Необычные шахматы - интеллектуальное развлечение!



Я играю в шахматы с 5 лет. Но играю редко и так получалось, что все мои партнеры не отличались особым мастерством, и мое мастерство поэтому тоже оставляет желать лучшего. Да и надоедают обычные шахматы все-таки... А поиграть во что-нибудь этакое, заумное, хочется...

В разное времена разными людьми (и любителями шахмат, и гроссмейстерами, и математиками) были придуманы совершенно новые игры на шахматной доске и с шахматными фигурами, но с необычными правилами. Приведу несколько примеров (часть идей взята из книги Евгения Гика "Интеллектуальные игры").

1.Цирце. Расстановка фигур классическая, но взятие происходит полиному: после взятия неприятельская фигура возвращается на исходную позицию. Пешка — на вторую горизонталь той вертикали, на которой была побита. Кони и ладьи — на поля по выбору берущего игрока, слоны — на соответствующие поля своего цвета. Если же исходные поля взятых фигур заняты, фигуры снимаются с доски навсегда. Пешки, достигшие последней горизонтали, обмениваются на новые фигуры, которые выставляются на исходные позиции (а не на места превращения пешек).

2.Шахматы Фишера. Ходы и взятия по обычным правилам, но другая начальная расстановка. Пешки стоят на второй и седьмой горизонтали, а фигуры выставляются следующим образом (обязательное условие — слоны должны быть разнопольными). Черные начинают расстановку первыми, берут любую фигуру и выставляют ее на любое свободное поле восьмой горизонтали. Белые выставляют такую же фигуру на поле этой же вертикали, на первой горизонтали, затем — любую фигуру на любое свободное поле первой горизонтали. Черные выставляют симметрично им, затем выставляют свою фигуру на свободное поле восьмой горизонтали. И так продолжается до выставления всех фигур. Белые ходят первыми. Рокировки нет.

3.Замедленные шахматы. Выставляются вначале только короли (симметрично, первыми выставляют черные), а остальные фигуры — в процессе игры, выставляются на первую и восьмую горизонталь соответственно. Соблюдается правило разнопольности слонов одного цвета. На своем ходу игрок имеет право либо пойти или взять уже выставленной фигурой, либо выставить свою фигуру. В этой игре противник уже не обязан выставлять свою фигуру в ответ, и не обязан соблюдать симметрию (кроме выставления королей). Побитые фигуры больше нельзя выставлять. Пешки, дошедшие до последней горизонтали, могут быть использованы для «воскрешения» побитых фигур, чтобы те можно было выставить в подходящий момент. Рокировки нет, белые ходят первыми.

4.Шахматы втемную. Игроки до начала игры ставят перегородку (между 4 и 5 горизонталью), и каждый втайне от другого выставляет пешки и фигуры на своей половине доски в любом порядке, с соблюдением разнопольности слонов. Игра начинается, когда все фигуры расставлены. Фигуры ходят и бьют по обычным правилам.

5.Магические шахматы. Есть колода «магических карт», с написанными на ней «заклинаниями». Правила расстановки — как в замедленных шахматах. На своем ходу игрок может либо сделать ход, либо выставить фигуру, либо использовать магическую карту. Колода общая, в начале игры перемешивается. Заклинания — на ваш выбор, например - «если ваш ферзь уже был убит, на этом ходу вы можете выставить его на любое свободное поле ближайшей к вам горизонтали», или - «на следующем ходу вы имеете право сделать два хода одной фигурой» и т. д. На ваш выбор!

Есть и множество других подобных игр, но эти, на мой взгляд, - самые интересные и непредсказуемые. Вы можете сами придумать свои правила подобных необычных игр. Пробуйте!
Пишет
Александр Андреевич
Александр Андреевич