Знаменитые москвичи. Что ещё сделал «отец» атомной бомбы Игорь Васильевич Курчатов?

Все знают Игоря Васильевича Курчатова как «отца» атомной бомбы. Но журналисты больше представляют его великолепным организатором, чем учёным. А атомные секреты считаются украденными за рубежом. О его научных работах, как физика, знают гораздо меньше. А без них не было бы Курчатова-организатора. Что же он сделал для науки?

Но сначала он родился 12 января 1903 года – 105 лет назад. В 1923 году окончил физико-математический факультет Крымского университета.

В начале 1924 года появилась первая научная работа Курчатова – о радиоактивности снега. А с 1925 по 1930 год с коллегами по Ленинградскому физико-техническому институту под руководством А.Ф.Иоффе занимается диэлектриками. В результате этих работ был открыт новый класс диэлектриков – сегнетоэлектрики. В 1931-32 годах провёл ряд исследований по физике полупроводников – изучал фотоэлементы с запирающим слоем. В 1934 году за работы по сегнетоэлектрикам, диэлектрикам и полупроводникам Игорю Васильевичу Курчатову присуждается степень доктора физико-математических наук без защиты диссертации.

В 1932 году Курчатов начинает заниматься ядерной физикой. К этому времени ярко проявляются его таланты создателя и руководителя научных коллективов. Совместно с сотрудниками создаёт в 1933 году высоковольтную установку и ускоритель протонов. В 1934 году начинает исследования по физике нейтронов. Вместе с коллегами открывает в 1935 году явление ядерной изомерии у брома. Проводит исследования ядерных реакций быстрых и медленных нейтронов. Доказывает захват нейтрона протоном. С 1939 г. начинает изучать деление тяжёлых ядер. В 1940 году под руководством Курчатова его ученики открывают самопроизвольное деление ядер урана. В этом же году Курчатов доказал возможность и осуществил цепную ядерную реакцию в системе урана с тяжёлой водой.

С начала войны Курчатов работает над проблемой защиты кораблей от магнитных мин, что позволило уменьшить потери флота. В это время его лаборатория эвакуируется в Казань. В конце августа 1942 г. Государственный комитет обороны принимает решение о развёртывании работ по физике ядра. В одном из зданий во дворе Казанского университета создаётся секретная «Лаборатория №2». В начале 1943 года она переезжает в Москву сначала на ходынское поле, а потом на берег реки Москвы недалеко от Серебряного бора. 30 лет спустя в казанском здании обнаружились следы радиации, и нам, как специалистам, пришлось заниматься их дезактивацией.

В 1943 году Курчатов с сотрудниками лаборатории разрабатывает теоретические и экспериментальные методы, необходимые для разработки ядерных реакторов. Разведданные об американских исследованиях в этой области способствовали ускорению работ, но не содержали ключевых идей. В декабре 1946 года был запущен первый в нашей стране уран-графитовый реактор. На его базе позднее были созданы атомная (1949) и водородная (1953) бомбы. В 1954 году под непосредственным руководством ученика Курчатова Д.И.Блохинцева запускается первая в мире атомная электростанция. Другие его ученики в эти же годы создают реакторы для атомной подводной лодки (1958) и первого в мире атомного ледокола (1959). В 50-е же годы под руководством Курчатова начинаются исследования по проблеме управляемого термоядерного синтеза.

Умер академик Игорь Васильевич Курчатов 7 февраля 1960 года в возрасте всего 57 лет.
Пишет