Выбор музыкального центра. Полоса воспроизводимых частот

Что такое музыкальный центр? Так принято называть «в народе» все, что играет музыку и не помещается в карман джинсов. От тривиальной «селедки» с двумя динамиками по краям корпуса, предназначенной для проигрывания архаичных в наши дни кассет до новомодной всеядной горки, оснащенной десятком разномастных колонок и проигрывающей в буквальном смысле «все, на чем записывают звук».

Основные характеристики звуковых устройств известны. Это полоса воспроизводимых частот, или частотный диапазон, выходная мощность и коэффициент нелинейных искажений. Значения последнего можете не искать в характеристиках. Для бытовых аппаратов его обычно не указывают, поэтому и рассматривать его не будем, считаем, что «с ним все нормально».

Полоса воспроизводимых частот – важный параметр, в документации качественных аппаратов уважаемых брендов обязательно укажут его значение. Считается, что ухо человека воспринимает звуковые колебания в диапазоне от 20 герц до 20 килогерц. Но сигнал частотой 20 килогерц услышит далеко не каждый. У всех нас свои особенности слуха, а по наблюдениям медиков после полувекового юбилея мало кто из нас способен услышать звуки частотой выше 12 килогерц.

Как показывают исследования, наибольшую информационную ценность для передачи речи имеют частоты от 300 герц до 3,4 килогерц. Но для прослушивания музыки такого диапазона явно недостаточно.
Практические значения верхней границы колеблются от 12,5 килогерц, что встречалось не так уж редко среди аппаратов, воспроизводящих кассетные записи, до 24 килогерц у очень высококлассных устройств. Последний случай действительно для гурманов и редких счастливчиков, обладающих анатомической способностью оценить наличие таких высокочастотных составляющих.

Следует также отметить, что физические способности – не единственное ограничение, которое надо учесть. Прослушиваемая музыка еще должна «включать в себя» такие крайние значения. Например, записи на кассете с магнитной пленкой самого лучшего качества никак не могут содержать в себе сигналы частотой выше 16,5 килогерц.

Музыкальные записи на DVD способны передать все нюансы музыки. Точнее, передают эти нюансы лучше других цифровых носителей. На диске относительно много места, и размер музыкального файла – не самая критичная величина. Поэтому запись в формате DVD ухудшает качество звучания в минимальной степени в сравнении с другими «бытовыми» цифровыми форматами.

А вот популярный mp3 взыскательного слушателя не обрадует. Дело в том, что для уменьшения размера файла применяются методы сжатия, ограничивающие значения параметров звука, прежде всего, верхней границы частотного диапазона. Чем выше битрейт, тем меньше потерь и больше размер полученного файла. Например, для битрейта 128 Кбит/с граничная частота обычно составляет всего 16 КГц.

Несмотря на то, что нижняя граница звуковых частот, воспринимаемых человеческим ухом, ограничена 20 герцами, человек «чувствует» и более низкие звуки, или инфразвук. Восприятие происходит всем телом. Вспомните, как воздействуют на вас низкочастотные басы на дискотеках.

Какие же практические выводы?

1. Выбирая музыкальный центр, учитывайте, что высокие характеристики не всегда нужны и попытка выбрать «самое крутое» может увеличить затраты без всяких на то оснований.

2. Частотный диапазон 20 герц – 20 килогерц устроит почти любого ценителя музыки. За редким исключением.

3. Для проигрывания только записей в формате mp3 вполне подойдет не самый дорогой аппарат с ограничением верхнего значения частоты диапазона 16 килогерц.

4. Значение нижней границы диапазона частот должно быть как можно меньшим, что позволит наилучшим образом проигрывать низкочастотные сигналы.
Пишет
Алексей Норкин
Алексей Норкин