Сущность и происхождение религии

Религия - внутри нас; она - наша жизнь. Религия определяет наше поведение, наши общественные и социально-экономические интересы. А всё, что составляет наше духовно-душевное внутреннее состояние, то по естественному порядку вещёй трудно для нашего наблюдения и изучения; всякое наше переживание, оттягивая к себе наше внимание, не дает места объективному к нему отношению.
Религиозные переживания так сильно владеют нашей душой и так многообразно переплетаются в ней с другими ощущениями и состояниями, что невозможно отделить, из общего душевного переживания, религиозные чувствования и, в отдельности от других, наблюдать их и изучать.
Самый опытный, в духовной жизни, человек и самый наблюдательный не в состоянии заметить, где у него заканчиваются религиозные чувства и где начинаются другие, хотя бы, например, нравственные и эстетические. Здесь-то и коренится причина того, почему религию, в разное время, то отождествляли с моралью (Кант), то с потребностью в творчестве (Вл. Соловьев), или знании (Гегель), то ставили её в зависимость от чувства страха природы (Лукреций).
По словам историков и исследователей жизни народов, религия есть общечеловеческое достояние. Не было, и нет ни одного народа, у которого не было бы религии.

* * *

Ограниченному уму, при поверхностном взгляде, кажется, что религии отличаются одна от другой - у каждой есть свои собственные боги, праздники, священные книги, молитвы, ритуалы, святые места и храмы, а также многочисленные правила, по которым должны жить верующие.
То, что в одной религии признается добродетелью, в другой может считаться грехом.
Например, убийство коровы, для индуиста, более тяжкий грех, чем убийство простого человека, в то время как в некоторых других религиях, на праздники, принято резать коров.
В синагогу и мечеть запрещается входить с непокрытой головой, а в православном храме мужчинам нельзя находиться в головном уборе.
Иудеям не разрешается упоминать имя Господа всуе, а индуисты считают: чем чаще произносить имена богов, тем лучше.
Для мусульманина выпить вина - это грех, а христиане причащаются вином в храмах.
Отдельные различия, между некоторыми религиями, могут показаться прямо противоположными, и таких примеров можно привести сотни.
Однако, не все так просто, кроме различий, есть и то общее начало, так сказать фундамент, на котором построена любая религия. Что же общего у всех религий? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть, как «устроена» каждая из них.
Если попытаться проанализировать, что собою представляет религия, как социально-духовное сообщество, со всеми плюсами и минусами, то получится не совсем привычная картина.
Существует религия «номер один», т.е. религия обрядов и внешних форм, обладающих внешним великолепием и блеском или наоборот, мрачным и диким характером.
Есть религия «номер два»: религия веры, любви, обожания, импульса, энтузиазма, которая очень скоро превращается в религию преследований и истребления еретиков.
Есть религия «номер три» - интеллектуальная, теоретическая религия, религия доказательств и доводов, основанных на логических выкладках, соображениях и толкованиях.
Религии номер 1, 2 и 3 - это единственные религии, которые мы знаем; все известные религии и секты принадлежат к одной из этих трех категорий. Можно и дальше продолжить этот необычный счет, но чтобы осознать, что собою являют религии под номерами 4 и 5, необходимо «подняться» над суетой земного мира и заглянуть в себя, чтобы увидеть истинную необходимость связи с Богом.
Безусловно, все эти номера не более чем условность, символика. Чтобы конкретизировать эту тематику, для понятности, возьмем для примера какую-нибудь определенную конфессию. Далеко ходить не будем, идеальный вариант - христианство.
Христианство «номер один» не более чем - язычество в христианских одеждах. Христианство «номер два» - эмоциональная религия, иногда очень чистая, но лишенная силы, а иногда полная силы и кровопролития, ведущая к ужасам инквизиции и религиозных войн. Христианство же «номер три» - религиозная форма протеста и диалектики, доказательств и теорий.

* * *

Каждая религия с момента возникновения развивалась параллельно по двум направлениям.
Первое - хорошо известное и массовое - внешнее, основанное на вере и соблюдении религиозных предписаний. Это направление со временем оформилось в религиозные организации со своей атрибутикой, обрядами и храмами, где верующие могут отправлять культ.
Второе направление - малочисленное и закрытое для непосвященных - внутреннее, основанное на тайных знаниях и интенсивных практиках. Оно позволяет своим последователям (посвященным) практически изменять себя в соответствии с идеалами, провозглашенными создателями той или иной религии. При этом, посвященные, благодаря непосредственному переживанию познают глубочайшие истины, которые лежат в основе всех религий. Для посвященного важно получить мистический опыт, а не соблюдать обряды и ритуалы, которые основаны на определенных религиозных нормах и правилах. Поэтому посвященных и именуют мистиками (от греч. «mystikos» - «таинственный»).
На основании всего вышеизложенного, можно дать определение религии: религия есть связь человека с Богом, она есть процесс общения человека с высшим, таинственным существом, именуемым Богом, охватывающее всего человека и возводящее его до единения с Богом в молитве, и до богоуподобления в жизни.
Насколько религия является внутренней потребностью человека и что имеет своею целью? Зачем она нужна человеку? И не может ли человек без неё обойтись?
Ответы на эти вопрос - предмет отдельного серьезного разговора, в котором каждый из нас найдет то единственное и правильное, которое или приведет на встречу с Богом, или же уведет в сторону по той простой причине, что мы к ней не готовы....
Пишет
Александр Росс
Александр Росс