Философия единства религий

Важно подчеркнуть, что основатели любой религии говорили только о том, что было для них реальностью, результатом их собственного опыта. Они обладали не верой в то, о чем говорили, а прямым знанием этого. Прямое знание является результатом непосредственного восприятия. Точно так же зрячий человек знает о существовании солнца потому, что сам видит его, в то время как слепой может только верить в его существование со слов зрячего. Поэтому-то, в каждой религии обязателен элемент веры и как следствие - сопровождающие его различные ритуалы поклонения. Ведь обычные люди, привлеченные чудесами и проповедями святых, сами никогда не переживали ничего мистического. Поэтому, для них, единственным способом прикоснуться к Великой Истине были вера и поклонение. Строились храмы, создавались молитвы и ритуалы, - все это укрепляло веру, и помогало поклонению. Однако, всегда находились люди, которые были способны на большее. Благодаря особым приемам работы над собой такие люди настолько усовершенствовали себя, что сами научились переживать то, о чем говорили их учителя. Методы самоусовершенствования передавались от учителя к ученикам, их количество со временем росло, образуя целые школы.
Существующие религии можно сравнить со зданиями различных архитектурных стилей. Внешний вид и форма зданий различны, но любое здание имеет фундамент, несущие конструкции и крышу. Так же и многие религии, поражающие обилием обрядов, различным устройством, убранством храмов и многообразием ритуалов, имеют сходные составляющие: «фундамент» и «несущие конструкции», представленные вероучением.
«Фундамент» большинства религий един - это мистический опыт. Мистики и пророки всех времен и народов рассказывают о своем мистическом опыте, нередко, одними и теми же словами. В них Высшая Реальность предстает как всепонимающее, любящее, наполненное светом и блаженством пространство.
Что касается вероучения, то и здесь основными «несущими конструкциями» являются единые принципы. Как устройство внешнего и внутреннего мира человека, так и пути, ведущие к Богу и спасению, обладают общими чертами. Многие религии признают в качестве единственно правильного пути к Богу - путь отказа от своих эгоистических устремлений, дорогу любви, своим же последователям предписывают выполнять этические правила, подобные новозаветной заповеди: «...отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» (Рим. 12.9).
Если рассмотреть главные принципы этики основных направлений христианства, индуизма, даосизма, буддизма и других религий, то окажется, что все они, так или иначе, дополняют друг друга.
Новый Завет утверждает, что «Бог есть любовь» (Ин. 4, 8), а санскритские сутры признают Бога «источником всех знаний и всякой любви». Даосизм отмечает, что «Дао - существо нежное», а Коран провозглашает: «Аллах Милостив и Милосерден». Это подразумевает, что в истоках бытия находится Божественная Любовь, и приблизиться к Богу можно, только развивая в себе все более совершенную любовь.
«Неустанно развивайте в себе бодхичитту» (т. е. совершенное сострадание ко всем живым существам), - призывают буддийские монахи. «Сие заповедую вам, да любите друг друга» (Ин. 15.17), - учит Иисус Христос. Для мистиков ислама Всевышний «есть Любовь, Любящий и Возлюбленный».
Многие религии предлагают подробные разъяснения относительно того, как следует развивать в себе совершенную любовь. Это происходит по мере того, как человек учится любить весь окружающий мир и видеть в каждом человеке и событии проявление Воли и Любви Бога. Другие предписания и правила, вытекающие из этого главного завета многих религий, также очень похожи. Они включают в себя принципы, аналогичные заповедям Нового Завета, такие предписания как «не убий», «не укради» и т. д.
Так, в индуистской и буддийской традициях принципу «не убий» соответствует «ахимса» (не причинение вреда всем живым существам ни в мыслях, ни в словах, ни в действиях), а заповеди «не укради» - «астея» (отсутствие стремления к обладанию чужими вещами), и т. д.
Сходство религиозных моральных предписаний приводит к тому, что многие философы и богословы начинают говорить о единой мировой этике, «космической этике», в той или иной степени представленной в моральном своде той или иной религиозной традиции.
Пишет
Александр Росс
Александр Росс