Оптимизация школ


Мне хотелось бы рассказать в этой статье о том как проходит оптимизация одной из сельских средних школ российской глубинки. И надеюсь, люди выскажут свое мнение по этому поводу.

2010 год – год учителя, хотя об этом нигде никто ничего не говорит и не упоминает. Зато идет активная, так называемая, оптимизация школ, уже и не вспомнить какая волна по счету. Все это вызывает только горькую усмешку у учителей.

До кризиса 2008 года, говорили одно, в кризис – другое, а сейчас, кризис миновал, а ситуация совсем приняла характер хаоса. И когда это все закончится неизвестно. Хватит бы уже бесконца экспериментировать на школах…

Школа, о которой пойдет речь, сельская. Когда-то в ней училось до 600 человек. В начале нового тысячелетия уже было около 150, а в 2010 – на 1 сентября в школу пришли всего 80 учеников. Школа стала малокомплектной. В районе сельских средних школ осталось всего две, одна из них наша. Кстати, до районного центра – 100 км. Это самая дальняя школа. Чтобы выбраться в районный центр, нужно потратить целый день и выложить немалую сумму денег.

До 2008 года все было довольно неплохо, школа работала в нормальном режиме, деньги выделялись и на приобретение оборудования, и на ремонт и т.д. Все работали и были нужны школе и учителя, и технический персонал. Велись все предметы, была продленка, был свой психолог, социальный педагог, велись все кружки и т.д., то есть школа функционировала и развивалась.

Что же сейчас стало? А сейчас ситуация складывается так, что школе становиться совсем не сладко. Всех сократили - нет ни завхоза, ни дворника, ни рабочего по ремонту здания. Вместо трех ставок техничек – оставили 1,5. Подавать звонки некому. Доходило до того, что ходили учителя и сами подавали звонки.

Нет психолога, социального педагога, нет кружков, группы продленного дня. Классы объединили, часы, соответственно убавились. Вместо обещанного повышения зарплаты наблюдается ее снижение. Из бюджета средств никаких школе не выделяют, то есть средств ноль. Хотя требуют все по полной программе и требования все ужесточаются.

Интересно, а за счет чего и кого выполнять все предписания по пожарной безопасности, по освещению, по ремонту…? Правильно! Остается только за счет учителей, учеников, их родителей и добрых людей, которые согласятся помочь. Ищите – как говорится сверху.

Директор школы превратился в менеджера, измученного, вечно куда-то торопящегося и встревоженного человека. Он и завхоз, и секретарь, и кассир…, бумаги идут бесконечным потоком, конца и краю им нет. И чтобы как-то успеть везде, ему приходится целыми днями и ночами сидеть на компьютере и печатать, печатать и печатать документы и отчеты. И всем директорам сельских школ помогают их мужья, дети и родственники, иначе ничего не сделать. Так и работают. И все мечтают скорее бы дотянуть до пенсии, или уйти с этой должности.

Никакого удовлетворения не испытывают учителя от такой работы, впереди – темнота и безысходность.

Уверен, что очень многие школы, особенно сельские, в такой же ситуации, а может еще и в худшей. И по всей видимости эксперименты со школами будут еще долго проводится. А хотелось бы, чтобы учителя действительно были уважаемыми людьми, чтобы ходили с удовольствием на работу, чтобы качественно учили детей, чтобы получали достойную зарплату на деле, а не в бесконечных обещаниях. Чтобы молодежь стремилась получать профессию учителя и гордились бы этим.

Пишет
Валерий Николаевич
Валерий Николаевич