Как выбрать свой ВУЗ?

Выбрать свой ВУЗ достаточно непросто. Для начала, конечно, встает вопрос престижности заведения и денежных средств на пятилетнее (а где и шестилетнее) мероприятие. Но для краткости остановимся на той оптимистичной точке зрения, что перед нами открыты все дороги. Что, в общем-то, очень похоже на правду: кто может, тот заплатит, кто хочет, тот пробьется.

И тут перед собой необходимо быть абсолютно честным. Не строить иллюзии - вообще полезно по жизни. Если ты знаешь, что лично ты идешь только учиться, в силу различных обстоятельств (таких как сильная природная застенчивость, исключительная тяга к знаниям – в народе – «ботан», занятость на работе и т.д.), то ориентиры в данном случае следующие. Во-первых, необходимо держать курс на «качество» преподавателей данного ВУЗа. 80% его преподавателей должны быть никак не ниже кандидата наук. Это позволит получить необходимые знания, умения, навыки, чтобы быть конкурентно способным специалистом. Во-вторых, реально представлять для себя картину будущего: наука или практика. Данное соотношение отражается в дисциплинах предполагаемой специальности, которые будут изучаться. Эти самые специальности обычно можно узнать либо у учебной части, либо на сайте ВУЗа, либо посмотрев расписание студентов. В-третьих, возможные программы по обмену с другими странами в сфере высшего образования. Ведь если положить годы на рьяное служение науке, то хотя бы и на мир посмотреть.

Если ты собираешься провести время в институте не только полезно, но и весело (причем, порою, даже очень весело и в ущерб «полезности»), то актуальными станут другие аспекты. Про них редко рассказывают на дне открытых дверей, но можно узнать у «аборигенов» ВУЗа. Это летние и зимние лагеря для студентов, ведь отдыхать и от учебы надо, да еще и в хорошей компании. Про внеучебную, но всё-таки студенческую жизнь расскажет наличие стенгазет с мероприятий, команды КВН, неформального форума на сайте ВУЗа. Также следует обратить внимание на присутствие всяческих спортивных, танцевальных и литературных кружков. Это дает хорошие возможности личностному развитию (а не только интеллектуальному) и поможет заводить новые знакомства. Собственная газета ВУЗа – отличный простор для реализации таланта журналиста или фотографа (а если повезет и хватит сноровки, то и редактора). Стоит обратить внимание на процентное соотношение девушек-юношей, особенно если есть жгучее желание завести вторую половинку.

И не стоит забывать о совершенно, на первый взгляд, незначительных вещах, которые, однако, являются важными в нелегком процессе получения знаний. Это, например, время, которое ты проводишь в дороге к ВУЗу. Следует оценить, насколько удобно добираться до места обучения, так как спозаранку чем дальше универ, тем меньше хочется вылезать из постели. А утренние лица в маршрутках и метро редко вдохновляют на учебные подвиги.

Немаловажное место в студенческой жизни занимает столовая или буфет, поэтому качество этих заведений следует обязательно учитывать. Пять лет на домашних бутербродах могут привести исключительно к открытию всех стадий гастрита.

Выбирая действительно СВОЙ ВУЗ, ты выбираешь не только будущую профессию (которую, если что, еще несколько раз поменяешь), но в большей степени и мировоззрение, мироощущение, друзей. Часто не на пять лет, а на всю оставшуюся жизнь.

Пишет
Суркова Ирина
Суркова Ирина
Комментарии
  08 ноя 2009 07:54
Смотрю на проблему с двух сторон: как мама выпускницы-2010 и как преподаватель ВУЗа. Дщерь моя относится к категории "ботанов" с исключительным желанием учиться, поэтому ни ранние подъемы, ни дорога до места учебы ее не пугает в принципе. Живем к северо-востоку от Москвы (Ярославское направление) - все выбранные ВУЗы, в которые чадо собирается подавать документы, находятся исключительно на юго-востоке и юго-западе... Ну, что же делать, если с нашего краю Москвы не организовали того, что ей хочется! А как преподаватель, могу сказать, что кандидатская степень - не показатель качества преподавания. Человек может быть великолепным ученым, владеть современой терминологией и пользоваться новейшими методиками, но не уметь объяснять "для бестолковых". На начальном этапе познания трудно всем, багаж знаний после школы у всех разный - что будет чувствовать тянущийся к знаниям молодой человек, когда преподаватель, вместо того, чтоб объяснить непонятное на доступных примерах, раздражается от того, что его не понимают? Еще один аспект - качество кандидатских диссертаций. По указанной автором причине все кафедры стремятся, чтоб в их составе было как можно больше кандидатов наук, поэтому защиту нередко проходят "сырые" диссертации, уровень которых соответствует хорошей дипломной работе и которые еще дорабатывать и дорабатывать... У того, кто такую диссертацию защищает, вполне одобряемая руководством ВУЗа цель - стать кандидатом наук, научное значение такой диссертации близко к 0. Так что для человека, стремящегося к знаниям, гораздо важнее не процент кандидатов наук в ВУЗе, а наличие в преподавательском составе известных личностей.
  08 ноя 2009 14:21
Конечно, дорога пугает не всех (Ломоносов до Москвы дошел). Но, опять же, это два-три часа времени практически впустую, те же вирусы-инфекции в общественном транспорте не дремлют вместе со всякими малоприятными приставучими лицами.
Частично согласна с Вашим высказыванием о кандидатах наук. Но это, по-моему, отражение общей тенденции: слабые студенты - слабые кандидаты - слабые ученые - слабая российская наука. И хороший ученый еще не означает хороший преподаватель. А известные личности часто переносят (отменяют) свои лекции из-за своей хронической занятости на благо известности. И не всегда могут сподвигнуть к знаниям. К знаниям сподвигается сам человек, преподаватель может только советовать (если он грамотный специалист, а не известная личность).