления (загадки, поиск предметов и пр.) - в этом занятии подразумевается большая интеллектуальная активность. Перед сном более целесообразно предложить ребенку чтение сказки (взрослый читает или рассказывает ребенку любимую сказку на ночь), укладывание в кроватку любимой куклы, игрушки ("кукла ложится спать").

Для детей со смешанным ритмом ("голубей") на какое-то время можно организовать более мягкий режим нагрузок, то есть не предлагать игр и занятий, требующих больших физических, эмоциональных и интеллектуальных сил ребенка.

Во многих детских садах сейчас работают психологи. Не нужно бояться общения с ними. Задача психолога - помочь ребенку адаптироваться в новой для него среде. Воспитатель и психолог могут помочь родителям скорректировать биоритмологические проявления ребенка, не изменяя их сущности ("жаворонок" останется "жаворонком", "сова" - "совой", а "голубь" останется "голубем"). Цель совместной работы взрослых с детьми заключается в постепенном формировании у ребенка высокого уровня работоспособности в течение дня в периоды активного бодрствования ребенка. Такая коррекция должна помочь предупредить спад работоспособности ребенка- "жаворонка" в вечернее время, а ребенка - "совы" - в утренние часы. Только рациональное дозирование умственных, физических и эмоциональных нагрузок в процессе игры способно дать положительный эффект.

Таким образом, только разумное распределение времени, отводимое на сон и прием пищи, разумное чередование физических, эмоциональных и интеллектуальных занятий (игр), может обеспечить формирование оптимальных биоритмов ребенка и в дальнейшем будет способствовать его гармоничному развитию.

Свою статью я хочу закончить замечательным высказыванием Л.Н.Толстого: "Разве не тогда я приобретал все то, чем живу теперь, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние".

Пишет
Bianca
Bianca