Уроки жизненного успеха. Почему их нет в обычной средней школе?

«Все мы учились понемногу,

Чему-нибудь и как-нибудь.»

Пушкин. Тот самый А.С и «сукин сын».

Если уж гениальный лётчик, а Пушкина никто не называет иначе, как АС, причём с большой буквы, написал такое, то что уже говорить о нас, обыкновенных человеках. А ведь учился он помните где? В элитнейшем учебном заведении того времени!

Вспомните, сколько историй ходит о несчастных, неприспособленных к жизни отличниках и откровенным хулиганам и неучам, которым откровенно «повезло». Я уже подробно описывал, почему так происходит в статье «Почему троечникам и хулиганам в жизни везет больше, чем отличникам?»

Обычная, среднестатистическая средняя школа (каламбурчик какой!) учит считать, писать, читать. Эти умения одинаковы важны абсолютно для всех! Кстати, чтобы их приобрести, совершенно не обязательно ходить в школу...

А вот что происходит дальше…

Чтобы не быть голословным, сошлюсь на личный опыт. У самого дочь учится в 6-м классе средней школы.

Уроки труда — моя 13-летняя дочь шьёт те же трусы и юбки, как и её мама, которой уже за 40. Зачем в наше время уметь шить юбки! Или трусы! Это что, такая же жизненная необходимость, как уметь читать и писать?

На уроках информатики консультирует учительницу по информатике, молодую женщину, у которой «личные проблемы» и ей некогда разбираться «во всяких там интернетах».

На географии — показывает учителю, как пользоваться программой поиска по карте от великого Гугла.

На уроках изобразительного искусства получает тройки, так как уже закончила художественную школу и ей просто неинтересно весь урок рисовать то, что она может нарисовать за 5 минут! Она нарисовала быстро, начинает вертеться и помогать другим. А этого делать никак нельзя! А то, что рисунок безукоризненный, так на это наплевать, ведь дисциплина в классе гораздо важнее.

История — та же песня, отвечать нужно по учебнику, спрашивать тоже только о том, что есть в учебнике. Попробовала раз поспорить с учительницей, каким оружием и снаряжением пользовались рыцари во время крестовых походов, потом тройки получала целую четверть! А ведь простой вопрос: «как в условиях пустынной жары пехотинцу тащить на себе железные латы весом в 30 кило плюс ещё и оружие?» Ну, в учебнике так написано… И протчая, протчая, протчая…

Получается, что дети не лентяи, как следует из воплей педагогов на родительских собраниях, а просто не желают тратить время и силы на то, что им неинтересно. Да и многие методы школьного обучения просто нерациональны, не только с моей, но и с детской и подростковой точки зрения. Методы эти нужны только педагогам, так как это привычные, заученные действия, позволяющие «не напрягать свою нервную систему». Таких «педагогов» вообще нельзя подпускать к детям, если мы хотим получить психически здоровых, успешных личностей, но других просто нет!

Вывод: средняя школа выплёвывает из себя средних учеников, действуя по многовековой схеме – проповедь, пытка с целью получить правильный для пытающего ответ, далее или поощрение, или наказание.

Со времён Святой Инквизиции мало что изменилось. Поправьте меня, если я не прав!

Средняя школа не выпускает в жизнь приспособленных к жизни людей! У неё просто другая задача — выпустить в свет послушного, управляемого человечка… Поэтому, практически все успешные люди шли путём проб и ошибок, пробивая головой стены, падая и снова поднимаясь, напрягая все силы. Гробя своё здоровье, жертвуя очень и очень многим, работая иногда на износ. Это и пугает большинство обычных, рядовых граждан, живущих и работающих «как все». Они просто не готовы платить такую цену за достижение даже своей самой Великой Мечты. Ну, не выработались у человека в процессе учёбы (и жизни) такие качества. Не верит он, человек ентот, что может достичь чего-то великого, ведь научили его только повторять заученное по учебнику и вообще «не высовываться».

А почему не научили? Да просто потому, что никому в жизни Вы лично не нужны. Ну, почти. Во всяком случае тем, кто имеет ресурсы для достижения Вашей мечты, которой Вы ещё не достигли. Никому не нужны творческие, амбициозные, люди, которыми практически невозможно управлять. Государству и корпорациям нужны «винтики», бизнес-единицы, а не творческие личности. Ваши желания, потребности, мечты — просто помехи бизнес- и (или) другим корпоративным процессам.

Вот смотрите, почему рядовой работник или офисный служащий всегда ноет, что ему «недоплачивают». Да он просто этого недостоин! В рыночной экономике хорошо платят тем, кто способен решать проблемы! А что такое проблема? Это экзамен, ответ на который человек точно не знает (правильный ответ не заложен в его памяти). Искать его нужно самостоятельно, в предельно сжатые сроки. Скажите, на каком школьном предмете учат этому?

Ещё один аргумент — закончить среднюю школу с хорошими отметками надо, чтобы потом поступить в институт. Ну, закончили институт, что дальше?

«Кто понял жизнь - тот бросил школу, кто не совсем - тот поступил в институт.» Придумал сие изречение не я, но абсолютно с этой мыслью согласен! Почитайте биографию Леонардо ди Каприо — когда его сверстники поступали в театральные ВУЗы, он нанял себе агента и предлагал себя киностудиям. Ну и что, что не было практики! Времени просто он не терял и всё постигал на практике. Зато, когда сверстники вышли искать работу, Леонардо уже был миллионером.

Ну, допустим закончил человек институт (универ, другой ВУЗ). Даже с суперкрасным дипломом. Что дальше? «Забудь всё, чему тебя учили и начинай наконец работать.» Так или примерно так говорят практически каждому выпускнику ВУЗа, не имеющему практических навыков. И приходится постигать многие, даже самые элементарные профессиональные навыки с самого простого, с «нуля». А сколько времени, денег и других ресурсов уже потеряно!

Получается, для того, чтобы успешно начать карьеру после окончания даже самого престижного института всё равно придётся работать по этой специальности ещё во время учёбы… Парадокс!

Ну, и что теперь делать. Учиться самостоятельно, по другому пока никак. Ставить пред собой великие цели. Воплощать их в жизнь, несмотря ни на какие противодействия. Закладывать основы успеха с самых младых лет. Не так это тяжело, как кажется. Просто, делать многие вещи надо делать по другому, не так, как все. Анализировать результаты, не бояться неудач, осуждения, зависти… Вместо поиска работы делайте свой бизнес, Да, это тяжело, адски тяжело, даже, когда есть, кто дает правильные, мудрые советы. А если такого человека нет?

Давайте наконец научимся жить сами и научим этому наших детей!

Как Алиса в стране чудес, безумно, но интересно!

Жить так, как хочется, как бы трудно это ни давалось, а не так, как «надо».

Кому надо?
Пишет
Груздев Михаил
Груздев Михаил
Комментарии
Юрий Алексеевич.   14 марта 2010 13:06
Всё верно, каждое слово, полностью согласен!
Александр   15 марта 2010 19:19
При всем том, что в статье написано много позитивного и правильного не совсем согласен, что вина в том, что в школе нет успешных учеников лежит полностью на учителе - не согласен!
Сразу поясню - я НЕ учитель. Но плотно работаю со школой и участвую в учебном процессе в качестве наблюдателя.
Вашей дочери повезло. И с родителями и с своим собственным отношением к жизни! И дай ей Бог и в дальнейшем только хорошего!
На сегодняшний день учитель в средней школе бесправен! Двойки ставить нельзя иначе ты же и будешь виноват в том, что оболтус ничего не знает. А он и не хочет знать! На второй год оставлять нельзя. У учителя нет никаких способов воздействия на ученика, кроме личного примера и родителей. Попробуйте быть личным примером каждый день для сотни подростков!.. Которые считают себя взрослыми, имеющими своё мнение по любому вопросу и не стесняющиеся крыть матом на переменах. Родители же всегда на стороне своих детей, как и должно быть! Вот и остается учитель один. А управление образования требует раскрываемости, профилактики и отсутствия искривлений дисциплинарной практики! Ничего не напоминает? Так мы уже прос..ли армию и милицию. И успешно убиваем среднюю школу! Сейчас в школе работаю либо подвижники, либо те, кому нечего терять...
Наталья Викторовна   18 марта 2010 13:43
Вы затронули очень важную проблему. Уроков успеха в школе нет прежде всего потому, что она не слишком изменилась с 18-19 веков. Ученики по прежнему сбиты в огромные "стада" по 20-30 человек. Попробуйте управлять таким большим детским коллективом! Все силы учителя уходят на поддержание дисциплины, его можно сравнить с человеком, управляющим толпой, куда ему для раскрытия личностей в таких условиях. Кроме того, и поведение ребенка в такой большой толпе изменяется, как и поведение любого человека. Это уже далеко не тот ребенок, которого родители видят в семье.
Вывод давно уже ясен, прежде всего, необходимо уменьшить число учеников в классе, дабы учитель мог нормально общаться с детьми. Но это требует «огромных» затрат в виде выплачивания нищенских зарплат большему числу учителей, на которое наше бедное государство "ну никак не может пойтить".
Во-вторых, в школе нужны освобожденные от уроков воспитатели и хорошая воспитательная работа, где бы детей учили, как общаться, например, и многим другим жизненным вещам. Опять же нужны средства.
В третьих, нужно менять само обучение, оно у нас сводится к напичкиванию жутким количеством информации, без осмысления, без усвоения, да еще унификация. Творческий ребенок, физически неспособный учить математику, должен осваивать ее на глубоком уровне. Отсюда комплексы – «я дурак», и такого ребенка никак не утешает то, что он рисует, танцует и пишет стихи. А есть дети, которые тянутся к ремеслам, это у нас тоже считается недостойным.
Это наиболее острые базовые проблемы, а сколько еще всего.
Наталья Викторовна   18 марта 2010 13:47
Насчет высшего образования, я не согласна. В творческих профессиях, оно возможно не так уж важно, поэтому успех Ди Каприо, да и многих наших известных актеров объясним. Может не так оно важно во всех областях бизнеса (именно академическое), так как это дело практическое, требует природного таланта, деловой сметки и тяги к постоянному самообразованию. А вот в областях медицины, техники, естественных наук и др. принебречь им никак нельзя. Другое дело, что оно также сильно нуждается в изменениях, как и школьное.
Думаю, что ждать от школы чего-то дельного не стоит вообще, как и делать ставку на учителей в образовательном процессе. Общее впечатление, что школа деградировала, а саботаж образования идет на государственном уровне. Абсолютно согласна с автором о средней безликой массе, выпускаемой из школ. Стране нужен обслуживающий персонал для "трубы", не имеющий никаких жизненных планок , тупой, ругающийся матом на всю улицу, плюющийся на тротуар, наряженный в безвкусное тряпье "и протчая".
Поэтому ,отдав свою дочь в приличную ,по нынешним меркам , школу, мы с мужем делаем ставку только на себя. Лишь от родителей зависит интерес к учебе и понимание ребенка, зачем он ходит в школу, что нужно для него, а что лишнее, с кем стоит контактировать, а кого лучше обойти стороной. Все , практически . определяют родители. Ну, а на "трусы и пр.", думаю, можно "забить", как сейчас некоторые выражаются.
Людмила Владимировна   20 марта 2010 02:01
Мне кажется(с высоты прожитых лет и по опыту воспитания троих детей),после класса 7-ого этак, надо детей делить по классам- интересов, кто к чему тянется. не всем нравится математика, физика, химия. основное показать, объяснить надо, это, наверное, необходимо, но вот я вышла из школы, в институт не поступила или бросила-вышла замуж, родила или еще что-то, -зачем мне интегралы? Чтобы потом, когда дитё вырастит, помогать с уроками, если что запомнится?
Полностью согласна с автором статьи, сама являюсь работником образования,любая инициатива со стороны педагога наказуема, есть учебная программа- вот по ней и учите, а то что эти программы уже давно устарели и не подходят под современные требования общества никого не волнует.