Помогите ребёнку полюбить горшок

Как и многие счастливые родители первенца, я собирала информацию об уходе за ребёнком, где только могла: у мамы и свекрови, из книг и журналов о детях, и, конечно, из всемирной паутины. И, чем больше было информации касательно горшка, тем удивительнее мне становилось: почему-то самым распространённым глаголом был "приучить". Сейчас, когда моему сыну 2,9 года и этот период благополучно пройден, я подумала, что мой опыт может быть полезен тем, кто с рождения видит и уважает в своём ребёнке личность, а не проводит над ним опыты по дрессировке.

Итак, горшок в нашем доме появился, когда сыну было 6 месяцев. Подумалось так: когда-то нужно купить горшок, так почему не сейчас. Решила просто посмотреть, какая будет реакция. Горшок купила в форме стульчика, синее основание, белая съёмная часть (довольно широкая). Реакция была неожиданной: до сих пор без смеха невозможно смотреть на фото, запечатлевшем безмерно удивлённого ребёнка, впервые посаженного на горшок. Не учла я многих моментов: цвет нужно выбирать с учётом симпатий ребёнка, а ещё лучше - прийти выбирать горшок вместе с ним (у него или неё уже есть свои предпочтения); горшок был чудовищно велик - сын в него просто провалился (они бывают поуже); да и просто рано ещё было (для того, чтобы сесть на горшок, нужно к нему подойти или подползти). С тех пор горшок стоял на видном месте, время от времени я стирала с него пыль и ненавязчиво осведомлялась о желании ребёнка на него присесть.

В 1,5 года я решила серьёзно подойти к задаче. Начиналось лето и на прогулку мы начали ходить без подгузника, зато с кучей трусов и шортов. Время шло, но сын не желал ни "поливать травку", ни осваивать горшок (не считая того, что катал его, как машинку). Конечно, мне порядком надоело надевать на крутящегося ребёнка подгузники, но видно было, что сын просто не заинтересован что-то менять. Тогда я стала с ним говорить о горшке, как об атрибуте взрослой жизни, не усаживая при этом на предмет разговора. Гулять сын продолжал ходить налегке (не устраивать же ему в жару сауну). А дома туалет от ребёнка не закрывали ни пустой, ни занятый. Всё время говорили: "Папа пошёл на горшок, а Лучик?", "У папы и мамы большой белый горшок, а у Лучика маленький, красивый, синий!", "Мама и папа ходят на горшок - они большие, а Лучик - в штанишки, он - маленький" (произнося последнюю фразу, нужно было улыбаться, чтобы не обидеть) и так далее. Скажу прямо - не было просто. Бывало, с улицы целый пакет мокрого белья приносила, каждый день сушила сандалии, без конца пела оды горшку, а результат - ноль. Но решимость найти общий язык с ребенком к общей пользе не позволяла опустить рук.

Где-то в сентябре я была вознаграждена за лето стараний. Во время очередного катания горшка раздался треск и у горшка отломилась ножка. Так как сын тогда особенно выделял солнечные цвета, через пару дней он стал обладателем оранжевого горшка самой простой формы... и в тот же день использовал его по назначению. Я пробовала высаживать малыша после сна или еды, он садился, но без результата. Конечно, сына за малейший прогресс начинали хвалить, а на неудачах не акцентировали внимание. Но мне становилось очевидно, что путь «удача-похвала» - не совсем то, что нужно. Нужно было НАВЕСТИ дитя НА МЫСЛЬ о необходимости горшка ДЛЯ НЕГО ЛИЧНО.

Зимой мы всей семьёй на месяц поехали в гости. Поехали в дом, к детям не приспособленный, - с коврами, дорогой мебелью. И весь этот месяц ребёнок, так и не освоивший горшок, провёл в подгузниках. Для сына, привыкшего дома ходить в марле, это было неприятным новшеством. На исходе месяца он начал истерить при одном только виде подгузников. “Будем писать на горшок?” Ответом на мой вопрос стали энергичные кивки. Ребёнок тут же нашёл горшок, сел на него и кряхтением показал всё своё усердие. Только после моральной готовности дело и начало двигаться.

С февраля по апрель были и удачные высадки на горшок, и никакие, и мокрые штаны прямо около горшка. Не было только инициативы. В конце апреля снова повеяло теплом и ребёнка как будто включили. Сначала сын начал проситься на горшок пару раз в течение дня, потом добавились вставания и ночью, и, наконец-то, стали поливать траву и деревья. Весь этот прогресс случился за каких-то 10 дней. Это было радостно и невероятно одновременно. Через месяц я, в знак доверия к ответственному человеку, торжественно сняла клеёнку с кровати. И вот, лето кончается, а мой маленький человек готов к холодам: он уже научился терпеть всю прогулку. А дома на горшок садится сам, учится вытирать попу и может сам одеть штаны. Даже по настроению может вынести за собой горшок.

Кто-то, быть может, скажет, мол, ничего в этом особенного – в 2,5 года мальчик ходит на горшок сам. Оно, конечно, так. Но весь этот путь ребёнок прошёл сам, без насилия над личностью, приобрёл СВОЙ ОПЫТ, научился быть ответственным. Это в разы ценнее для нас обоих, чем искусственно ускоренное приучение. Настолько подробно я писала не для того, чтобы вы шаг в шаг повторяли это. А для того лишь, чтобы, попав в сходную ситуацию, смогли сравнить, проанализировать и понять поступки своего ребёнка.

Вот моменты, которые были важны на этом пути:

1. Летнее тепло и обилие эмоций – лучший фон для новых привычек.

2. Одноразовые подгузники использовались только по ночам и для выхода на улицу. Всё познается в сравнении. С чем же ребёнку сравнивать, если он всё время в сухости и комфорте?

3. Всё время интересовалась мнением сына, взывала к его логике, учила мыслить -обращалась с ним как с человеком, а не как со зверьком.

4. Терпение, любовь и желание воспитать самостоятельного человека. Я искренне убеждена, что послушание – не главная добродетель ребёнка, важнее уметь учиться на ошибках, логически мыслить, оценивать ситуацию, получать собственный опыт.

Если и вы видите задачу родителя в том, чтобы помочь своему чаду выбрать путь и помочь ему лишь в начале, то, думаю, вы нашли здесь что-то интересное. Хочу пожелать вам удачи на интересном пути взаимопонимания с вашим ребёнком,который только начался.

Пишет
Юлия Мирославлевна
Юлия Мирославлевна