Загробная участь души: Переселение или Перевоплощение?

Можно считать, что идея перевоплощения, так и идея переселения души произошли из одного, общего источника - из учения о всеобщем повторении, или о вечном возвращении. И все же, учение о переселении души, как справедливо заметил философ С. Франк «нужно отличать от учения перевоплощения». Первоначальным источником учения, о переселении души, является сознание, что смерть есть не однократное испытание, через которое должен пройти человек.
Мысль, что индивидуальная человеческая душа не привязана, раз и навсегда, к данному телу, а способна (по смерти, а иногда и при жизни) от него отрываться и воплощаться в новое тело - есть едва ли не общая вера всех, если не большинства религиозных доктрин. Это есть естественный вывод из «анимистического» представления о душе, как о духе (аналогичном демонам и другим духам), т.е. как об особом существе, лишь случайно обитающем в данной телесной оболочке.
Народные верования и сказания едва ли не всех народов наполнены верой в способность человека принимать образ животного, растения, камня и т.п.
Злые силы могут заколдовать человека, в этом направлении, и придать ему какой-либо нечеловеческий облик, добрые силы могут сделать нечто в интересах спасения человека от врагов или успеха его предприятия. История первобытных религий показала, что религиозным первоначальным миросозерцанием, если не у всех, то огромного большинства первобытных народов был тотемизм - вера в происхождение данного племени от определенного животного, которое почитается священным покровителем и божеством племени.
На первых ступенях духовно-религиозного развития людям представлялось естественным тождество человеческого существа с животным (несмотря на различие телесного обличия), откуда и возникает представление о легкости перехода одного в другое. Сюда же относится и языческое представление об идолах, как реальных воплощениях богов. Ветхозаветное представление об особом творении, по «образу и подобию Божию», т.е. принципиальном различии между человеком и всеми остальными живыми существами есть, несомненно, настоящий уникум в истории религиозных верований. Это - новое, единственное и небывалое откровение о существе человека (и Божества).
Переселение души, как учение, пустило глубокие корни в почву всех религий. Это относится и к сокровенным учениям христианской церкви. По существу догмат переселения единственный, который вполне согласуется с христианским понятием о конечной справедливости.
Странствия души прихотливы. Она может принять телесную оболочку животного, превратиться в листья дерева и даже в камни. Согласно преданию, Будда до своего рождения испытал множество различных состояний. Душа его обитала в 58-ми королях, прошла через 18-ть обезьян, 4-х лошадей, 4-х змей, 3-х ящериц и 2-х рыб.
Образное мышление индусов поэтически отождествляло переселение души с океаном. Волны, набегающие друг за другом на берег, символизировали неизменные рождения. Пена, возникающая на гребне, сравнивалась с бренными, преходящими телами. Другой берег океана воплощал в себе безмятежное состояние – «нирвану», что в переводе с санскрита означает «угасание, успокоение».
Итак, что же ждет наши души после смерти: переселение и перевоплощение?
Древнегреческий мыслитель Платон разделял пифагорейскую теорию странствия души. Он был убежден в том, что души людей несправедливых, склонных к тирании и хищничеству, перейдут в тела волков, коршунов и ястребов. Иная судьба ждет тех, кто всегда сохранял добродетель, сопряженную со справедливостью. Такие души войдут в тела мирных животных, например пчел, ос и муравьев. Но, также возможно и то, что они вернутся и в человеческие тела, став носителями благочестия, что будет более чем реальным, если Бог, по милости своей, для них, как достигших определенного уровня духовности, закон переселения заменит на закон перевоплощения.
Пишет
Александр Росс
Александр Росс