Как заменить учёбу обучением и обучаться новому быстро и эффективно?

«Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь…»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Вот именно, чему-нибудь и как-нибудь… Скучно и неинтересно. А ведь сегодня, чтобы преуспеть в любой профессиональной области, надо всё время учиться. Это утверждение, я думаю, обоснований не требует.

Я учился в школе, ПТУ, институте, на десятках различных курсов. Польза от этого близка к нулю, об эффективности забудем. Общая схема такова – преподаватель «начитывает» материал, а учащийся (студент) должен его, как попугай, повторить. Схема, конечно, утрированная. В результате – преподаватель обычно не понимает, о чём он говорит, студент не понимает ещё больше и, если пытается понять, начинает задавать вопросы, на которые преподаватель отвечает либо на очень коротких и регламентированных практических занятиях (которые разнесены с теорией во времени), либо в конце лекции, (которая обычно заканчивается со звонком). Полжизни, да нет, больше, оказывается потрачено неизвестно на что.

Скучно и неинтересно. Досужие американцы даже подсчитали – заинтересованный ум усваивает от 20 до 500 раз больше информации, чем незаинтересованный. В 500 раз! Посмотрите, сколько у нас в любом классе общеобразовательной школы заинтересованных умов.

А что, если учёбу – вбивание чужих мыслей – заменить обучением – формированием навыков (полезных привычек). Попробуем…

По существу, учеба – это вид дрессировки. Или самодрессировки. Одним из первых на это обратил внимание Дэвид Колб, который сформулировал понятие «обучения практикой», которое в настоящее время признано основой успешного обучения. Он утверждал, что обучение
1. начинается с возбуждения интереса. Или, в том переводе, как я его читал, с желания узнать.
2. Затем следует накопление практического опыта.
3. Потом даётся общепринятая теория в очень сжатом виде.
4. Далее следуют выводы, возникшие в результате размышлений, что приводит к созданию новой модели или теории.
5. Далее вновь идет стадия возбуждения интереса, активного эксперимента и дальнейшего усовершенствования.

И так дальше…

Шведский специалист в области обучения Клас Мелландер представляет цикл обучения в следующем виде:
1. Мотивация: психологическая готовность и восприимчивость;
2. Информация: факты и данные преобразуются в информацию;
3. Обработка: информация преобразуется в опыт и понимание;
4. Выводы: момент «озарения», когда опыт и понимание превращаются в умение;
5. Применение: знание превращается в навыки и подходы;
6. Обратная связь: дальнейшие размышления и усовершенствование.

Другой подход к модели Мелландера – это взгляд на обучение как на процесс, состоящий из четырех основных и двух дополнительных стадий. В качестве примера возьмем процесс приготовления омлета:
1. Возникновение желания: Вы знаете, что такое омлет, или раньше пробовали это блюдо.
2. Сбор основной информации: Вы читали рецепт и думали, как приготовить омлет.
3. Сбор дополнительной информации: Вы понимаете, почему важно не бросать скорлупу от яиц в смесь и почему масло не должно быть слишком горячим.
4. Поучить результат: готовый омлет.
5. Осмысление результата: получился омлет или нет, сравнение с идеальным результатом. Получение удовольствия или неудовольствия
6. Встраивание в систему жизненных ценностей: Вы интересуетесь, почему важно иметь ингредиенты хорошего качества, и как омлет вписывается в сбалансированную диету.
Основные стадии – первая, вторая, четвёртая и пятая, дополнительные (они могут быть, а могут и не быть) – третья и шестая.

Знания – это всего лишь один из результатов обучения. Главное в процессе обучения – получить навыки решения проблем в определённой области.

На бытовом уровне это может выглядеть так: обучая сына или дочь управлению автомобилем, вы, наверное, опираетесь на собственный опыт. Но для того чтобы обучить, Вы не сможете выразить свои знания только словами. Для наиболее быстрого обучения Вам, наверняка, придётся продемонстрировать, как это делается…

И ещё. Главное правило, которое знает каждый дрессировщик, но не каждый преподаватель. Процесс дрессировки, пардон, обучения, гораздо быстрее идёт с положительным подкреплением, чем с отрицательным.

Особенно, в самом начале!

Просто критика очень быстро убьёт интерес, и обучение практически остановится.

Поэтому, хвалите себя за достижения. Пусть даже и самые незначительные.

Желаю удачи.

Она Вам тоже очень пригодиться.
Пишет
Груздев Михаил
Груздев Михаил